Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельным этапом в развитии представлений о конкуренции можно отметить немецкую реакцию на классическую теорию (немецкая историческая школа), представителями которой являются Адам Мюллер, Фридрих Лист, Вернер Зомбарт, Густав Шмоллер, Макс Вебер. Основными научными результатами становятся расширение объекта исследования конкуренции в рамках поведенческого подхода до межнационального уровня. Наряду с мотивом конкурентного поведения индивидуумов, это эгоистический интерес, выделяют мотивы поведения общества, это его национальное благосостояние. Актуализируется и расширяется предметная область исследований формационного подхода, где под конкуренцией понимают не только среду (классическая экономическая школа), но и принципы взаимодействия и функционирования хозяйствующих субъектов. Расширяются представления о методологическом подходе, где под конкуренцией понимают способ социально-экономического взаимодействия, который, представлен своими альтернативными вариантами, например, ценовая и неценовая конкуренция.

Дальнейшее развитие представлений о конкуренции экономическая наука получила в рамках неоклассического направления. Здесь получает развитие организационный подход к анализу конкуренции, где конкуренция представляет собой вероятностные причинно-следственные отношения порождающие «удовлетворенность благом», «ценностью», «полезностью», «редкостью» и принципом «взаимовыгодного обмена», и протекающие между покупателями и продавцами в меновых экономических системах.

В том числе в рамках неоклассического направления при статичном подходе к анализу конкуренции представляется возможным выделить составляющие сложного социально-экономического процесса конкуренции. Это явление «конкурентоспособности», представимое свойством — способностью к удовлетворению придельной полезности (удовлетворенная потребность) и процесс приобретения «конкурентного преимущества», где в роли последнего может выступать какая-либо ценность блага.

К неоклассическому направлению относят ведения понятия «совершенная конкуренция». Также в рамках неоклассического направления отмечаются исторические предпосылки противоречивости категории «конкуренции». С одной стороны, конкуренцию определяют по средствам ее объектного анализа, результатом которого становится выделение свойств-условий конкуренции, которыми обладают хозяйствующие субъекты (покупатели и продавцы). В данном случае, суть конкуренции раскрывается через понятие «конкурентоспособности» как состояния хозяйствующих субъектов, выражающихся в их свойствах. С другой стороны, конкуренцию определяют по средствам ее предметного анализа, результатом которого становится выделение признаков-факторов конкуренции, которыми выступают ценности («ценностные характеристики») товаров и услуг. Здесь суть конкуренции раскрывается через понятие «конкурентные преимущества» как «ценность» товара или услуги (рис. 1).


Рисунок 1. Противоречивость категории «конкуренции» в неоклассических экономических учениях

Следующим этапом развития представлений о конкуренции выступает кейнсианство. Основными результатами в развитии представлений о конкуренции являются расширении типологии понятия «конкуренции» и введение понятия «регулируемая конкуренция» характерной чертой, которой является наличие в экономике «встроенных стабилизаторов». Отметим, что необходимость введения данной видовой конкуренции связанно с усложнением социально-экономических отношений, которые к началу XX столетия носят все больше синергетический характер. Анализ процессов конкуренции сводится не к отношениям индивидуумов, а к отношениям групп, наций, обществ (корпораций), что определяет новый уровень анализа конкуренции — макроуровень.

Диалектически дополняющим и связующим этапом в развитии представлений о конкуренции является монетарное направление, представителями которых стали М. Фридмен, А. Шварц, К. Бруннер, А. Мелцер, Д. Лейдлер, Р. Селден, Ф. Кейган. Монетаризм основную роль в формировании рыночного равновесия отводят денежному фактору. При этом основными методами регулирования экономических отношений становятся не методы фискальной политики, а методы денежно-кредитной политики.

Вклад представителей современного этапа развития экономической мысли в теоретико-методологические основы «конкуренции» состоит в том, что кейнсианство рассматривает конкурентные процессы («конкуренцию») и рыночный механизм («рынок») в отношении совокупностей, тем самым формирует представление о макроэкономическом уровне анализа экономики. В рамках кейнсианского учения предлагается к рассмотрению «регулируемая конкуренция». В связи с чем, возникают предпосылки к рассмотрению типов конкуренции: свободная, совершенная и регулируемая конкуренция. Вклад монетарной школы заключается в расширении рассмотрения предмета конкуренции. Конкурентные процессы охватывают не только товарные отношения хозяйствующих субъектов, но и денежные отношения.

Неортодоксальное направление развитие экономической мысли, как направление изучающее «нерыночные» факторы поведения экономических агентов расширяет представление о конкуренции как об их поведении в условиях функционирования рыночного механизма. Эволюционная теория вносит представление о биологической или естественной природе конкуренции, которая присуща как всему живому, так и социальному. Причем сам процесс конкуренции направлен на «взаимодействие» (а не на «борьбу», в отличие от классиков) хозяйствующих субъектов с окружающей их внешней средой, вследствие чего становится возможным выделение таких видов конкуренции как активная и пассивная.


Поведенческая экономическая теория, основоположником которой считается Г. Саймон, предметом своего анализа выделяет «человеческий фактор» или социальный аспект в поведении экономических агентов. Развитие в представлениях о конкуренции в поведенческих теориях заключается в том, что, конкуренция, как форма отношений и процессов обмена, приняв своим критерием эффективности функционирования хозяйствующих субъектов — «уровень притязания», а не максимизацию экономического эффекта, меняет свою основу и характер с экономической и активной на социальную и пассивную. Здесь сущность процесса конкуренции раскрывается через адаптивное поведение хозяйствующих субъектов и экономических агентов к неопределенной внешней среде и выражается в процессах принятия удовлетворительных решений в условиях неограниченной информации (изобилия информации).

