Файл: Технология «клиент-сервер» (Понятие технологии «клиент-сервер»).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие технологии «клиент-сервер»
1.2 Модели взаимодействия «клиент-сервер»
1.3 Архитектура «клиент-сервер»
2. Современные технологии «клиент-сервер»
2.1 Технологии обработки страниц на web-сайте
2.2 Реализация бизнес-задач на web-сайте с активными серверными страницами
2.3 Сетевые системы управления базами данных
3. Практика использования технологий «клиент-сервер»
3.2 Программный комплекс «ИНИСТ Банк-Клиент»
Классический тип системы «Банк-Клиент», который часто называют «толстый клиент». Данный тип системы предполагает, что на компьютере пользователей будет установлена отдельная программа-клиент. Программа-клиент обеспечивает хранение на персональном компьютере всех своих оперативных данных, к которым относятся платёжные документы и различные выписки по счетам. Программа-клиент может выполнять соединение с банком по разным каналам связи, например, по средствам сети Интернет.
Преимущество использование систем «Банк-клиент» заключается в том, что клиенту для выполнения работы с клиентской составляющей системы не нужно постоянное подключение к специализированной банковской части системы дистанционного банковского обслуживания. Также, таких систем является их широкий внутренний функционал по обеспечению ролей пользователей.
В частности это является очень актуальным для поддержки работы юридических лиц. Базы данных данного вида систем, в большинстве случаев, могут быть установлены на полноценные системы управления базами данных, что в процессе организации с большим документооборотом обеспечивает возможности удобного резервирования текущей базы данных, а также обеспечивает полноценную работу с сетевой версией без наличия потерь в скорости выполнения обработки платежных документов клиента. Состав типовой конфигурации системы «Банк-Клиент» представлен на рис. 5.
Рис. 5. Состав типовой конфигурации системы «Банк-Клиент»
В настоящее время стремительными темпами происходит внедрение систем электронного документооборота в различных предприятиях всех уровней. В соответствии с этим можно ожидать, что система «Банк-Клиент» в ближайшем будущем передаст часть своих сегодняшних функций внутренним средствам автоматизации предприятия. Как следствие этого существенно упростится экранный интерфейс.
Фактически система превратится в универсальную станцию внешнего документооборота, или EDI-станцию. Ее основными задачами станут следующие:
– обеспечение маршрутизации документов между групп пользователей и приложениями, обеспечение использования необходимых средств аутентификации и криптозащиты;
– обеспечения непосредственного взаимодействия с используемыми внутренними и внешними автоматизированными системами обработки информации;
– обеспечение комплекса возможностей обработки документов различного типа;
– обеспечение непосредственного взаимодействия с разными транспортными системами телекоммуникаций, в том числе, с системами off-line и on-line.
– обеспечение взаимодействия с разными транспортными вычислительными системами телекоммуникаций, в том числе, с системами off-line и on-line, рис. 6.
В настоящее время система «Банк-Клиент» превращается в необходимый вид сервиса, который каждый серьезный банк должен обеспечить своим клиентам. В условиях повсеместного перехода от бумажного к электронному документообороту, наличие данной системы зачастую может определить выбор клиентом банка.
Рис. 6. Обработка документов в системе «Банк-Клиент»
Кроме того, при удачной реализации информационная система «Банк-Клиент» может быть использован банком для выполнения организации документооборота со всеми своими партнерами - любыми физическими и юридическими лицами.
3.2 Программный комплекс «ИНИСТ Банк-Клиент»
Компания «ИНИСТ» занимается разработкой систем «Банк-Клиент» с 1992 года. Программный комплекс «ИНИСТ Банк-Клиент» использует передовые технологии и богатый опыт эксплуатации системы российскими банками.
Система «ИНИСТ Банк-Клиент» позволяет клиентам получать информацию и управлять своими счетами в банке, используя специализированное рабочее место под Windows («Толстый клиент») или стандартный Интернет-браузер («Тонкий клиент»), а также осуществлять доступ к информации посредством телефонного банкинга и SMS сервисов, рис. 7.
Рис. 7. Структурная схема работы программного комплекса
«ИНИСТ Банк-Клиент»
Основными достоинствами программного комплекса «ИНИСТ Банк-Клиент» являются:
– возможности развития системы и расширение ее возможностей;
– наличие простого и понятного интерфейса;
– полная совместимость со сторонними банковскими продуктами;
– возможности по настройке меню групп пользователей системы;
– соответствие протоколов системы с изменениями в законодательстве;
– наличие возможностей по работе с любыми каналами связи;
– возможности по работе неограниченного числа филиалов банка через главный центр системы «ИНИСТ Банк-Клиент»;
– возможности расширения информационной безопасности, параллельное и одновременное использование специальных ФСБ криптосистем;
– возможности кроссбраузерной совместимости;
– возможности настройки индивидуального дизайна системы [27, с. 413].
