ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.09.2020
Просмотров: 366
Скачиваний: 2
Рисунок 2.2.1 – Поверхностный поплавок.
На рассматриваемом участке реки скорость измерялась при помощи поверхностного поплавка. Измерения проходили следующим образом.
К 10 метровой веревке привязывается бутылка-поплавок. Два человека заходили в место реки с максимальной глубиной и расходились по течению реки на всю длину веревки. Один человек, стоящий выше по течению пускал поплавок, третий человек стоящий на берегу запускал секундомер. Когда поплавок достигал человека, стоящего ниже по течению, секундомер останавливался. Затем высчитывалась скорость течения реки по формуле:
, где ― скорость течения реки, S ― расстояние, t ― время. Измерения проводились 4 раза. В итоге средняя скорость реки ― 3,3 м/с.
Промеры глубин производятся для выявления рельефа дна. Кроме того, в ряде случаев промеры производят для изучения русловых процессов (на перекатах и т. п.), а также для определения объемов земляных, бетонных и других работ, необходимых при возведении плотин и других сооружений в русле.
Промеры, как правило, удобнее всего производить при низких уровнях, когда обнажаются косы, мели, отдельные камни и пр., так как наиболее точно должны быть установлены именно наименьшие глубины.
Для промера глубин реки было использовано такое оборудование как: мерная рейка, веревка длиной 10 м, рулетка.
Замеры глубин реки производились следующим образом. Выполнялась съёмка участка реки шириной 32 м, с расстоянием между промерными створами через 10 м; расстояние между промерными вертикалями 1 м. В момент начала промеров по каждому поперечному створу определяется отметка уровня воды при помощи мерной рейки. Расстояние до промерных точек и урезов берега на каждом створе измеряют от магистрали (от постоянного начала). Результаты измерений записывают в специальный журнал ― промерную книжку.
После чего определяется максимальная (0,48 м) и средняя (0,37 м) глубина русла реки на рассматриваемом участке.
Таблица 2.2.1 – Закономерности между глубиной и шириной описываемого участка реки Щара
Ширина, м |
Глубина, м |
Ширина, м |
Глубина, м |
0 |
0 |
17 |
45 |
1 |
22 |
18 |
48 |
2 |
31 |
19 |
46 |
3 |
38 |
20 |
47 |
4 |
46 |
21 |
46 |
5 |
46 |
22 |
42 |
6 |
40 |
23 |
45 |
7 |
36 |
24 |
40 |
8 |
35 |
25 |
37 |
9 |
40 |
26 |
39 |
10 |
41 |
27 |
38 |
11 |
42 |
28 |
38 |
12 |
46 |
29 |
31 |
13 |
48 |
30 |
25 |
14 |
44 |
31 |
20 |
15 |
45 |
32 |
0 |
16 |
45 |
|
|
Поперечный профиль долины описываемого участка реки Щара.
ГЛАВА 3. ГИДРОХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРИРОДНЫХ ВОД.
Гидрохимические показатели определяются при помощи физико-химического анализа. Данные анализа позволяют установить класс качества воды и нагрузку на водную экосистему. Для проведения исследований гидрохимических показателей природных вод было отобрано 3 пробы.
Проба №1.
Река Мышанка, около моста, дорога Барановичи-Слоним. Координаты — N 53°07’00,9’’, E 25°54’06,6’’. Ширина реки приблизительно 10 м. река меандрирующая. Уровень воды — 0,2-0,3 м. Берега участка забора пробы пологие, зарастающие болотной растительностью, бровка не выражена, по берегам большое скопление водорослей. На реку оказывает воздействие прилегающие сельскохозяйственные угодья и асфальтированная дорога, так как зимой вся смесь, которой посыпают дорогу, при таянии снега стекает в реку.
Цвет воды — светло-желтая, почти прозрачная. Температура 21°С. Запах отсутствует. Щелочная среда, рН = 7,7. Общая жесткость 13°d (присутствуют жесткие ионы Ca+ + Mg+). Фосфаты 0,50 мг/л. Аммоний 0 мг/л.
II класс загрязнения — умеренно загрязнённая, нагрузка на реку превышает её способность к самоочищению.
Рисунок 3.1 – р. Мышанка, место забора пробы №1
Рисунок 3.2 – р. Мышанка, место забора пробы №1.
Проба №2.
Река Лохозва, Барановичский район. Координаты — N 53°01’26,6'', E 25°42’24,2’’. Ширина 3 м. Исток д. Деколы. Река меандрирующая, большое количество околоводной растительности, скопление водорослей по берегам. Берега крутые (20°-45°), зарастающие. Присутствуют следы антропогенного воздействия на реку (деревянные столбы от моста). Южнее впадает в р. Гать. Присутствует антропогенное воздействие: место отдыха, автомобильная дорога и севернее располагается военный полигон.
