Файл: Цель, задачи, объект, предмет и этапы эмпирического исследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решение конфликтов возможно с помощью следующих стратегий [11].

  • компромисс (приход к одному решению, баланс интересов сторон, положительное развитие взаимоотношений, соглашение на основе взаимных уступок);
  • сотрудничество (соблюдение собственных интересов и интересов оппонента);
  • уход или уклонение (низкая ориентация на соблюдение интересов соперника и своих собственных);
  • приспособление или уступка (полное принятие позиции партнера, принижение своих стремлений).

В многочисленных исследованиях показано, что разрешения межличностных конфликтов в значительной степени зависит от активности сторон конфликта, а также от их отношения друг к другу. Каждая из сторон конфликта должна понимать, что в конфликте главное – не победа над другой стороной, а сохранение отношений. Следует, чтобы обе стороны конфликта предприняли максимум усилий для признаний ценности взаимоотношений, а также видели смысл в продуктивном взаимодействии. Особенности разрешения конфликтов, в первую очередь, зависят от личностных особенностей участников конфликта, в связи с чем наиболее эффективно действующими стратегиями поведения в конфликте являются стратегии сотрудничества и компромисса [2].

Компромисс характеризуется явно выраженным желание сотрудничать, где основная цель заключается в получении частичного или полного удовлетворения от решения, когда все требованиях сторон конфликта учитываются. Такой стиль поведения в конфликте предполагает приложение индвидуальных и коллективных усилий. Он является примечательным тем, что препятствует проявлению недоброжелательности и способствует урегулированию возникших разногласий [6].

Сотрудничество, характеризуется взаимодействием и настойчивостью обеих сторон, главной целью которой является совместное разрешение возникшей проблемы для всех, путем общего обсуждения. Пользуясь данной стратегией, участники будут полностью удовлетворены не только процессом, но и результатом. Этот стиль основан в первую очередь на уважении друг другу и заинтересованности развития и сохранения отношений. Эту стратегию можно применять при любом конфликте, однако, она требует много времени. Осуществление такого стиля поведения в конфликте возможно при условии точно продиагностированной проблемы, породившей конфликтную ситуацию, при условии учёта как внешних факторов, так скрытых или внутренних причин [11].

Компромисс и сотрудничество приводят к более успешному исходу в ситуации межличностного конфликта. Применяя их, желаемый результат может быть достигнут на начальном этапе конфликта, поскольку причины педагогического конфликта поднимаются на всеобщее обсуждение и в последующем принимается решение удовлетворяющие обе конфликтующие стороны. Иногда возникают и такие ситуации, когда участник конфликта чувствует превосходство другого участника конфликта, или же значимость появившейся проблемы не столь велика для него самого. Поэтому, во избежание проблем следует воспользоваться стратегиями ухода или приспособления. Эти стратегии имеют положительные аспекты.


Уход как стратегия характеризуется нежеланием сотрудничать, целью ухода является воздержание и попытка избежать конфликта. Точка одного (либо двух) из сторон рассматривается как нежелание говорить о возникшей проблеме либо когда обнаруживается возможность достижения собственных целей иным, неконфликтным путем. Индивидуальное чувство удовлетворенности отсутствует, но такая стратегия дает возможность эмоционально расслабиться, а также отсрочивает острое столкновение для более подробного самоанализа и анализа сложившейся ситуации. Однако «минус» такой стратегии состоит в том, что ни одна из сторон не получает удовлетворения, а приводит лишь к нагнетанию ситуации и взаимным обвинениям. Как отмечают Р. Вердербер и К. Вердербер, применение такого стиля поведение возможно в виде только временного выхода из ситуации [6]. Выбирая такую стратегию, необходимо учитывать тот факт, что в межличностных отношениях не происходит каких-либо заметных перемен, и порой педагогический конфликт так и остается не разрешенным [7].

Приспособление характеризируется стремлением сгладить конфликтную ситуацию, где собственной целью является сохранение или восстановление гармонии между субъектами педагогического процесса посредством уступок и учета лишь интересов и потребностей другой стороны. Д.Г. Скотт рекомендует применять такую стратегию в случаях, когда четко осознается чувство вины, когда участник конфликта обладает более высоким авторитетом, когда имеется искреннее желание одной из конфликтующих сторон оказать поддержку другой [12]. При такой стратегии противоположная сторона педагогического конфликта получает большее удовлетворение.

Поведение человека в конфликте имеет свою специфику в различных ситуациях, единого шаблона нет и не может быть. Это определяется множеством факторов: уровнем развития умственной сферы, эмоциональным отношением к партнеру, возрастом, культурными особенностями, а также множеством других детерминант, которые могут совершенно по-разному отражаться на поведении людей в случае столкновения интересов. Мы считаем, что пол как фактор, влияющий на поведение человека в конфликте, является наиболее ярким и интересным для изучения.

2. Организация и планирование эмпирического исследования и диагностики конфликта


2.1. Цель, задачи, объект, предмет и этапы эмпирического исследования

Цель эмпирического исследования заключается в исследовании и диагностики конфликта.

Задачи эмпирического исследования следующие:

1. Отбор соответствующих теме исследования методов диагностики.

2. Комплектование группы исследования.

3. Осуществление диагностического исследования.

4. Выполнение процедуры анализа результатов исследования и формулирование выводов.

