Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (Особенности государственной тайны).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Особенности государственной тайны
1.1. Понятие государственной тайны и сведения, относящиеся к государственной тайне
1.2. Защита государственной тайны
ГЛАВА 2. Уголовно-правовая характеристика разглашения государственной тайны
2.1. Объективные признаки разглашения государственной тайны
2.2. Субъективные признаки разглашения государственной тайны
Введение
Актуальность исследования. Все секретное и тайное всегда вызывает повышенный интерес общественности. Стоит вокруг чего-то или кого-то создать хотя бы иллюзию секретности, как тут же этот объект становится предметом повышенного интереса и обсуждений – так происходит в обычной повседневной жизни, а что уже говорить о том, когда разговор заходит о секретности на уровне целой страны или организации.
На протяжении всей истории процессы добывания информации и ее защиты постоянно совершенствовались, а значение информационных ресурсов для интересов любого государства росло. В современном мире информация играет важнейшую роль, что особенно очевидно сегодня, когда достижения в науке, технике, организации управления существенно влияют на военный, научный и экономический потенциал государства.
В системе правоотношений, возникающих при обороте информации, особое место занимает институт государственной тайны.
Актуальность исследования определяется в первую очередь тем, что преступления против внешней безопасности государства на протяжении всего периода его существования представляют серьезнейшую угрозу для суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности и обороноспособности. Серьезную угрозу безопасности государства представляет такое явление как разглашение государственной тайны.
Вопросы, связанные с государственной тайной, ее охраной, а также проблемы разглашения государственной тайны были актуальны во все времена. Россия тратит огромные бюджетные средства на обеспечение и защиту своей безопасности. Объектом влечения иностранных разведок являются защищаемые государством важнейшие сведения (государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале. Российская Федерация испытывает давление, в том числе и политических институтов иностранных государств, с целью ослабить контроль за сохранением капиталоемких составляющих государственной тайны. Складывающаяся ситуация свидетельствует о необходимости усиления работы по защите государственной тайны.
За последние годы арестованы десятки шпионов, выявлено и пресечено более сотни попыток российских граждан, инициативно пытавшихся передать иностранцам секретную информацию. Все чаще органам госбезопасности приходится иметь дело с фигурой агента-бизнесмена, охотно предлагающего продать государственную тайну иностранному государству.
Разглашение или передача сведений, составляющих государственную тайну, по халатности или со злым умыслом, шпионаж в пользу иностранных государств, утрата документов закрытого характера, их опубликование в средствах массовой информации представляют серьезную угрозу государственной безопасности.
Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений связанных с разглашением государственной тайны.
В границах определенного объекта предмет исследования включает в себя нормы отечественного законодательства, регулирующие вопросы государственной тайны и ее разглашения.
Цель данной работы состоит в изучении такой проблемы международного характера как разглашение государственной тайны.
Для достижения результата были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности государственной тайны.
2. Дать уголовно-правовую характеристику разглашению государственной тайны.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. Особенности государственной тайны
1.1. Понятие государственной тайны и сведения, относящиеся к государственной тайне
Государственные секреты и охота за ними появились еще на заре человеческого общества, когда появились самые первые страны. Задача обеспечения безопасности государства предопределяет некоторую необходимость защиты его собственных информационных ресурсов от утечки наиболее важной информации политического, экономического, научно-технического и военного характера. Этим фактом подтверждается существование института государственной тайны. Данный институт создает некоторую возможность для государства осуществлять абсолютно независимую информационную политику, проводить защиту своих собственных национальных интересов.
Юридический институт государственной тайны, представляет собой институт, который признается абсолютно всеми государствами и заключается в регулировании информационных общественных отношений. Государственная секретность в той или другой степени заключается абсолютно во всех развитых демократических странах.
Развитие системы государственной тайны абсолютно в любом государстве, в том числе и в нашей стране, самым прямым образом непосредственно связано с развитием разведки, совершенствованием ее собственных форм и методов. По мере выявления некоторых устремлений разведки к некоторым разновидностям информации становится наиболее очевидным, что именно ее нужно защищать, что прямо указывает на некоторую необходимость придания этим данным статуса государственной тайны.
«Терминологическое значение слова «тайна» означает то, что не известно, не стало еще доступным познанию, нечто наиболее непонятное, неразгаданное и при этом также то, что скрывается от иных лиц, что известно не всем, секрет»[1].
В положениях отечественного законодательства можно столкнуться с огромным числом разных видов тайн, среди которых есть и государственная тайна.
Определение государственной тайны тесным образом связано с определением безопасности нашей страны и раскрывается как «защищаемые государством данные в сфере деятельности военного, внешнеполитического, экономического, разведывательного, контрразведывательного и оперативно-розыскного характера, распространение которых может нанести определенный ущерб безопасности нашей страны»[2]. Таким образом, если сгруппировать области данных (интересов государства), которые подпадают под режим государственной тайны, то их будет все четыре.