Базовые функции системы «ИНИСТ Банк-Клиент»:
– возможности по обслуживанию организаций и физических лиц;
– возможности по поддержке разнообразных криптобиблиотек;
– возможности по поддержке разнообразных форматов документов;
– наличие интерфейсов к разным АБС;
– возможности обмена данных с системами клиентов.
Система «ИНИСТ Банк-Клиент» реализована на основе архитектуры клиент-сервер, что обеспечивает высокую эффективность работы системы с надежность хранения данных и высокую защиту данных.
Дизайн системы «ИНИСТ Банк-Клиент» включает:
– наличие возможностей по выбору вариантов дизайна;
– наличие возможностей по замене цветов в оформления;
– наличие возможностей по разработке индивидуального дизайна;
– наличие возможностей по оформлению в стиле сайта банка.
Интерфейс системы «ИНИСТ Банк-Клиент» представлен на рис. 8.
Безопасность передачи информации и целостность доставляемых данных в системе «ИНИСТ Банк-Клиент» обеспечивается использованием современных разработок, к которым относятся:
Безопасность в системе «ИНИСТ Банк-Клиент» включает следующие компоненты:
– наличие защищенного SSL-соединения;
– использование электронного аналога собственной подписи обрабатываемых данных;
– возможности одновременной и параллельной работы с несколькими криптосистемами;
– использование ключевой регистрации;
– использование генератора одноразовых паролей;
– использование виртуальной клавиатуры.
Рис. 8. Интерфейс системы «ИНИСТ Банк-Клиент»
В настоящее время систему «ИНИСТ Банк-Клиент» используют более 20 банков и их филиалов, среди которых: Банк Российский Капитал; Юг-Инвестбанк, Краснодар; Нордеа Банк; Коммерческий банк ДельтаКредит; Росбанк; Банк «Национальный Клиринговый Центр».
Заключение
В процессе выполнения данной работы были получены следующие результаты. Установлено, что «клиент–сервер» – вычислительная или сетевая архитектура, в которой задания или сетевая нагрузка распределены между поставщиками услуг, называемыми серверами, и заказчиками услуг, называемыми клиентами. Основной принцип технологии «клиент-сервер» заключается в разделении функций приложения на три группы: ввод и отображение данных; прикладные функции, характерные для данной предметной области; функции управления ресурсами.
Архитектура клиент-сервер определяет лишь общие принципы взаимодействия между компьютерами, детали взаимодействия определяют различные протоколы. Данная концепция нам говорит, что нужно разделять машины в сети на клиентские, которым всегда что-то надо и на серверные, которые дают то, что надо. При этом взаимодействие всегда начинает клиент, а правила, по которым происходит взаимодействие описывает протокол. Существует два вида архитектуры взаимодействия клиент-сервер: первый получил название двухзвенная архитектура клиент-серверного взаимодействия, второй – многоуровневая архитектура клиент-сервер.
Описаны современные технологии «клиент-сервер», одна из которых является технологии обработки страниц на web-сайте. Технология ASP предполагает широкое использование серверных сценариев и объектов СОМ для создания динамических web-серверов. Средствами технологии ASP можно легко создавать интерактивные web-страницы, выполнять обработку данных введенных пользователем через формы, обращаться к базам данных.
В структуре операций информационного обмена на web-сайте с активными серверными страницами можно выделить следующее: операции по сбору данных; операции по формализации данных; фильтрация данных; сортировка данных; архивация данных; защита данных; транспортировка данных.
В качестве практической реализации технологии «клиент-сервер» можно воспользоваться средствами сетевой системы управления базами данных. Сетевая СУБД представляет собой систему управления базами данных, которая поддерживает сетевую организацию: любая запись, которая называется записью старшего уровня, может включать данные, относящиеся к набору других записей, которые называются записями подчиненного уровня базы данных.
К сетевым функциям систем управления базами данных можно отнести следующие: возможности непосредственного управления данными во внешней памяти; возможности управления буферами оперативной памяти; возможности управления транзакциями; возможности ведения журнализации.
MongoDB представляет собой документоориентированную систему управления базами данных с открытыми исходными кодами, и не требует описания схем таблиц. Данную систему управления базами данных можно классифицировать как NoSQL, которая использует JSON-подобные документы и специальную схему базы данных.