Этапы исследования соответствуют логике констатирующего эксперимента и включают:

1. Осуществление процедуры психодиагностики.

2. Первичный анализ полученных в исследовании данных.

3. Статистический анализ результатов диагностики.

4. Формулирование выводов по результатам исследования.

2.2. Методы эмпирического исследования

Обратимся к характеристике методов исследования. В данном исследовании нами были использованы следующие психодиагностические методики:

1. Методика «Стратегии поведения в конфликте» К. Томаса позволяет выявить доминирующий стиль поведения в рамках конфликтной ситуации. В основе классификации конфликтного поведения лежат два стиля поведения – кооперация и напористость. В соответствии с данными измерения К. Томас выделяет такие основные стили поведения, как:

  • Соперничество, которое предполагает направленность на достижение собственных интересов в ущерб другому.
  • Сотрудничество, которое предполагает формирование общей альтернативы, которая полностью бы удовлетворяла стороны конфликта.
  • Компромисс предполагает соглашение между участниками, которое достигается посредством взаимных уступок.
  • Избегание – то есть уход, для данного типа поведения характерно отсутствие некоторой тенденции как к соперничеству, так и к сотрудничеству или компромиссу.
  • Приспособление. Данный стиль представляет собой принесение собственных интересов в жертву ради успеха другого.

2. Методика «Диагностика состояния агрессии» (опросник Басса-Дарки). Данная методика направлена на определение и дифференциацию проявлений враждебности и агрессии как маркеров конфликтности. В рамках методики функционируют восемь основных шкал: физическая агрессия; косвенная; раздражение; негативизм; обида; подозрительность; вербальная агрессия; чувство вины.


Данная методика включает в себя 75 вопросов, предусматривающих ответы «да» или «нет».

Рассматриваемые диагностические средства являются валидными и надежными средствами исследования качественного своеобразия проявления конфликта в поведении, а также стилевых характеристик поведения в конфликте сотрудников ООО «Эльдорадо».

2.3. Характеристика выборки исследования

Обратимся к характеристике участников исследования. Всего в исследовании приняло участие 40 респондентов в возрасте от 21 до 32 лет, мужского и женского пола (средний возраст – 26,43 года). Все участники исследования являются сотрудниками ООО «Эльдорадо» не менее одного года и являются членами одного коллектива.

Описательная статистика двух групп исследования представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Описательная статистика выборки исследования по показателям пола и возраста

Анализ результатов исследования осуществлялся с использованием средств математической статистики – нами был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена, а также описательная статистика. Статистический анализ осуществлялся в специализированном программном пакете Statistica 10.0.

3. Анализ результатов эмпирического исследования особенностей конфликта в организации

3.1. Анализ результатов эмпирического исследования

Обратимся к описанию результатов диагностики особенностей стратегий поведения в ситуации конфликта у участников исследования. Результаты диагностики методикой «Стратегии поведения в конфликте» К. Томаса представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты диагностики методикой «Стратегии поведения в конфликте» К. Томаса

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избежание

Приспособление

Среднее

6,95

9,40

7,30

4,83

5,68

Ст. отклон

1,63

1,89

1,80

1,71

2,04


В ходе диагностики стилевых особенностей поведения в конфликте у участников исследования нами выявлено, что преобладающим является такой стиль поведения в конфликте как «Сотрудничество» (9,40), второй по значимости – стиль поведения в конфликте «Компромисс» (7,30) и «Соперничество» (6,95). Наименее выраженными стилями поведения в ситуации конфликта выступают стили «Избежание» (4,83), а также стиль «Приспособление» (5,68).

Мы можем говорить о том, что в большинстве конфликтных ситуаций сотрудники ООО «Эльдорадо», участвовавшие в исследовании будут ориентированы на использование конструктивных стратегий поведения в конфликте, в частности – стратегий сотрудничества и компромисса, в отдельных ситуациях – стиля соперничество. Специалисты по продажам не склонны использовать стратегию избеганию и в меньшей степени склонны приспосабливаться к ситуациям, а не предпринимать активные действия.

Соотношения средних значений по показателям рассматриваемой методики представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Соотношение средних значений по методике «Стратегии поведения в конфликте» К. Томаса

Обратимся к описанию результатов исследования с использованием психодиагностической методики «Диагностика состояния агрессии» (опросник Басса-Дарки). Результаты диагностики представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты исследования методикой «Диагностика состояния агрессии» (опросник Басса-Дарки) (средневзвешенные значения)

Физическая агрессия

Косвенная

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Среднее

18%

22%

21%

43%

27%

35%

23%

23%

Ст. отклон

8%

9%

12%

18%

9%

14%

10%

9%

В ходе диагностики особенностей проявления отдельных аспектов агрессивного поведения как маркеров конфликтности и конфликтного поведения нами выявлено, что по большинству диагностируемых показателей участники исследования характеризуются как лица, имеющие сравнительно низкий уровень выраженности отдельных аспектов агрессивности. В частности, характерен низкий уровень физической агрессии (18%), косвенной агрессии (22%), раздражения (21%), вербальной агрессии (23%), а также чувства вины (23%). Несколько более высокий уровень выраженности диагностируется по показателю «обида» (27%), по показателю подозрительности (35%). Наибольший уровень выраженности (в рамках средних значений) имеет показатель негативизма (43%).