Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Организация как носитель жизненного цикла).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
Выводы:
Завершая изложенное, представляется возможным сделать следующие выводы.
Управление жизненным циклом означает правовое воздействие (присущими праву методами) на основные его этапы (легитимацию, функционирование в различные сроки, ликвидацию). Этапы жизненного цикла коммерческой организации находятся друг с другом в сложных взаимосвязях и зависимостях, в связи с чем акцентирование внимания ученых и законодателя на одном из этапов жизненного цикла (например, только на легитимации или ликвидации) представляется неверным.
Глава 2. Практические аспекты изучения жизненного цикла торговой организации
2.1. Общая характеристика торговой компании «Детский мир»
В качестве объекта исследования управления жизненным циклом организации выбрана торговая компания "Детский мир", расположенная в г. Зеленогорске Красноярского края, занимающаяся реализацией детских товаров.
В настоящее время компания имеет сеть магазинов (в том числе Интернет-магазин) и занимается продажей детских товаров, как продовольственного, так и сопутствующих промышленного назначения.
Ассортимент продовольственной продукции представлен:
- Сухими молочными смесями.
- Молочными и безмолочными кашами.
- Однокомпонентными и многокомпонентными пюре для детей разных возрастов.
- Детскими соками и напитками.
- Детским чаем.
- Вода детская очищенная питьевая.
Сопутствующие товары: детская посуда (бутылочки, поильники, соски, тарелки, ложки, вилки), подгузники нескольких фирм, игрушки, одежды, обувь, крупногабаритные товары и т.д.
2.2. Жизненный цикл и управление развитием организации
Рассмотрим развитие торговой компании "Детский мир" (рис. 4) основываясь на классической модели жизненного цикла организации, которая включает 5 основных последовательных стадий развития бизнеса: внедрения (стартап), рост, зрелость, спад и возрождение компании. Каждая стадия имеет свои особенности, возможности и риски, и требует оптимального управления.
Рисунок 4 - График классической кривой жизненного цикла торговой компании "Детский мир"
Стадия первая - "Стартап".
В 2000 году бизнесмен М. решил развивать бизнес детских товаров, и открыл в городе Зеленогорске 1 магазин, который специализировался на продаже исключительно детского питания, так как эти товары имели высокий спрос и оборачиваемость.
На этапе внедрения (стартап) компания имела очень простую организационную структуру с централизованной властью, где все решения принимали основатели бизнеса. Основные задачи на данном этапе – это определение своих ключевых компетенций и продуктов, которые впишутся в рынок (будет востребованными и иметь длительные продажи).
На данном этапе также выбирается стратегия нишевой конкуренции, чтобы не вступать в прямую конфронтацию с крупными игроками отрасли. Чтобы снизить расходы на закупку продукции, были заключены договоры с производителями детского питания или его официальными дистрибьюторами.
Конкурентов в данном сегменте в небольшом Зеленогорске на тот момент не было - детское питание продавалось в аптеках или в продуктовых магазинах в узком ассортименте. Поэтому новый магазин со своим широким ассортиментом быстро получил в городе известность и приобрел постоянных покупателей.
На стадии стартапа компания испытывает недостаток в кадрах, поэтому создатели бизнеса активно участвуют в процессе не только поиска партнёров и поставщиков, но и при необходимости, принимают участие в торговле сотрудники компании часто исполняют несколько функций одновременно.
Основные задачи на стадии "Стартап" развития компании "Детский мир" показаны в табл. 4.
Таблица 4 – Основные задачи на стадии "Стартап" развития компании "Детский мир"
Стадия развития "Стартап" |
Важные задачи стратегии |
Продукт и количество точек продаж |
1 точка продаж и широкий ассортимент детского питания |
Управление, персонал и руководство |
Учредители бизнеса одновременно выполняли все функции: продавали продукт, занимались организацией и продажей. В магазине также работал 1 продавец |
Административная система |
В компании не были четко закреплены функции и задачи за персоналом |
Финансы |
Магазин постепенно выходил на окупаемость, дополнительных инвестиций для рекламы и расширения бизнеса не было. |
Когда бизнес компании становится успешным и может обеспечивать стабильный поток прибыли, компания растет, появляются новые отделы, процессы внутри компании усложняются, что требует более сложных и формализованных методов управления. Однако, благодаря правильной ценовой и ассортиментной политике компания "Детский мир" сумела выйти на стабильный уровень продаж и получила поток постоянных клиентов. Появилась возможность расширения бизнеса.
Стадия вторая - "Рост".
На стадии роста (2002-2005) компания начинает увеличивать ассортимент своих продуктов, начиная выходить из ниши и захватывать новые сегменты и рынки. Наблюдается рост продаж. При этом, компания не стремится производить крупные инновации, а проводит небольшие изменения и улучшения продукта, которые позволят с наименьшими затратами захватывать целевые рынки.
Однако в детском питании начали активно появляться конкуренты - региональные и федеральные продуктовые магазины, которые могли предложить покупателю и широкий ассортимент, и низкие цены.
Поэтому, компания "Детский мир" расширила ассортимент и открыла еще 4 точки дополнительных продаж. Теперь компания занималась продажей не только детского питания, но и детских игрушек, одежды, обуви и крупногабаритных товаров. В результате начальный бизнес (продажа детского питания) ушел на второй план и стал занимать неключевую роль в общих продажах.
На стадии роста система управления компанией меняется: владелец бизнеса отдаляется от решения тактических задач и начинает заниматься стратегическим планированием, а часть его полномочий делегируется менеджерам среднего звена. Все процессы в компании начинают принимать формализованный вид. А наработанная база клиентов начинает влиять на стратегию компании и на развитие ассортимента. Компания стремится вырасти там, где она достигла определенных успехов.
