Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Контроль поставок товара» (1. Теоретические аспекты разработки регламента бизнес-процессов).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
Введение
Управление любой организацией, в том числе и бюджетной, связано с решением большого количества организационных, экономических, социальных и хозяйственно-финансовых вопросов по целенаправленному воздействию органов управления на коллектив людей с целью организации и координации их деятельности. В настоящее время успешно решать этот комплекс проблем на основе прежних подходов к управлению и организации предприятия становится все сложнее, а учитывая постоянно растущий уровень конкуренции и, как следствие, увеличивающиеся требования к качеству продукции и конкурентоспособности организации вообще, следует говорить о необходимости скорейшего изменения подходов к управлению и организации производства.
В 80-х годах XX века на предприятиях всего мира началось внедрение системы управления качеством продукции - TQM (Total Quality Management). К концу 2002 года количество организаций, имеющих сертификаты систем качества, базирующихся на семействе стандартов ISO 9000, во всем мире составило 510 616 (в США – 37 026, в Японии – 27385, в Китае – 57 783, в России – 1 517). Эта система впервые была построена на принципах альтернативного подхода к управлению организацией – процессного подхода.
В последние десятилетия предприятия передовых экономических держав, таких как Япония, США, Германия, Великобритания, Швеция, активно переходят к процессному подходу в управлении. На них внедрена система управления качеством, организация рассматривается как сеть взаимосвязанных процессов, практически реализуются прогрессивные методологии совершенствования бизнес-процессов предприятия, такие как реинжиниринг (BPR), непрерывное улучшение (BPI) и другие. За весьма непродолжительный период времени процессный подход зарекомендовал себя как наиболее эффективный в современных экономических условиях.
Эффективность работы любой организации в значительной степени определяется эффективностью управления, его соответствием внутренним и внешним условиям деятельности предприятия. Изменение этих условий вызывает изменения подходов к управлению.
В последнее время в организациях России предпринимаются первые попытки перейти к процессному подходу в управлении, но этот процесс идет медленно и крайне сложно. Основной причиной этого, на наш взгляд, являются различные толкования сущности процессного подхода. Такая ситуация обусловлена несколькими причинами. Первая из них состоит в том, что существующая культура менеджмента качества, основанная на процессном подходе, только начинает развиваться. Вторая причина – деятельность консалтинговых компаний, которые рекламируют процессный подход, трактуя его каждая по-своему с целью продажи дорогостоящих программных средств моделирования бизнес-процессов, тем самым, внося путаницу при понимании его сущности. Третья же причина, на наш взгляд, кроется в недостаточной подготовке менеджеров высшего уровня в области систем менеджмента качества и управления процессами.
В данной работе рассматривается разработка регламента выполнения «Контроль поставок товара». Объектом исследования является отдел поставок.
Целью данной работы является изучение работы отдела поставок и разработка регламента выполнения контроля поставок.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- дать характеристику предметной области;
- рассмотреть ресурсы, входы и выходы процесса, владельцев и ответственных за управление процессом;
- обосновать необходимость внесения изменений и рассмотреть их порядок.
Теоретические аспекты разработки регламента бизнес-процессов
Основные понятия процессного подхода
Процессный подход – это одна из концепций управления, которая окончательно сформировалась в 80-х годах прошлого века. В соответствии с этой концепцией вся деятельность организации рассматривается как набор процессов. Для того чтобы управлять, необходимо управлять процессами. Он стал одним из ключевых элементов улучшения качества [6, с.105].
Главное понятие, которое использует процессный подход – это понятие процесса. Существуют различные определения, но наиболее часто используется определение стандарта ISO 9001. «Процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют входы в выходы». Важной составляющей процесса, которая не отражена в этом определении, является систематичность действий. Действия процесса должны быть повторяющимися, а не случайными.
Процессный подход был разработан и применяется с целью создания горизонтальных связей в организациях. Подразделения и сотрудники, задействованные в одном процессе, могут самостоятельно координировать работу в рамках процесса и решать возникающие проблемы без участия вышестоящего руководства. Процессный подход к управлению позволяет более оперативно решать возникающие вопросы и воздействовать на результат [10, с.62].
