Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Сущность сетевой формы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В экономической литературе слабо освещены вопросы, связанные с экономической природой понятия «сетевая розничная торговля». Согласно «ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения» «торговая сеть - это совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением».

Данная трактовка, встречающаяся наиболее часто [3, с. 58] не учитывает ряд особенностей и характерных черт, свойственных сетевой форме торговли. В частности, ей характерно: а) единая для всех торговых объектов сети товарная специализация; б) единый для всех торговых объектов сети торговый знак.

Торговой сетью принято считать «несколько магазинов (торгующим аналогичным товаром, ориентированных на один класс покупателей, имеющих единые цены, ассортимент и рекламную политику) и объединяющую их инфраструктуру» [7, с. 12]. Данное определение не совсем точно раскрывает экономическую природу понятия «торговая сеть»: декларируется ориентация всех торговых объектов сети на один сегмент потребителей, в то время как сетевая структура может быть мультиформатной, и может ориентировать свои торговые объекты на разные целевые аудитории потребителей.

С учетом всех перечисленных особенностей можно сформулировать определения ключевых терминов:

  1. Сетевая форма организации торговли - способ управления и

организации розничной торговли из единого административного центра, при котором ряд торговых предприятий разного формата с одной и той же специализацией разных подгрупп товаров, имея один торговый знак, используют общую торговую инфраструктуру, имеют общую стратегию развития сети, реализуемую в рамках единой торговой политики [45].

  1. Сетевая розничная торговля - сектор рынка розничной торговли, который представляет собой совокупность предприятий торговли разного формата, объединенных в единую сеть и использующих преимущества сетевой формы ее организации.
  2. Розничная торговая сеть - оператор рынка розничной торговли, использующий сетевую форму ее организации (оператор сектора сетевой розничной торговли).

На сегодняшний день известны несколько значений термина «торговая сеть». Исследовав отечественную и иностранную научную литературу, публикации специалистов, отчеты профильных консалтинговых компаний, терминологию, взгляды, общепринятые и используемые в современной практике сферы обращения, можно сделать вывод, что существует два основных подхода к толкованию термина «Торговая сеть».


Первое значение является общим (широким) и определяет «торговую сеть» как всю совокупность торговых предприятий определенного региона, независимо от владельцев, организационно-правовой формы предприятий, типа торговых фирм и других характеристик. Такое понимание термина «торговая сеть» было распространенным в России в советское время и 90-х годов. Используется оно и сейчас.

Второе, специальное (узкое) значение термин "торговая сеть" получил от иностранной практики, в оригинале на английском языке определяется как chainstores, то есть сеть магазинов, цепи магазинов, магазины, которые управляются одним владельцем (группой владельцев), что связано в одну систему, организационными, экономическими, финансовыми и технологическими связями, с целью повышения эффективности деятельности.

Распространенными вариантами перевода chainstores в отечественной научной и специальной литературе являются: цепные магазины, торговые цепи, многофилиальными сети, торговые сети. Все эти термины характеризуют одно и то же явление. В развитых странах торговые сети занимают значительную часть рынка по сравнению с такими субъектами розничной торговли, как независимые магазины или кооперативы [45].

Для того, чтобы исследовать экономическую сущность такого явления, как торговая сеть, и дать его полное определение, обратимся к научным источникам. Автор считает необходимым рассмотреть торговые сети с позиции сетевого подхода к организации бизнеса, который тесно связан с концепцией сетевой экономики и предпринимательскими сетями.

Сетевая торговля не только позволяет эффективно удовлетворять потребности покупателей, но и обеспечивать лучшие возможности для развития торгового бизнеса, благодаря использованию собственных средств и привлечению внешних инвестиций, обеспечивая при этом качественное обслуживание. В социальном плане важно, что сетевой ритейл всегда платит налоги и сохраняет значительный потенциал для удержания цены в пределах возможностей потребительского сегмента.

Создание торговых сетей - это такой метод управления торговым капиталом, который позволяет получать экономию от масштаба деятельности в розничной торговле. Торговля относится к так называемым раздробленным отраслям, в которых предприятия располагаться в непосредственной близости от мест расположения потребителей. Она состоит из большого количества, в основном частных, мелких и средних предприятий и ни одно из них не играет решающей роли в общем объеме продаж отрасли.


Отличительной чертой раздробленных отраслей является отсутствие операторов, обладающих лидерством и признанных всеми покупателями.

Несмотря на то, что розничная торговля как отрасль традиционно относится к «раздробленной» и остается таковой, по мере накопления капитала для получения экономии от масштаба начинают применяться сетевые технологии, позволяющие получать конкурентные преимущества за счет максимизации выручки, получения ценовых скидок на оптовые закупки продукции у производителей и предложения собственных торговых марок.

При том низкие барьеры входа превращают возможность появления новых конкурентов в постоянно действующий фактор, и сама конкурентная борьба в «раздробленных» отраслях варьируется от умеренно сильной до ожесточенной.

Сегодня самым быстрорастущим видом предприятий сетевой розничной торговли товарами повседневного спроса стали гипер- и супермаркеты.

Классификация розничных сетей по формам интеграции представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Классификация розничных сетей по формам интеграции [39]

Предприятия, находящиеся на одной хозяйственной ступени, объединены горизонтальными сетями. Это объединение двух и более однородных по функциональному значению и товарному профилю торговых предприятий, находящихся водном владении. Крупнейшими горизонтальными торговыми сетями являются «Магнит» (оператор ОАО «Тандер»), «Пятерочка», «Карусель», «Дикси», «Седьмой континент», «Перекресток», «Копейка».