Цвет — желтый, почти прозрачный, темнее, чем образец №1. Запах отсутствует. Температура 20°С. Щелочная среда, рН = 7,3. Общая жесткость 6°d (присутствуют жесткие ионы Ca+ + Mg+). Фосфаты 0,75 мг/л. Аммоний 0 мг/л. II класс загрязнения — умеренно загрязненные.
Рисунок 3.3 – р. Лохозва, место забора пробы №2
Рисунок 3.4 – р. Лохозва, место забора пробы №2
Проба №3.
Река Щара, Барановичский район. Координаты — N 52°57’19,4’’, E 25°34’45,7’’. Высота над уровнем моря ― 136 м. Место забора находится в 2-3 км от деревни Колбовичи. На месте забора пробы средняя глубина ― 0,37 м, максимальная ― 0,48 м; дно песчаное, без загрязнений и водорослей. Животный мир представлен двустворчатыми и брюхоногими моллюсками, ракообразными (речной рак), костными рыбами (плотва). По берегам гнездовья птиц, недалеко от описываемого участка находится гнездо зимородка.
Цвет — желтоватый. Запах отсутствует. Температура 21°С. Нейтральная среда, рН = 7,5 (слегка защелочена, так как есть приток воды из родника). Общая жесткость 11°d (присутствуют жесткие ионы Ca+ + Mg+). Фосфаты 0,50 мг/л. Аммоний 0 мг/л.
I класс загрязнения — не загрязненная или очень слабо загрязненная.
Рисунок 3.5 – р. Щара, место забора пробы №3
Для проведения гидрохимеческого анализа проб воды использовалась портативная химическая лаборатория. Лаборатория используется для анализа: иона аммония, карбонатной жесткости, (кислотонейтрализующей способности), общей жёсткости (и остаточной жесткости), нитрат-иона, нитрит-иона, рН, фосфат-иона, температуры.
Титриметрический метод. К анализируемому образцу в первую очередь добавляют индикатор. Затем по каплям добавляют раствор реагента определенной концентрации (титрант), который реагирует с определенным веществом. Как только все количество определяемого вещества, присутствующего в анализируемом образце, прореагировало (конечная точка титрования), происходит изменение окраски индикатора. Объем титранта, необходимого для изменения окраски, пропорционален содержанию определенного вещества в анализируемом образце. Таким образом, в тестах, в которых используется пипетка для титрования, определяемое количественное содержание может непосредственно считываться по измерительной шкале пипетки.
Рисунок 3.6 – Портативная химическая лаборатория.
Колориметрический метод. В данном методе реагенты добавляют к образцу воды, что приводит к цветной реакции с соответствующим веществом. Интенсивность появляющейся при этом окраски, пропорционально содержанию вещества. Именно поэтому, цвет окраски анализируемого раствора затем сравнивают с цветными полями цветовой школы, каждое из которых соответствует определенной концентрации. С этой целью открытый тестовый сосуд, содержащий анализируемый образец, перемещают вдоль ряда цветных палей, считывают значения концентрации указанной на цветном поле, которое наилучшим образом соответствует образцу при просмотре сверху (совпадение цветов). В компактной лаборатории для анализа воды, за исключением определения фосфат-иона, два тестовых сосуда используются для каждого сравнения с цветовой шкалой. Эти сосуды вставлены в так называемый скользящий компаратор, один сосуд содержит анализируемый образец, второй — образец воды без реагентов. Компаратор перемещают вдоль цветовой шкалы. Пока не будет наблюдаться наилучшего совпадения цвета, причем открытые тестовые сосуды просматриваются сверху. За счет образца воды без реагентов, любое незначительное помутнение и присущая анализируемому образцу воды окраска автоматически компенсируются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебная практика по гидрологии проходила в окрестностях деревни Колбовичи Барановичского района.
В ходе этой учебной практики мы научились навыкам работы с гидрологическими приборами, научились определять важнейшие показатели: прозрачность, температуру воды, скорость течения, цветность, глубину водоемов, характер волнения, степень загрязненности воды.
Научились измерять глубину реки, скорость течения, учились строить профиль речной долины, для установления координат пользовались спутниковой системной навигацией.
За время прохождения практики мы взяли пробы воды, которую проверили при помощи портативной химической лаборатории
В ходе практики мы получили знания, необходимые нам как будущим специалистам геоэкологам.