В отличие от функционального подхода, управление процессами позволяет концентрироваться не на работе каждого из подразделений, а на результатах работы организации в целом. Процессный подход меняет понятие структуры организации. Основным элементом становится процесс. В соответствии с одним из принципов процессного подхода организация состоит не из подразделений, а из процессов.
Процессный подход основывается на нескольких принципах. Внедрение этих принципов позволяет значительно повысить эффективность работы, однако вместе с тем, требует и высокой корпоративной культуры. Переход от функционального управления к процессному требует от сотрудников постоянной совместной работы, несмотря на то, что они могут относиться к различным подразделениям. От того, насколько удастся обеспечить эту совместную работу, будет зависеть «работоспособность» принципов, заложенных в процессный подход.
При внедрении управления по процессам важно придерживаться следующих принципов [7, с.85]:
- Принцип взаимосвязи процессов. Организация представляет собой сеть процессов. Процессом является любая деятельность, где имеет место выполнение работ. Все процессы организации взаимосвязаны между собой;
- Принцип востребованности процесса. Каждый процесс должен иметь цель, а его результаты должны быть востребованы. У результатов процесса должен быть свой потребитель внутренний или внешний.
- Принцип документирования процессов. Деятельность по процессу необходимо документировать. Это позволяет стандартизовать процесс и получить базу для изменения и дальнейшего совершенствования процесса;
- Принцип контроля процесса. Каждый процесс имеет начало и конец, которые определяют границы процесса. Для каждого процесса в рамках заданных границ должны быть определены показатели, характеризующие процесс и его результаты;
- Принцип ответственности за процесс. В выполнении процесса могут быть задействованы различные специалисты и сотрудники, но отвечать за процесс и его результаты должен один человек.
Процессный подход предполагает наличие ключевых элементов, без которых он не может быть внедрен в организации.
К таким ключевым элементам относятся:
- Вход процесса;
- Выход процесса;
- Ресурсы;
- Владелец процесса;
- Потребители и поставщики процесса;
- Показатели процесса.
Рис.1. Элементы процессного подхода
Входами процесса являются элементы, претерпевающие изменения в ходе выполнения действий. В качестве входов процессный подход рассматривает материалы, оборудование, документацию, различную информацию, персонал, финансы и пр [8, с.76].
Выходами процесса являются ожидаемые результаты, ради которых предпринимаются действия. Выходом может быть как материальный продукт, так и различного рода услуги или информация.
Ресурсами являются элементы, необходимые для процесса. В отличие от входов, ресурсы не изменяются в процессе. Такими ресурсами процессный подход определяет оборудование, документацию, финансы, персонал, инфраструктуру, среду и пр.
Владелец процесса – процессный подход вводит это понятие как одно из самых главных. У каждого процесса должен быть свой владелец. Владельцем является человек, имеющий в своем распоряжении необходимое количество ресурсов и отвечающий за конечный результат (выход) процесса [11, с.96].
У каждого процесса должны быть поставщики и потребители. Поставщики обеспечивают входные элементы процесса, а потребители заинтересованы в получении выходных элементов. У процесса могут быть как внешние, так и внутренние поставщики и потребители. Если у процесса нет поставщиков, то процесс не будет выполнен. Если у процесса нет потребителей, то процесс не востребован.
Показатели процесса необходимы для получения информации о его работе и принятии соответствующих управленческих решений. Показатели процесса это набор количественных или качественных параметров, характеризующих сам процесс и его результат (выход).
Этапы разработки регламента процесса
Регламент – это важнейший нормативный документ, который определяет порядок работ, выполняемых сотрудниками организации для достижения определенных результатов, он описывает взаимодействие между структурными подразделениями или организациями [13, с.82].
Регламент работы определяет и стандартизирует внутреннюю организацию и порядок выполнения процессов, когда и по каким событиям выполняются те или иные действия, инициируются определенные процессы, когда и на сновании каких данных готовятся и куда подаются отчеты, и многое другое.
Разработкой регламента называют процесс документирования порядка и условий проведения работ, а также требований к входам и выходам процесса, его ресурсам и управлению. Зачастую дополнительно к разработке регламента относят документирование механизмов управления жизненным циклом самого документа.
Еще перед началом обследования необходимо определиться, какой регламент мы хотим создать, каковы будут его характеристики [10, с.75]:
1. Наименование регламентируемого процесса. Какую зону в него включить и как назвать? Ответ на этот вопрос очень важен, здесь очерчивается зона, которую мы собираемся регламентировать.
