Файл: Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 3
Различные теории мотивации разделяют на две категории:
содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации в первую
очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию,
особенно при определении объема и содержания работы. Чтобы понять смысл теории
содержательной и процессуальной мотивации, нужно сна чала усвоить смысл
основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.
Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к
действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные
вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. Потребности
невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании
можно судить лишь по поведению людей. Потребности служат мотивом к действию.
Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.
Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.
Теория мотивации представляет собой специальную область знаний,
которая формировалась последовательно с начала 20 века.
Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить
потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и
содержания работы.
Согласно теории Маслоу пять основных типов потребностей физиологические, безопасности, социальные, успеха,(самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминант определяет поведение человека.
Потребности высших уровней не мотивируют
человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности нижнего
уровня. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и
строгой. Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных
с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории
рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек
распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный
вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей,
но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно
процессуальным теориям поведение личности является также функцией его
восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий
выбранного им типа поведения.
Имеется три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория
справедливости и модель Портера - Лоулера.
Теория ожиданий основывается на предположении, что человек направляет свои
усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в
большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или
достижения цели. Мотивация является функцией фактора ожидания "затраты труда
- результаты", ожидания - "результаты -вознаграждение" и валентности (т.е.
относительной степени удовлетворения). Наиболее эффективная мотивация
достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь
цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения. Мотивация
ослабевает, если вероятность успеха или ценность вознаграждения оценивается
людьми невысоко.
В рамках теории справедливости предполагается, что люди подвергают
субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и
сравнивают его с тем, что, как они считают, получили другие работники за
аналогичную работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к
возникновению психологического напряжения. В целом, если человек считает свой
труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Если же он
считает свой труд переоцененным, то он, напротив, оставит объем затрачиваемых
усилий на прежнем уровне или даже увеличит его. Получившая широкую поддержку
модель Портера - Лоулера основывается на том, что мотивация является функцией
потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения.
Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его
характерных особенностей и возможностей, а также оценки им своей роли. Объем
затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и
уверенности в том, что оно будет получено. Согласно модели Портера - Лоулера
результативность труда продолжает удовлетворенность, а вовсе не наоборот, как
считают сторонники теории человеческих отношений.
1.5. Стимулирование.
Стимулирование – это функция, связанная с процессом активации деятельности
людей и трудовых коллективов, обеспечивает работников в повышении результатов
своего труда. Эта функция используется для морального и материального
поощрения работников в зависимости от качества и количества затраченного
труда. Кроме того эта функция обеспечивает заинтересованность в достижении
высокой эффективности работы всего предприятия. Предполагает создание
условий, при которых в результате активной трудовой деятельности работник
будет трудиться более эффективно и более производительно, т.е. выполнит
больший объем работ, чем было оговорено заранее. Здесь стимулирование труда
создает условия для осознания работником, что он может трудиться более
производительно, и возникновения желания, рождающего, в свою очередь,
потребность, трудиться более производительно. Т.е. появления у работника
мотивов к более эффективному труду и реализации этого мотива (мотивов) в
процессе труда. Хотя стимулы и побуждают человека трудится, но их одних еще
недостаточно для производительного труда. Система стимулов и мотивов должна
опираться на определенную базу - нормативный уровень трудовой деятельности.
Сам факт вступления работника в трудовые отношения предполагает, что он за
заранее оговоренные вознаграждения должен выполнять некоторый круг
обязанностей. В этой ситуации для стимулирования нет еще места. Здесь сфера
контролируемой деятельности и работают мотивы избегания, связанные со страхом
наказания за невыполнение предъявленных требований.
Таких наказаний, связанных с потерей материальных благ должно быть как
минимум два: частичная выплата вознаграждения или разрыв трудовых отношений.
Работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое
вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции
последуют в случае их нарушения.
Дисциплина несет в себе элементы принуждения, ограничения свободы действий.
Однако грань между контролированием и стимулированием условна и подвижна,
т.к. работник с сильной мотивацией обладает самодисциплиной, привычкой
добросовестно выполнять требования и относиться к ним как к собственным
нормам поведения. Система стимулирования вырастает как бы из административно-
правовых методов управления, но не заменяет их, т.к. стимулирование труда
эффективно в том случае, если органы управления умеют добиваться того уровня,
за который платят. Цель стимулирования - не только побудить человека работать
вообще, а побудить его делать лучше (больше) того, что обусловлено трудовыми
отношениями.