Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности ( Система оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на этапе возбуждения уголовного дела и их характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19 ноября 1756 г. был издан Указ «О главных сыщиках сыска по искоренению разбойников, воров и беглых людей». В 1763 г. Розыскной приказ в Москве был ликвидирован, а все его дела (о ворах, разбойниках и убийцах) на территории Москвы и Московской губернии были переданы Московской Губернской экспедиции, просуществовавшей до создания в 1782 г. так называемых «Управ благочиния». Дела в отношении задержанных этими органами лиц передавались для осуществления дальнейшего производства губернской Экспедиции.

С приходом к власти Екатерины II, провозгласившей преемственность петровских реформ, одной из основных законотворческих задач стало обновление Соборного Уложения 1649 г., которое к тому времени обросло многочисленными законодательными поправками и дополнениями[15].

Образованной в 1766 г. Уложенной комиссией был создан так называемый Большой наказ, в котором нашли отражение взгляды Екатерины на государственное и общественное устройство с позиций «просвященного абсолютизма». Вместе с тем, данные реформы вскоре были свернуты, а Уложенная комиссия распущена. Часть выработанных ей идей все-таки нашла свое отражение при принятии последующих законодательных актов, часть же была полностью утрачена. После Пугачевского восстания 1773-1774 гг. как никогда стало очевидно, какую угрозу могут нести в себе неконтролируемые революционные настроения в народных массах и насущным вопросом стало проведение административно-судебной реформы, нацеленной на поддержания порядка.

Дальнейшее развитие полиции продолжилось с принятием 8 апреля 1782 г. Устава благочиния, или Полицейского Устава, ставшего одним из ключевых нормативных актов того времени. В соответствии с его положениями, полицмейстерские канцелярии на местах заменялись «Управами благочиния», ставшими основными полицейскими подразделениями местной системы управления. Их полномочия были достаточно обширны, охватывая на этом этапе, в том числе, и функцию расследования и раскрытия преступлений. Создание Управ благочиния привело к упразднению особых Розыскных экспедиций в Москве и Петербурге. Их функции были распределены между Управами благочиния - с одной стороны и Палатой уголовных дел - с другой[16].

8 сентября 1802 г. Александром II был издан манифест «Об учреждении министерств», которым формировались первые восемь министерств вместо существовавших прежде коллегий. В их числе было создано Министерство внутренних дел, основными задачами которого стало обеспечение общественного спокойствия и государственного порядка. Выполнение первой задачи было возложено на Экспедицию спокойствия и благочиния[17].


Среди основных нормативно-правовых актов, регламентирующих полицейскую и сыскную деятельность того времени можно выделить: «Временные правила полицейского устройства в городах» (1862 г.), «Инструкцию околоточных надзирателей» (1867 г.), «Порядок действий сотрудников Корпуса жандармов по расследованию преступлений» (1871 г.)., «Инструкция полицейских урядников (1878 г.), «Положение о мерах охранения общественного спокойствия и государственного порядка» (1881 г.), «Положение негласного полицейского надзора» ( 1882 г.), Положение «Об устройстве секретной полиции в Российской Империи (1883 г.). Существенное влияние на полицейскую структуру оказала и судебная реформа Александра II.

С созданием в 1860 г. института судебных следователей функция предварительного расследования преступлений была полностью передана им и изъята из ведения полиции. Данное организационное решение правительства было закреплено в Судебных уставах 1864 г., оставивших в компетенции Министерства внутренних дел лишь функции дознания[18].

Нормативно-правовая база сыскной деятельности на рассматриваемо этапе включала в себя Положения о правовом статусе:

- начальников розыскных (охранных) отделений (Приказ министра внутренних дел от 12.08.1902 г.);

- структуры Охранных отделений (Приказ министра внутренних дел от 9.12.1907 г.);

- Охранных отделений отдельных районов (Приказ министра внутренних дел от 14.12.1906 г.);

- Сыскных частей (Закон от 6.07.1908 г.);

-Контрразведывательных частях и их начальниках (Закон от 8.06.1911 г.); Также в этот период были приняты:

- Инструкции начальников и чинов охранных отделений (утверждены Постановлением от 9.08.1910 г.);

-Инструкции начальников и чинов контрразведывательных частей (утверждены Постановлением от 8.06.1911 г.);

- Наставления по организации контрразведывательной работы военного времени (утверждены приказом Верховного главнокомандующего от 6.06.1915 г.);

- Инструкции наблюдательного агента контрразведки (утверждены приказом Верховного главнокомандующего от 6.06.1915);

- Инструкции относительно ведения и организации внутренней агентурной работы (составлена для использования сотрудниками Московского охранного отделения).

Нормативной базой организации сыска содержались в себе достаточно широкие полномочия сотрудников, призванные, в первую очередь, эффективно противодействовать политической преступности и революционным настроениям. Вместе с тем, сохранялась размытость законодательных формулировок, что в ряде случаев приводило к злоупотреблениям в процессе практической деятельности[19].


После Февральской буржуазной революции и Октябрьского переворота 1917 г. (в период с марта 1917 г. по середину 1918 г.) царские оперативно-розыскные и контрразведывательные органы были распущены. С отменой регламентировавших их деятельность нормативно-правовых актов, Временным правительством принимаются новые, частично сохранившие положения старых, но облекающие их в новую «революционно-демократическую» оболочку.

Субъектами оперативной деятельности в тот период стали упомянутые органы ВЧК, позже преобразованные в Государственное политическое управление при Народном комиссариате внутренних дел РСФСР (ГПУ при НКВД РСФСР), а позже – в Особое государственное политическое управление при Совете народных комиссаров СССР. Перечисленные органы положили начало становлению системы советской государственной безопасности.

