ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2020

Просмотров: 625

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологическое воздействие цветов

Белый цвет: за и против. Белый цвет воспринимается, как цвет абсолютной чистоты и, считаясь символом чего-то духовного и абстрактного, визуально означает «пустоту». Вследствие этого необходимо этот цвет во что бы то ни стало «оживить». Белый цвет может быть применим только тогда, когда он в целях нейтрализации контраста расположен между двумя «агрессивными» тонами или когда при его посредстве оформляется какая-то поверхность, которая специально должна привлекать внимание (указатель, предостережения, реклама). Мусорное ведро или урну для отбросов следует ставить на окрашенный в белый цвет круг или квадрат. Тогда урной будут пользоваться осторожнее, так как белая окраска психологически удерживает от загрязнения. Белые направляющие линии на черном или темном фоне дороги предупреждают нарушения при движении автотранспорта, так как они наилучшим образом привлекают внимание водителя. Когда нужно выделить наиболее важный цвет, например, противопожарный огненно-красный знак, логичным фоном для него будет белый цвет.

В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся обычно несколько серыми. Эта холодная окраска не создает впечатления светлого помещения. С психологической точки зрения окраска производственного помещения в белый цвет утомляет и на работающих воздействует неблагоприятно. Особенно неприятное впечатление производит сплошная белая окраска больничных помещений.

Иллюзии и ожидания. В зависимости от обстоятельств тот или иной цвет психологически вызывает у нас определенные чувства. Желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого и, наоборот, темные тона фиолетово-синего цветачего-то тяжелого. При взгляде на желтый цвет леденцов выделяется больше слюны, чем при взгляде на красные леденцы. Желтый цвет конфет настраивает на ожидание кислого, красныйна сладкое. Мебель синего цвета создает впечатление холодного. Подсознательно возникает ощущение, что на синем стуле сидеть не так «тепло», как на красно-коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя в том и другом случае температура фактически одна и та же.

В практике необходимо учитывать психологическую реакцию человека на цвет. Цвет, воспринимаемый человеком, чисто зрительно влияет и на другие его чувства. Так, например, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими цветовыми раздражителями. Резкие, кричащие шумы будут восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, серо-зеленый, болотно-зеленый или темно-коричневый цвета. Глухие громыхающие шумы в помещении могут быть выровнены желтоватой его окраской. На кондитерской фабрике, где атмосфера насыщена запахом сладкого, можно приглушить его окраской всего помещения в «горький» цвет, прежде всего в синий. Само собой разумеется, что в литейном или кузнечном цехах, где рабочий имеет дело с огнем или расплавленным металлом, не рекомендуется красить стены в огненно-красный цвет. По-видимому, здесь рационально использовать противоположные цвету расплавленного металла синие или зеленые тона с тем, чтобы помещение казалось более холодным.


Психологическое воздействие двери. Психологически дверь является важной частью помещения. В зависимости от цвета, в который окрашены двери, они или как бы приглашают войти в помещение или, наоборот, не располагают к этому.

Окраска двери может сливаться со стенами или рельефно выступать из их плоскости. Скрыть двери путем окраски их в тот же цвет, что и стены, можно только тогда, когда этих дверей в помещении так много, что они нарушают впечатление целостности стен и всего помещения.

Цвет дверей должен соответствовать тону стен, потолка и пола. Если, например, потолок красный, стены перламутрово-серые, а пол черный с белыми разводами, то введение нового цвета (предположим, зеленого), приведет к разрыву единого цветового комплекса. В данном примере дверь может быть окрашена в красный цвет или в темно-серый, либо в оба цвета (с обводкой одного цвета). При желтом потолке, зеленых стенах и красно-коричневых полах цвет дверей может получить средний тон между цветом потолка и полов.

Иногда неплохо окрасить двери в цвет потолка, но более темного тона. Дверь, окрашенная в теплые тона, подчеркивает большую замкнутость и ограничение от соседнего помещения, чем дверь, окрашенная в холодные тона.

Цвет поверхности, создающий радость труда. Разные люди, работающие в одинаковых условиях, чувствуют себя в солнечный день радостнее, чем в пасмурный. И несмотря на это, на многих предприятиях потолки необдуманно окрашены в серовато-белый цвет, а стеныв так называемый цвет слоновой кости. Такое помещение выглядит серым. В нем чувствуешь себя как в безутешный туманный день. В производственных помещениях надо применять такие цвета, которые напоминают солнце и лес, например, сочетание желтой охры и светлой зелени, оранжевый и желто-зеленый цвета. Для окраски цеха (прежде всего для его стен), где господствует высокая температура, следует брать более холодные тона. Светлый лимонно-желтый цвет на потолке будет действовать как слабо теплый тон; более теплым будет оранжево-желтый цвет. Оранжевые цвета действуют возбуждающе и всегда приятны. Желтый цвет создает душевный подъем. Красный цвет подчеркивает материальность, вещественность и его хорошо применять для покрытия больших поверхностей. Красный цвет, применяемый без меры, вместо того, чтобы создавать настроение приподнятости, начинает слишком возбуждать и в итоге вызывает отрицательные эмоции.