Тайной может стать некоторая информация, которая может передаваться посредством устной, письменной, так и цифровой электронной формы. Основополагающим критерием отнесения этих данных к государственной тайне является именно то, что ее непосредственное распространение может нанести ущерб безопасности и обороноспособности нашей страны.
Перечень данных, которые составляют государственную тайну, то есть совокупность категорий данных, в соответствии с которыми данные относятся к государственной тайне и засекречиваются в строго установленном порядке, – установлен в положениях статьи 5 Закона РФ «О государственной тайне» (далее – Закона), которая содержит в себе исчерпывающий перечень данных, которые составляют государственную тайну в нашей стране, и расширительному толкованию не подлежит.
Государственную тайну составляют следующие виды данных:
1) сведения военной сферы;
2) сведения из экономической, научной и технической сферы;
3) сведения из внешнеполитической и экономической сферы деятельности государства;
4) сведения в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в сфере противодействия террористической деятельности.
Стоит установить, что 11 февраля 2006 года вступила в юридическую силу новая редакция Указа Президента РФ «О Перечне сведений, составляющих государственную тайну» № 90[3], которая значительно конкретизировала Перечень групп данных, которые составляют государственную тайну, и состоит данный перечень из ста тринадцати позиций.
Чтобы отграничить данные, которые составляют государственную тайну, от других данных, используются соответствующие процедуры – отнесение данных к государственной тайне и их засекречивание, которые представляют собой введение для этих сведений ограничений на их распространение и на доступ к их носителям (то есть к материальным объектам, в том числе физическим полям, в которых данные сведения находят свое собственное отображение в виде определенных символов, сигналов, технических решений и процессов).
В основном государственная тайна как некий вид информации имеет место быть исключительно в документированном виде, то есть фиксируется на материальном носителе с определенными реквизитами, которые позволяют ее полностью идентифицировать (норма ст. 12 Закона). Данными реквизитами являются: степень секретности; некоторые данные о субъекте, осуществившем засекречивание; регистрационный номер; дата или условие рассекречивания информации.
Отнесение данных к государственной тайне и их засекречивание выполняется на основании следующих принципов: законности, обоснованности и своевременности.
Законность в этой ситуации есть корректное использование закона и других нормативных юридических актов, а также соблюдение абсолютно всеми должностными лицами, гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями требований законодательства о государственной тайне и Конституции нашей страны.
При разрешении вопроса о соблюдении принципа законности отнесения данных к государственной тайне и их засекречивания нужно учитывать требования положений статьи 7 Закона, которая содержит строго установленный список данных, которые вовсе не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены.
Обоснованность означает, что определенные основания для отнесения данных к государственной тайне и их засекречивания должны быть абсолютно убедительными, которые подтверждены серьезными доводами и фактами и базироваться на потребности в обеспечении должной безопасности страны и соблюдения законных прав и свобод человека и гражданина. Данные доводы и факты могут быть получены посредством экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных данных, вероятных экономических и других последствий (к примеру, политических, военных, правоохранительных) данного акта, исходя из баланса жизненно важных интересов страны, общества и граждан.
Под своевременностью нужно понимать, что отнесение данных к государственной тайне и их засекречивание должно быть осуществлено оперативно, при получении данных, разглашение которых может угрожать безопасности страны, либо соответствующие ограничения должны формироваться заранее. К примеру, при осуществлении научных разработок, опытов в той или другой научной сфере, при наличии сведений, что результаты, которые могут быть получены, подлежат отнесению к государственной тайне, вероятные конечные последствия таких научных разработок могут быть заранее засекречены.
Засекречивание данных, которые составляют государственную тайну, осуществляется с учетом уровня секретности сведений, которая, в свою очередь, должна соответствовать уровню тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности нашей страны вследствие распространения данных сведений.
Формируются три степени секретности сведений, которые составляют государственную тайну, и соответствующие этим уровням грифы секретности для носителей этих сведений:
1) «Особой важности»;
2) «Совершенно секретно»;
3) «Секретно».
Как разделяются такие сведения по уровням секретности, представлено на рис. 1.
Рис. 1. Схема отнесения сведений к степеням секретности
Уровень секретности сведений, которые составляют государственную тайну, должна соответствовать уровню тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности нашей страны вследствие распространения данных сведений.
Отнесение сведений к государственной тайне выполняется в соответствии с их принадлежностью отраслевого, ведомственного или программно-целевого характера, а также в соответствии с положениями Закона.
Не подлежат отнесению следующие данные к государственной тайне и засекречиванию:
1) о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, которые угрожают безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и конечных последствиях;
2) о состоянии экологии, здравоохранительной системы, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности;
3) о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, которые предоставляются страной гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
4) об определенных фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
5) о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах нашей страны;