2. Его входы и выходы. Здесь необходимо понять:– что именно является результатом процесса,– какую ценность он создает для потребителя,– из чего он ее создает.
3. Точку зрения на регламентируемый процесс. Ведь согласитесь, что процесс получения денег в кассе банка для клиента и для кассира выглядит совершенно по-разному. Таким образом, определив точку зрения, мы четко выявим потребителя – кто будет пользоваться будущим регламентом.
4. Степень детализации процесса (и регламента). Нужно найти золотую середину, чтобы регламент содержал четкие, однозначно воспринимаемые требования к порядку проведения работ и при этом не перегружал пользователя малозначащими деталями.
5. Необходимо также определить должностное лицо, ответственное за процесс и его результаты. Именно это должностное лицо в дальнейшем будет отслеживать появление отклонений живого процесса от его слепка, изображенного в регламенте. Оно же должно инициировать процедуру пересмотра и актуализации регламента.
Работа логистической системы любого торгового или производственного предприятия основана на нормативах и регламентах. Если сроки выполнения всех этапов выполнения клиентского заказа точно выверены и четко соблюдаются персоналом – эффективная работа фирмы гарантирована.
1. Разработка регламента процесса выполнения процесса «КОНТРОЛЬ ПОСТАВОК ТОВАРА»
1.1 Общее описание процесса
Опишем процессы, происходящие в отделе поставок.
- Менеджер получает заказ от клиентов на поставку товара.
- Регистрирует клиента в списке клиентов.
- Регистрирует заказ клиента в реестре заказов.
- Составляет счет-фактуры для поставщика.
- Менеджер отдела поставок выбирает поставщика для выполнения заказа.
- После чего поставщик принимает заказ или отказывается от него, если поставщик отказывается от заказа, то менеджер снова выбирает поставщика. И так пока поставщик не примет заказ.
- Менеджер отдела поставок получает счет от поставщика и передает его бухгалтеру для оплаты.
- Бухгалтер оплачивает счет и получает у банка платежное поручение, подтверждающее оплату счета.
- Менеджер отдела поставок получает платежное поручение.
- После получения платежного поручения менеджер выписывает доверенность экспедитору на получение товара у поставщика.
- Экспедитор выезжает к поставщику и получает товар.
- По приезду экспедитор заполняет накладную для отгрузки товара клиенту.
Таблица 1.
Операций бизнес-процесса «Деятельность отдела поставок»
Операция |
Исполнитель |
Периодичность |
Входной документ |
Выходной документ |
Комментарии |
1. Получение заказа |
Менеджер одела поставок |
По мере поступления |
Заказ |
||
2. Регистрация клиента |
Менеджер одела поставок |
По мере поступления |
Заказ |
Список клиентов |
Клиент вносится в список клиентов |
3. Составление и регистрация заказа |
Менеджер одела поставок |
По мере поступления |
Заказ |
Реестр заказов |
Заказ вносится в реестр заказов |
4. Выбор поставщика и передача ему заказа |
Менеджер одела поставок |
По мере поступления |
Список поставщиков |
||
5. Прием заказа |
Поставщик |
По мере поступления |
Заказ |
||
6. Выставление счета |
Поставщик |
По мере поступления |
Заказ |
Счет-фактура |
|
7. Получение счета и передача его бухгалтеру для оплаты |
Менеджер одела поставок |
По мере поступления |
Счет-фактура |
Счет-фактура |
|
8. Оплачивает счет |
Бухгалтер |
По мере поступления |
Счет-фактура |
||
9. Выписывает доверенность на получение товара |
Менеджер одела поставок |
По мере поступления |
Доверенность |
||
10. Получает товар у поставщика |
Экспедитор |
По мере поступления |
Доверенность |
||
11. Заполнение накладной |
Экспедитор |
По прибытию с товаром |
Накладная |
Заполненная накладная |
|
12. Отметка о выполнении заказа |
Менеджер одела поставок |
По мере поступления |
Реестр заказов |
Реестр заказов с отметкой о выполнении |
|
13. Формирование отчета |
Менеджер одела поставок |
Ежемесячно |
Реестр заказов с отметкой о выполнении |
Отчет |