Проведенные эксперименты показали, что желтый цвет способствует мускульной деятельности, синийтормозит возбуждение, зеленый цвет успокаивает нервную систему.

В классе школы зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы, так как глаза не утомляются ярким цветом, и от соответствующей окраски боковых стен ощущается теплота.


В больничной палате также должны господствовать веселые тона. Конечно, их следует подбирать соответственно специфике больницы. Правильный подбор цветов способствует устранению страха, который часто угнетает больного. Цветовые комбинации, приглушающие страх, — это комбинации теплых тонов стен со светло-зеленым или голубым цветом потолка.

Относительно подбора красок для цветового оформления рабочего места желательно помнить следующее. У рабочего вызывает отрицательные эмоции рабочее место, окрашенное в серый мрачный цвет, и наоборот, окрашенное в веселые цвета, повышает его настроение.

Сосредоточенность в работе, помимо всего прочего, достигается также и тем, что ничто не раздражает и не утомляет глаза работающего. Зеленый станок на фоне светло-зеленой или коричневатой стены заставляет напрягать глаза, увеличивает утомляемость, приводит к снижению производительности труда. Возбуждающее влияние определенных цветов или сочетания цветов не может быть основанием для рекомендации этих цветов в целях поднятия производительности труда. За первоначальным возбуждением неизменно последует депрессия, и в конечном итоге результат будет отрицательный.

При оформлении производственных помещений надо исходить из того, что каждый рабочий процесс требует особого подбора цветов в соответствии со спецификой данного труда. Монотонность рабочего процесса в одном цехе и оживленность в другом можно уравновесить соответствующей окраской.

Таким образом, подход к цветовому оформлению танцевального класса, административной комнаты, рабочих кабинетов должен быть совершенно различным.

Как действуют отдельные цвета на человека? Приводим результаты испытаний, которые показывают, какое психологическое значение для человека имеют те или иные цвета, когда они воздействуют на него не через окраску помещений, а непосредственно, будучи нанесены на поверхность. (Необходимо помнить, что приведенные данныерезультат лабораторных исследований, полученных при анализе реакции зрителя на отдельно предъявленные цветовые пластинки, а не результат контакта со сложной цветосветовой средой.)

Классификация цветов по их
психологическому воздействию на человека

1. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:

красныйволевой, жизнеутверждающий;
карминповелевающий, требующий;
киноварьподавляющий;
оранжевыйтеплый, уютный;
желтыйконтактирующий, лучезарный.

2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:

фиолетовыйуглубленный, тяжелый;
синийподчеркивает дистанцию;
светло-синийуводит в пространство, направляющий;
сине-зеленыйподчеркивает движение, изменчивость.

3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:

розовыйнежный, производящий впечатление некоторой таинственности;
лиловыйзамкнутый, изолированный;
пастельно-зеленыйласковый, мягкий;
серовато-голубойсдержанный.


4. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов:

чисто зеленыйтребовательный, освежающий;
оливковыйуспокаивающий, смягчающий;
желто-зеленыйобновляющий, раскрепощающий;
пурпурныйизысканный, претенциозный.

5. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражение (серые); гасят его (белый); помогают сосредоточиться (черный).

К ним относят две группы смешанных цветов.

6. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно:

охрасмягчает рост раздражения;
коричневый, землистыйстабилизирующий;
темно-коричневыйсмягчающий возбудимость.

7. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение:

темно-серые, черно-синие, темныезелено-синие.

Из дальнейшего изложения будет видно, когда именно комната производит впечатление красной, зеленой и т.д. и поэтому может называться «красная комната», «зеленая комната» и т.д.