Также, были описаны программные продукты в основе которых заложена технология «клиент-сервер». Система «Клиент-Банк» – программный комплекс, позволяющий клиенту совершать операции по счету, обмениваться документами и информацией с банком без посещения офиса кредитной организации по средствам глобальной сети Internet.
Список использованной литературы
- Блюмин А.М. Информационные ресурсы: Учебное пособие для бакалавров / А.М. Блюмин, Н.А. Феоктистов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015 – 384 с.
- Валитов Ш.М. Современные системные технологии в отраслях экономики: Учебное пособие / Ш.М. Валитов, Ю.И. Азимов, В.А. Павлова. - М.: Проспект, 2016. – 504 c.
- Венделева М.А. Информационные технологии в управлении.: Учебное пособие для бакалавров / М.А. Венделева, Ю.В. Вертакова. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 462 c.
- Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: Учебник / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 383 c.
- Грошев А.С. Информационные технологии : лабораторный практикум / А. С. Грошев. – 2-е изд. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 285 с.
- Грошев А.С., Закляков П. В. Информатика: учеб. для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ДМК Пресс, 2015. – 588 с.
- Грофф, Джеймс Р., Вайнберг, Пол Н., Оппелъ, Эндрю Дж. SQL: полное руководство, 3-е изд.: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2015. – 960 с.
- Дарков А.В. Информационные технологии: теоретические основы: Учебное пособие / А.В. Дарков, Н.Н. Шапошников. - СПб.: Лань, 2016. – 448 c.
- Ерохин В.В. Безопасность информационных систем: учеб пособие / В.В. Ерохин, Д.А. Погонышева, И.Г. Степченко. - М.: Флинта, 2016. – 184 c.
- Жданов С.А. Информационные системы: учебник / С.А. Жданов, М.Л. Соболева, А.С. Алфимова. - М.: Прометей, 2015. – 302 с.
- Замятина О.М. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. моделирование сетей.: Учебное пособие для магистратуры / О.М. Замятина. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 159 c.
- Информационные системы и технологии: Научное издание. / Под ред. Ю.Ф. Тельнова. - М.: ЮНИТИ, 2016. – 303 c.
- Информационные технологии: Учебное пособие / Л.Г. Гагарина, Я.О. Теплова, Е.Л. Румянцева и др.; Под ред. Л.Г. Гагариной - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 320 c.
- Колисниченко Д.Н. PHP и MySQL. Разработка веб-приложений. Профессиональное программирование / Д.Н. Колисниченко. - СПб.: BHV, 2015. – 592 c.
- Корпоративные информационные системы управления : учебник / под ред. Н.М. Абдикеева, О.В. Китовой. - М. : ИНФРА-М, 2014. – 563 с.
- Косиненко Н.С. Информационные системы и технологии в экономике: Учебное пособие для бакалавров / Н.С. Косиненко, И.Г. Фризен. - М.: Дашков и К, 2015. – 304 c.
- Кренке Д. Теория и Практика построения баз данных / Д. Кренке. - М.: СПб: Питер; Издание 9-е, 2017. – 858 c.
- Кучинский В.Ф. Сетевые технологии обработки информации: учеб. пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2015. – 115 с.
- Лапшина С.Н. Информационные технологии в менеджменте : учебное пособие / С. Н. Лапшина, Н. И. Тебайкина. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 84 с.
- Лукин В.Н. Введение в проектирование баз данных / В.Н. Лукин. - М.: Вузовская книга, 2015. – 144 c.
- Олифер В., Олифер Н. Компьютерные сети (принципы, технологии, протоколы). - СПб.: Питер, 5-е изд., 2016. – 992 с.
- Основные положения информационной безопасности: Учебное пособие/В.Я.Ищейнов, М.В.Мецатунян - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 208 c.
- Советов Б.Я. Информационные технологии: теоретические основы: Учебное пособие / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. - СПб.: Лань, 2016. – 448 c.
- Таланов В. М., Федосин С. А. Проектирование информационных систем и баз данных. Учеб. пособие. Изд.3. Переработанное и дополненное – Саранск: Изд-во СВМО, 2013. – 72 c.
- Хаббард Дж. Автоматизированное проектирование баз данных / Дж. Хаббард. - М.: Мир, 2015. – 296 c.
- Цуриков А.Н. Компьютерные системы и сети: учеб. пособие / А.Н. Цуриков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. – 64 с.
- Ясенев В.Н. Информационные системы и технологии в экономике: учебное пособие / В.Н. Ясенев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. – 560 с.