Рассматриваемый период характеризуется трансформацией взглядов власти на суть и назначение негласной розыскной работы. Главной целью становится защита формирующихся властных механизмов от посягательства многочисленных противников большевиков, начавших активно практиковать подпольные средства борьбы – саботаж, диверсии, шпионаж. Для противодействия этим явлениям вновь созданным органами политического сыска стал применяться весь известный прежде арсенал методов, усиленный обозначенной выше установкой «цель оправдывает средства».

Факторами формирования новой системы оперативно-розыскных органов и переориентации ее целей стали: - Октябрьская социалистическая революция и изменение в связи с ней государственной и общественной идеологии; - начало Гражданской войны и разрухи, активное использование противниками советской власти подрывных методов работы, резкий скачок уровня преступности; - изменение приоритетов уголовно-правовой политики; - полная ликвидация системы старых сыскных механизмов и органов[20].

Второй этап развития советской оперативно –розыскной системы (1928 - 1953 гг.) можно охарактеризовать как период реакции. Вторая половина 1920-х годов сориентировала новую систему госбезопасности на защиту интересов складывавшегося авторитарного политического режима. Началось ужесточение карательной политики путем изменения Уголовного кодекса РСФСР (в ред. 1926 г.). В тот же период принимается Инструкция по учету и агентурной разработке контрреволюционных и антисоветских Секретно-политическим отделом (Приказ ОГПУ от июля 1931 г.). Данная Инструкция обозначала круг потенциальных противников революции и фактически ориентировала цели и задачи оперативно-розыскных органов на карательно-репрессивную политику государства.


Понятие оперативно-розыскной деятельности в рамках КГБ в том момент окончательно утвердилось в качестве части контрразведывательной деятельности. Это исходило из целей и задач этого ведомства, а также общей сложившейся концепции его деятельности. Понятие ОРД в системе органов внутренних дел в целом не изменилось по сравнению с приведенным выше и сохранилось в практически неизменном виде до сегодняшнего дня. К иным нормативно-правовым актам, принятым на этом этапе помимо перечисленных можно отнести:

- Инструкцию органов дознания КГБ СССР по отнесенным законом к их ведению категориям дел (утверждена Приказом КГБ СССР от 27 июня 1981 г.);

- Инструкцию «О мерах дальнейшего совершенствования ведения розыскной деятельности и следствия по делам об утрате содержащих государственную тайну документов» (утверждена Указанием КГБ СССР от 13.10.1983 г.);

- Инструкцию «Об организации регистрационной работы и ведении оперативно-справочных учетов в системе внутренних дел» (утверждена Приказом МВД СССР от 29.11.1984 г.);

- Инструкцию «О применении органами государственной безопасности мер по предупреждению и пресечению государственных преступлений» (утверждена Приказом КГБ СССР от 30.04.1984 г.); - Закон «Об изменениях и дополнениях к Основам уголовного судопроизводства СССР» (принят 12.06.1990 г.);

- «Рекомендации относительно применения звуковой и видео записи, а также телефонной связи при расследовании и раскрытии преступлений» (утверждено Межведомственным нормативным актом от 30.07.1990 г.).

Особенностью нормативно-правовой регламентации оперативной деятельности на данном этапе по-прежнему остается ее ведомственная разобщенность (в системах КГБ и МВД существовали различные инструкции, которые могли по-разному регламентировать одни и те же ситуации). Вместе с тем, появлялись первые признаки более конкретного регулирования основных положений ОРД посредством их законодательного закрепления сразу в нескольких нормативно-правовых актах. Переходным периодом стал временной промежуток с августа 1991 г. по март 1992 г.

Характеризовался он тем, что, не смотря фактический и юридический распад СССР, в оперативно-розыскной практике продолжали действовать нормативно-правовые акты КГБ и МВД советского периода, поскольку новая правовая система еще не была сформирована. Современный период развития оперативно-розыскной деятельности характеризуется качественными изменениями ее нормативно-правового регулирования.

Точкой его отсчета можно считать принятие Верховным Советом Закона РФ от 13.03.1992 N 2506-1 «Об оперативно - розыскной деятельности в Российской Федерации».


При этом, на сегодняшний день в нем можно выделить два самостоятельных этапа:

- с 13 марта 1992 г. (дата вступления в силу Закона РФ «Об оперативно - розыскной деятельности в Российской Федерации» N 2506-1) по 18.августа 1995 г.;

- с 18 августа 1995 г. (дата вступления в силу ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ) по настоящее время.

Разработка первого российского оперативно-розыскного закона началась 18 апреля 1991 г. Как уже было обозначено выше, он был принят 13 марта 1992 г и стал первым в истории российского права актом высшей юридической силы, открыто регулирующим негласную деятельность правоохранительных органов. Будучи достаточно небольшим по объему, этот закон сконцентрировал в себе ряд основных унифицированных правил, регламентировавших каждодневную работу оперативно-розыскных органов.

Систематизированность и комплексность положений Закона об ОРД cделали его основополагающим нормативно-правовым актом оперативно-розыскной системы, в соответствии с которым теперь следовало приводить все внутриведомственные (в том числе, секретные) инструкции и циркуляры. В законе формулировалось определение оперативно - розыскной деятельности, ее принципы, цели и задачи, приводился перечень оперативно-розыскных мероприятий с основаниями и условиями их проведения.

С принятием Закона произошло формирование исчерпывающего перечня государственных органов, уполномоченных на проведение оперативно-розыскных мероприятий, очерчен круг их прав и обязанностей, а также мер социальной и правовой защиты их сотрудников. В нем же закреплялись предписания по организации работы лиц, сотрудничающих с осуществляющими оперативно –розыскную деятельность органами.

Глава 2.Проблемы получения и использования результатов ОРД в стадии возбуждения уголовного дела