Вертикальные торговые сети строятся на принципах подчинения, распорядительства. Они объединяют функционально зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей данного продукта. Такие сети формируются на основе подчинения смежных звеньев товародвижения одним из участников канала, который обладает наибольшим потенциалом и доминирует в ней.

Розничные торговые сети формируются на основе франчайзинга, выкупа и строительства новых магазинов.

Различают транснациональные (международные) и общенациональные сети. Транснациональные (международные) сети развиваются путем открытия торговых предприятий в разных странах (например, немецкие сети Aldi, Metro, Obi, голландская Spar, французские сети Auchan, Carrefouer, американские WalMart, российская Рамстор, шведская Икея).

Общенациональные сети могут быть:

  • федеральными - развивают магазины в нескольких городах России (например, краснодарская сеть «Магнит», петербургская «О'Кей», московская «Седьмой континент», «Перекресток», «Карусель», «Линия», калининградская «Виктория», «Квартал»);
  • локальными - работают в масштабах одного города (например. «Молния» в Челябинске, «Бахетле» в Казани, «Монетка» в Магнитогорске, «Купец» в Екатеринбурге, «В 2 шагах» в Ростове-на-Дону).

При организации сетевой розничной торговли применяются различные модели управления.

Ниже перечислены основные особенности организационной структуры сетевых компаний [2, с 21].

  1. Разделение функций закупки товаров у поставщиков и розничной продажи товаров потребителям. Основная причина такого разделения функций заключается в том, что центральным направлением торговой политики является массовая закупка товаров по возможно низким ценам, что и позволяет получать основной экономический эффект горизонтальной интеграции в системе товарного обращения.
  2. Формирование строго иерархических, централизованно управляемых организационных структур, в которых установлена жесткая система контроля и оперативного информирования. Эти требования обусловлены необходимостью повышения эффективности управления торговыми системами.
  3. Наличие многочисленного аппарата управления, включающего руководителей и специалистов, территориальных и функциональных подразделений. Это обусловлено значительными масштабами деятельности, территориальной рассредоточенностью большого числа филиалов и необходимостью оперативного решения вопросов развития крупных сетевых систем.

Главное конкурентное преимущество сетевой формы торговли - способность достижения ценовых преимуществ над независимыми торговцами путем увеличения объемов продаж и уменьшения размера наценки.

Классификация розничных торговых сетей по товарно-ассортиментному признаку представлена на рисунке 2 [6].

Рисунок 2 - Классификация розничных торговых сетей по товарно-ассортиментному признаку

Универсальные розничные сети реализуют универсальный ассортимент (все группы) продовольственных или непродовольственных товаров. Примерами таких сетей являются супермаркеты («Перекресток», «Магнит», «Табрис»), гипермаркеты («Пятерочка»), универмаги («Калинка Стокманн», «Москва», «Стильный город»), универмаги «Детский мир».

Специализированные розничные сети (в том числе и узкоспециализированные) реализуют одну группу товаров или часть товарной группы. Это позволяет предоставлять покупателям более глубокий и насыщенный ассортимент, иметь более тесные связи с поставщиками, сокращать оформление документации [6].

В специализированных предприятиях имеются лучшие условия для изучения покупательского спроса, больше возможностей для предложения покупателям сервисных услуг. Представителями специализированных розничных сетей являются «М.Видео», «Эльдорадо», «Высшая лига», «Спортмастер», «Бибабо», «Позитроника», «Мир», «Эконика», «Техносила».


Сети со смешанным ассортиментом товаров реализуют отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров. К этой группе относят предприятия, в которых не соблюдается специализация и наряду с основным ассортиментом продаются другие товары («Ашан», «О'Кэй»).

Сети с комбинированным ассортиментом реализуют несколько групп товаров, связанных общностью спроса или удовлетворяющих какие-либо потребности покупателей («Товары для ремонта», «Город мастеров», «Диета»).

Классифицировать розничные сети проще всего по сегменту потребителей, различаются они не только ценами, но и выбором товара, оформлением торговой площади и обслуживанием.

Люксовые или премиальные сети - классические гастрономы, ориентированные на продукцию «премиум» и потребителей с доходами «выше среднего и высокого» («Фэшн Гранд Ласкала»).

Магазины экономкласса - самые распространенные и востребованные.

Основными акциями в магазинах этого сегмента являются скидки. Поэтому для экономных покупателей продовольственной сети предназначены магазины- дискаунтеры, магазины «Кэш энд керри», мини-маркеты, магазины-склады, фирменные магазины производителя, продовольственные рынки, в непродовольственной сети - магазины «Секонд-хэнд», комиссионные, или «стоковые магазины», торговые точки производителей, телевизионный магазин, товары повседневного спроса.

К наиболее крупным сетям экономкласса относятся «Пятерочка», «Копейка», «Дикси», калининградская «Виктория», «Квартал», «Дешево», краснодарская сеть «Магнит», казанская «Эдельвейс».

Выводы:

В целом инфраструктура розничной торговли с характерным соотношением мелких, средних и крупных предприятий складывалась по мере развития конкуренции и научно-технического прогресса. И если на ранних стадиях развития товарного обращения преобладала тенденция специализации и обособления отдельных видов деятельности, то на более зрелых стадиях задачи максимизации прибыли обусловливают тенденции, связанные с концентрацией капитала, а также укрупнением предприятий.

Глава 2. Актуальные проблемы развития сетевых форм бизнеса