Надо иметь в виду, что цвета приобретают различный тон в зависимости от того, подходим ли мы к окрашенной поверхности сверху, снизу или со стороны. В случае, когда активен не один, а два цвета, мы можем из суммы этих цветов составить один цвет при условии, что они не дополнительны друг к другу, потому что у дополнительных цветов это соединение бесперспективно. Красный и желтый не дополнительны, следовательно, в их сумме будет проявляться активность, жизненность. Красный и зеленый могут взаимодействовать как означающие активность и пассивность одновременно и потому оба цвета создают впечатление беспокойства, мерцания при условии их одинаковой тональности и если они расположены рядом друг с другом. Рядом стоящие желтый и синий цвета полярно противоположны; один цвет лучезарен, другой «уводит» вглубь и как бы уходит за ним, что и создает впечатление подвижности.

Полярные цветовые пары при первом рассмотрении обнаруживают следующие признаки.

Желтыйультрамариново-синий: сильная напряженность, благодаря которой создается эффект движения. Воздействие активное, но требующее выравнивания, уравновешивания.

Оранжевыйсиний (зелено-синий): ритмическая полярность между излучением и глубокой замкнутостью в себе, отчего создается сильное впечатление.

Красныйзеленый (сине-зеленый): сильный контраст между энергией и спокойствием, отсюда впечатление жизнеутверждения; импульсивности.

Пурпурныйцвет зеленых листьев: повышает ощущение жизнеутверждения.

Фиолетовыйлимонно-желтый: создает впечатление тяжести и легкости.

Неполярные цветовые пары. Для неполярных цветовых пар наиболее характерны следующие признаки:

а) группа 1.

Желтыйкрасный: насыщенная лучезарность, радостная теплота;
золотойкрасный: пышность, роскошь, теплота;
оранжевыйкрасный; резко кричащий;

б) группы 1 и 4.


Желтыйпурпурный: некоторый диссонанс, неблагозвучность, подвижность;
золотойпурпурный: мощь, достоинство, праздничность;
красныйпурпурный: диссонанс, праздничность;
желтыйцвет зеленого липового листа: веселье, радость;
желтыйоливковый: некоторый диссонанс (успокаивающая подвижность);
желто-оранжевыйцвет зеленого липового листа: умеренное возбуждение (обволакивающая теплота);
оранжево-красныйзеленый: импульсивность;

в) группы 1 и 2.

Оранжевыйфиолетовый: опьянение, оглушение;
красныйсиний: динамика отталкивания, волнение;
красныйультрамариновый: резкая сила;
оранжевыйультрамариновый: претенциозность, резкость;

г) группы 1–4.

Синийрозовый: робость, застенчивость, разобщенность;
пастельно-зеленыйкрасный: неуверенность, мерцание;
пастельно-зеленыйсиний: односторонность, пассивность, неясность;
пастельно-зеленыйрозовый: слабость, нежность, радушие;
пастельно-зеленыйлиловый: диссонанс, сумерки;
желто-зеленыйкрасновато-серый: легкий диссонанс, связанность;

д) сопоставление с цветами группы 6.

Бежевыйкрасный: легкий диссонанс (внутренняя раздвоенность);
бежевыйцвет зеленого липового листа: ассоциации с природой, успокаивающая теплота;
коричневыйзеленый (оливковый): заземленность:
коричневыйультрамариновый: укрепление, разрешение;
темно-коричневыйсиний: бескомпромиссность;
темно-коричневыйохра: оцепенение, жесткость, заземленность;

е) сопоставление с цветами группы 5.

Зеленыйсерый: родственность, пассивность;
синийсерый: нейтральность, холодность;
красныйчерный: подавление жизненности, опасность;
оранжевыйчерный: насилие;
желтыйчерный: разрыв, подавление лучезарности, фиксация внимания;
синийчерный: подчеркивание удаленности синего, ночь;
желтыйбелый: прояснение, просветление;
красныйбелый: ослабление яркости красного;
синийбелый: чистота, холодность;
зеленыйбелый: усиление зеленого цвета, чистота, ясность;
розовыйбелый: слабость, бледность.

Чарльз Лидбитер

Астральный план

Черный представляет собой злобу, ненависть, мстительность и т.п. чувства. Светло-серый эгоизм и центрирование на себе. Темно-серый страх и ужас. Грязно-серый меланхолия и подавленность. Грязно-зеленый ревность. Если же к последней примешивается сильный гневна зеленом фоне появляются красные вспышки. Черно-зеленый низкий обман. Ярко-зеленый терпимость к мнениям и верованиям других, умение легко приспосабливаться к изменяющимся условиям, такт, вежливость, житейская мудрость.

Красный оттенка пламени, смешанного с дымом, — чувственность и животные страсти. Молниеподобные красные вспышкигнев. Гнев в случае ненависти и злобыкрасные вспышки на черном фоне, на фоне ревностина зеленом поле. Гнев из-за негодования или при защите предполагаемого правакрасные вспышки без цветного фона.