На данной стадии компания достигает уровня прибыли, который позволяет обойтись без внешнего финансирования.
Особенности развития на стадии развития "Рост" выделены в табл. 5.
Таблица 5 – Особенности развития компании "Детский мир" на стадии развития "Рост"
Стадия развития "Рост" |
Важные задачи стратегии |
Продукт и количество точек продаж |
Расширение товарных групп и открытие новых точек продаж. Смещение фокуса с продажи детского питания на продажи детских товаров |
Управление, персонал и руководство |
Увеличение персонала компании. За каждым магазином были закреплены конкретные продавцы. Введена система учета остатков и мотивации сотрудников. За каждым продавцом были закреплены конкретные обязанности по работе в торговой точке. Основную работу по закупке и распределению товаров до сих пор вел учредитель компании |
Административная система |
В компании уже появилась четкая организационная структура, у каждого сотрудника компании появилась четкая должностная инструкция, приоритеты и четкий список работ |
Финансы |
Магазины начали приносить доход, который покрывал затраты на аренду и зарплату. Дополнительный доход уже стало возможным инвестировать в рекламу для повышения узнаваемости и привлечения новых клиентов |
На этапе роста может возникнуть кризис автономии, вызванный нежеланием руководителя делегировать свои обязанности, что приводит к торможению развития и замедлению процессов - компания перестает работать на пике своей эффективности. Стадия роста подходит к концу, когда темпы роста продаж замедляются.
Стадия третья - "Зрелость".
Как правило на этапе зрелости организации уровень продаж стабилизируется, рост замедляется. Такая ситуация вызвана высоким уровнем конкуренции и насыщением рынка. На этапе зрелости компании также могут приносить хороший уровень прибыли, если имеют правильно сбалансированный портфель продуктов.
На стадии зрелости (2005-2007) рост продаж компании "Детский мир" замедлился, т.к. уже охвачены все потенциальные клиенты, которые могли интересоваться детскими товарами. При этом усилилась конкуренция, на рынок пришли федеральные магазины детских товаров, которые также на весь спектр детских товаров могли предложить низкие цены и широкий выбор.
На этапе зрелости делегирование власти уменьшается, появляется консерватизм в принятии решений и бюрократизируется структура компании. Внедренные процессы контроля и координации процессов создают определенную волокиту, замедляется процесс принятия решений. Теперь каждое решение анализируется со всех сторон и принимается очень взвешенно. Цель такой работы - не раскачивать бизнес, не идти на риск, улучшать то, чего уже достигла компания. Основной задачей бизнеса становится максимизация прибыли, что может быть достигнуто повышением стабильности работы и эффективности управления.
Компания "Детский мир" начала существовать только за счет сформировавшейся базы лояльных покупателей. Ввела систему лояльности и перераспределила ассортимент товаров между своими торговыми точками: сделала каждую точку специализирующейся на продаже конкретных видов продуктов. Все управленческие ресурсы компании сфокусированы на внутренней эффективности, установлении жесткого контроля за ключевыми процессами.
В развитии ассортимента компания также придерживается взвешенного подхода: детально контролирует расходами и оптимизирует ассортимент.
Кроме того, расширение бизнеса повлекло за собой рост товарных остатков и необходимость правильного управления ими. Вырос объем работ и по заказу товаров. Руководитель бизнеса самостоятельно не может обеспечивать правильное управление товарным запасом своих торговых точек.
Разработка стратегии развития компании направлена на поддержание продукта. Пока продажи и прибыль компании стабильны, она не предпринимает никаких решений в сторону изменения своего курса.
В табл. 6 показаны основные важные задачи стратегии компании.
Таблица 6 - Развитие компании "Детский мир" на стадии "Зрелость"
Стадия развития "Зрелость" |
Важные задачи стратегии |
Продукт и количество точек продаж |
Компания открыла магазины во всех доступных районах города и включила в свой ассортимент все виды детских товаров. Компания столкнулась с необходимостью оптимизации и более детальным управлением остатками ассортимента по причине скачкообразных остатков |
Управление, персонал и руководство |
Персонал компании увеличился. Продавцам делегировались дополнительные функции по приемке и учету товаров. Введена система управления товарными остатками |
Административная система |
Организационная структура компании была модернизирована: появились старшие и младшие продавцы. Руководитель компании также управлял бизнесом |
Финансы |
Рост затрат компании при стагнации продаж начал приводить к снижению дохода |
Стадия четвертая - "Спад".
В классическом варианте жизненного цикла организации стадия спада, - когда компания интенсивно теряет конкурентоспособность, продажи и прибыль ее снижаются. Отсутствие инноваций снижает рентабельность компании. Все решения становятся очень консервативными. Компания отказывается от любых инноваций и даже не идет на минимальный риск. Компания переходит в режим жесткой экономии и сокращения затрат, может начать выходить из отрасли или переходить к стадии возрождения.
Но руководителям исследуемой компании "Детский мир" в определенный момент (2008-2009) поняли, что теряет свою конкурентоспособность, стали очевидны проблемы организации:
- неэффективное распределение функций,
- необходимость пересмотра системы вознаграждения для продавцов,
- необходимости модернизации подхода к управлению товарными остатками.
Однако, руководитель компании решил не переходить к стадии спада и закрытию бизнеса, а побороться за своей существование и начал полную модернизацию процессов, развитие инноваций и пр.
Стадия пятая - "Возрождение".
На данной стадии (2010 и по настоящее время) компания "Детский мир" фокусируется на разработке новых продуктов и повышение конкурентоспособности бизнеса. Компания уже не имитирует инновации конкурентов, а сама начинает инвестировать в создание абсолютных инновационных решений, при этом компания "Детский мир":