Файл: Правовые основы организации нотариата (Правовые основы организации нотариальной деятельности.).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовые основы организации нотариальной деятельности
1.1 Понятие и назначение системы нотариата
1.2 Источники права о нотариате
Конституция России и федеральные законы
Международные соглашения и договоры по вопросам нотариата
.3 Конституционно-правовой статус нотариуса в современных условиях
2. Нотариальная форма защиты и охраны права
.1 Разграничение компетенций между нотариальными органами
Все нотариальные и иные действия, совершаемые нотариусом при осуществлении нотариальной деятельности, подлежат регистрации в реестре, ведущемся нотариусом. Нотариус обязан выдавать выписки из реестров по письменному заявлению лиц, от имени и по поручению которых были совершены нотариальные действия, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Нотариус обязан соблюдать тайну совершенного нотариального действия и не в праве разглашать сведения, которые ему стали известны при его совершении. Документы по совершенным сделкам могут выдаваться нотариусом только лицам от имени или по поручению которых были совершены эти действия или лицу, уполномоченному лицом от имени или по поручению которого были совершены эти действия. Информация о совершенных нотариальных действиях может предъявляться по требованию суда общей юрисдикции, прокуратуры, органов следствия, в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами или по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его решении спорами.
В случаях, определенных законом, документы по совершенным нотариусом нотариальным действиям могут быть изъяты в порядке, предусмотренном для выемки документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной. Выдача и предоставление указанных документов и информации в ином порядке допускается только в случаях, установленных законом.
Заключение
Институт нотариата представляет собой орган предупредительного (превентивного) правосудия, предупреждающего обращение граждан в суд в случаях, когда для возникновения или реализации бесспорного субъективного права необходимо публичное волеизъявление компетентного органа, официальное признание и подтверждение им этого права. Нотариальные услуги характеризуются общезначимой направленностью и имеют неограниченный круг субъектов, прибегающих к нотариальной юридической помощи. Нотариус - одновременно представитель гражданского общества и носитель публично-правовых полномочий. Уникальность института нотариата заключается в том, что он обладает дуалистической природой, функционируя на границе частной и публичной сфер.
Но, как и в любой другой деятельности, существует ряд конституционно-правовых проблем правового регулирования деятельности нотариата в системе защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов. К таким проблемам относятся: формальное отношение соблюдать в нотариальной практике правило о необходимости выяснять сделкоспособность или дееспособность лиц, участвующих в сделке, при ее удостоверении. Также, проблемным аспектом работы российского нотариата является указание продажной цены объекта недвижимости в нотариально удостоверяемых договорах купли-продажи. Нормальным явлением среди российских нотариусов считается, когда в таком договоре указывается, что объект недвижимости продается за цену, оговоренную продавцом и покупателем. И как следствие, при оспаривании такой сделки, связанной с отчуждением недвижимого имущества, невозможность установить при рассмотрении дела в суде, какую же сумму на самом деле продавец получил от покупателя за проданное ему имущество (дом, квартиру, комнату и т.д.).
Также, одна из самых крупных современных проблем - это противоречивость и неоднозначность правовой базы нотариата. Согласно ст. 163 ГК РФ, существо нотариата сведено к проставлению печати, подписи нотариуса на документах. С введением новых форм защиты гражданско - правовых отношений и исключением нотариата из этой области увеличилось и количество споров, рассматриваемых российскими судами. Все это приводит к выводу о нецелесообразности исключения института нотариата из гражданского оборота и необходимости восстановления подлинного статуса и функций нотариата и, соответственно, усилению с помощью нотариата регулятивных функций государства в имущественных отношениях.
Напрашивается вывод о том, что необходимо совершенствование законодательной базы. Совершенствование деятельности нотариата в качестве института предупредительного правосудия положительным образом скажется на качестве обеспечения и защиты прав граждан, а также будет способствовать эффективной работе системы правоохранительных органов в целом и прежде всего судов.
В целях совершенствования роли нотариуса в предупреждении правовых конфликтов необходимо:
а) законодательно закрепить необходимость ведения нотариусом протоколов по процедуре совершения отдельных видов нотариальных действий;
б) предоставить нотариусу полномочия по удостоверению односторонних заявлений или двухсторонних соглашений сторон гражданско-правового спора, находящегося на рассмотрении суда, по отдельным процессуальным вопросам;
в) расписать в правилах профессиональной деятельности нотариуса, как следует поступать, когда к ним для удостоверения сделок обращаются лица, в отношении которых не выносились судебные решения о признании их ограниченно дееспособными или недееспособными, хотя при определенной общественной заботе об этих людях такие решения были бы непременно вынесены.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ред. от 30.12.2008 г.) // Рос. газ. - 1993. - 25 дек.
. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462-I (вред от от 5 апреля 2013 г.) / Росс.газ. - 1993.29
. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ (в ред. от 2 ноября 2013 г. №302-ФЗ) / Росс.газ. - 2001. - №233. // Собрание законодательства Р.Ф. - 2001. - №49. - Ст. 4552.