Следующим этапом в развитии представлений о конкуренции выступает институциональное направление экономической мысли. Конкуренция ими рассматривается как институция социума, т. е. правило, норма, ценность (конкурентное преимущество), лежащая в основе рыночного механизма, и которому следует не отдельно взятый хозяйствующий субъект, а совокупность хозяйствующих субъектов. Причем здесь конкуренция распространяется не только на экономическое пространство, но и на социальное пространство.

Рассмотрение конкуренции как институции лежит в основе формирования представлений о несовершенной конкуренции с выделением ее типов (монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, монопсония). В этом случае, под конкуренцией институционалисты понимали соревновательный процесс (взаимодействие по правилам) между фирмами (корпорациями) за удовлетворение своих интересов, т. е. соревнования между ассоциативными формами ведения предпринимательской деятельности. В общем случае, в рамках институционального подхода под конкуренцией понимают нормы, ценности и правила поведения экономических агентов (институциональное поведение) в целях взаимовыгодного удовлетворения своих (корпоративных) интересов в меновых экономических системах.

Неоинституциональное направление экономической мысли (новая институциональная теория) объектом своего внимания выделяет фирму не как индивидуального экономического агента (подход неоклассиков), а как безликого (действующего в интересах общества) хозяйствующего субъекта — корпорацию, преследующий свой интерес на рынке. Предметом же исследования являются транзакционные издержки, которые несут экономические агенты в связи со своим существованием и функционированием на рынке и которые образуются в институциональной среде, представимой фундаментальными, политическими, социальными и юридическими правилами, в рамках которых протекают процессы производства и обмена.


Одним из представителей неоинституционального направления Д. Бьюке- ненем развивается представления о конкуренции, понимая под ней институциональную среду, обусловленную действием фундаментальных политических, социальных и юридических правил — общественных институтов, в отношении взаимовыгодного обмена между хозяйствующими экономическими агентами в меновых экономических системах.

Важнейшие выводы теоретиков транзакционного подхода таковы. «В экономике складывается рынок организационных форм, на котором фирмы разного типа вступают между собой в конкуренцию. Процветание лучших и отмирание худших организационных форм определяются, в конечном счете, их способностью обеспечивать экономию транзакционных издержек».

Таким образом, к неоинституциональному направлению экономической мысли в отношении развития представлений о конкуренции можно отнести формирования представлений о цивилизованной конкуренции, когда интересы конкурирующих сторон удовлетворяются на взаимовыгодных условиях с минимальными транзакционными издержками для них и для общества в целом.

Цивилизованная конкуренция предполагает соблюдение принципа конкурентоспособности экономических агентов и в целом институтов, что, в свою очередь, автоматически отклоняет вопрос о разрушительной силе конкуренции. В этом случае, конкуренция, которая, по мнению классиков, носит стихийный характер, становится вполне управляемой. Следовательно, меняется и функция конкуренции. Если классики в рыночных процессах отводили конкуренции роль «невидимой руки», а основной ее функцией выступало авторегулирование рыночных процессов (разрушительная функция конкуренции), то согласно неоинституциональному подходу основной задачей конкуренции становится организация среды для меновой экономики, а основной функцией — саморегулирование деятельности экономических агентов (созидательная функция конкуренции), т. е. по средствам конкуренции, можно получать заранее задаваемые состояния меновой экономической системы.

Также в рамках неоинституционального направления анализа конкуренции выделяют косвенную и прямую конкуренцию. Сущность косвенной конкуренции состоит в том, что формирование институциональной среды направлена на привлечение и удержание в «команде» наиболее эффективных участников меновых отношений. Сущность прямой конкуренции состоит в том, что формирование конкурентной среды направлена на подавление и поглощение наиболее неэффективных участников меновых отношений.


Следующим эволюционным этапом в развитии представлений о конкуренции является направление «новая политическая экономия». В рамках данного направления развития экономической мысли сформировалась идея «Великого Неоклассического Синтеза», основоположником которого стал Пол Самуэльсон. Исследователь высказывает идею о возможности сохранения традиций свободной конкуренции в условиях эффективного воздействия государства на рынок. Таким образом, П. Самуэльсон выдвигает идею о существовании и рассмотрении конкурентных систем и системы конкуренции. Эту идею высказывал и Дж. Кейнс, но в своих рассуждениях он остановился на государственном вмешательстве в экономику, через встроенные стабилизаторы, а П. Самуэльсон для реализации этой идеи, предлагает не только государственное вмешательство, но и государственное участие в экономике, через государственную собственность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкуренция (от лат. «сопсиггепйа» — столкновение, состязание) - это соревнование, соперничество между производителями товаров на рынке за более выгодные условия оказания услуг с целью получения максимальной прибыли. Конкуренция одновременно является механизмом автоматического регулирования пропорций в сфере общественного производства. Кроме этого, существует много других определений конкуренции. По мнению Ф. Перру, конкуренция - это действие постоянной угрозы для подрыва господства и его постоянного пересмотра в пределах тех правил, которые позволяют проявить творческий отбор. Человеку свойственно стремление подороже продать и подешевле купить. Поэтому нам постоянно приходится сталкиваться с понятием конкуренции. Строгим значением понятия конкуренция является то, что одному человеку приходится состязаться с другим, особенно это видно при покупке или продаже чего- либо. И. Конрад определял конкуренцию как «свободное соперничество многих лиц в хозяйственной деятельности вообще».

В официальных документах конкуренция рассматривается как состязательность хозяйствующих субъектов, ограничивающая возможности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что конкуренция сопровождала человечество на всех этапах его эволюционного развития. С развитием человечества, а, следовательно, и с развитием социально-экономических и общественных отношений и связей эволюционировала и сама конкуренция, а точнее сказать эволюционировали представления о конкуренции как экономической категории.