Файл: Система защиты информации в банковских системах (ГЛАВА 1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 354

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй стадии (1993-1994 гг.) свойственны преступления с использованием трастовых и финансовых компаний – «финансовых пирамид», например, МММ. При совершении преступлений зачастую использовались заведомо невыполнимые договоры страхования, траста, займа, продажа суррогатов ценных бумаг и акций без достаточного денежного обеспечения.

На третьей стадии (1994-1996 гг.) самым типичным преступлением стало хищение кредитных ресурсов коммерческих банковских организаций.

Для четвертой стадии (1996 г. – настоящее время) ключевой тенденцией криминальной практики являлись увеличение количества преступлений, которые совершались с использованием электронных средств доступа (кардинг), компьютерная преступность, активное использование ресурсов глобальной сети Интернет в криминальных целях.

Для современной стадии также характерен ростом правонарушений в области вексельного обращения и страхования.

Банковский сектор является сектором повышенного риска. Вместе с увеличением количества рисков происходит изменение и их содержания. По мере возникновения новых реалий нашей жизни риски модернизируются.

1.5 Наиболее характерные приемы и способы совершения преступлений в банковской сфере

Преступления в банковской сфере могут быть условно разделены на две группы:

1. насильственные преступления (грабежи, налеты, убийства и т.д.);

2. финансовые преступления (финансовые хищения и махинации).

Вторая группа является преобладающей и количественно, и по объему похищенных средств.

Насильственные преступления:

1.1. Покушения на руководство и персонал банковских организаций.

Для банковской организации наибольшей угрозой являются покушения на руководство банковской организации. Самый распространенный вид преступлений против банкиров – это заказные убийства.

1.2. Вымогательства, похищения, кражи.

Вымогательства, рэкет, кражи обладают очень низкой раскрываемостью.

1.3. Налеты на банки и ограбления.

Чаще всего в качестве объекта налета выступают не центральные офисы банковских организаций, а их филиалы, отделения и пункты обмена валюты, уровень безопасности которых ниже или вовсе находится на уровне, который не соответствует профилю учреждения.


Финансовые преступления:

2.1. Махинации с бюджетными и государственными средствами.

Распространенное явление - это нецелевое и нерациональное использование кредитных ресурсов государства и средств бюджета. При непосредственном участии сотрудников банковской сферы происходит перекачка денег государства в частные структуры.

2.2.Мошенничества с денежными средствами вкладчиков

Дела об обманутых вкладчиках представляют собой важную социальную проблему в РФ. Образовано множество трастовых и финансовых компаний, которые активно рекламировали собственную деятельность, а потом бесследно исчезли.

2.3.Невозвращение средств в зарубежной валюте из-за рубежа

Серьезное преступление – это неполное возвращение или невозврат валютной выручки, которая была получена от операций экспортного характера. Используются лжеэкспортные поставки, участники которых – это сотрудники автомобильных и ликероводочных заводов, банков и таможен.

2.4.Лжекредитование

Лжекредитование, то есть присвоение кредитов подставными фирмами по фиктивным банковским гарантиям. Непосредственно после получения кредита эти фирмы прекращают существовать.

Подложные гарантийные документы. К примеру, компания, использующая подложные гарантийные документы Центробанка, похищает денежные средства в коммерческой банковской организации.

2.5.Мошенничество с кредитом под залог.

Возможно получение кредитов под имущество, которое было многократно заложено, под имущество, которое не зарегистрировано, под имущество, которое уже не принадлежит данному лицу и т.п. Также возможна вероятность предоставления фиктивного баланса компании и ложной информации о материальном и имущественном состоянии, фиктивности непосредственно коммерческого предприятия, предоставление поддельных гарантий.

2.6.Хищение кредитов компаниями, которые зарегистрированы по подложной документации.

2.7. Взаимное кредитование банковских организаций по сговору.

Хищение средств с незаконным использованием генеральной доверенности Сбербанка;

Многократное получение кредитов в различных банковских организациях;

Хищение кредитов компаниями на основе поддельных договоров;

Получение кредита под фальшивый контракт;

Хищение денежных средств по аккредитиву под поставку товаров;

Попытка раскрытия аккредитива под поставку товаров.

2.8.Мошенничество от имени авторитетных структур государства, таких как Управление Центробанком, Пенсионный Фонд и т.п.


Услуги по списанию средств из Фонда обязательных резервов. Поддельные приказы арбитражного суда.

2.9.Обман банковских организаций с использованием поддельных удостоверений администрации Президента:

Фальшивые авизо;

Мошенничество от имени мэрии;

Подложные мемориальные ордера.

2.10.Мошенничества с использованием телекоммуникаций и компьютерной техники. Определенные направления развития компьютерных преступлений:

махинации с чеками;

мошенничество с ценными бумагами;

международные финансовые преступления;

подделка государственных ценных бумаг и фальшивомонетничество.

2.11.Мошенничества с пластиковыми карточками:

незаконное использование подлинных кредиток, утерянных их владельцами или украденных у них;

использование карточки, которая частично переделана;

использование и изготовление поддельных карт.[5]

Вывод. Во второй главе был изучен основной вопрос: « Какие угрозы в банковских системах существуют?». Основными угрозами являются:

угроза разглашения информации, которая является конфиденциальной;

угроза банковскому имуществу в форме его умышленного повреждения или хищения;

угроза банковскому персоналу;

угрозы со стороны конкурентов;

угрозы со стороны криминальных структур и конкретных злоумышленников, которые стремятся к нанесению ущерба;

- угрозы со стороны нелояльных работников банковской организации. После выделения этих угроз появляется возможность перехода к вопросу, какие же способы защиты информации от этих угроз есть в банковской системе?

Вывод. В 1 главе моей курсовой работы было рассмотрено основное понятие банковской системы, а именно то, что банковская система представляет собой совокупность коммерческих и национальных банковских учреждений всех видов, которые в своей работе придерживаются одного денежно-кредитного механизма, Также были рассмотрены какие угрозы в банковских системах существуют

Основными угрозами являются:

угроза разглашения информации, которая является конфиденциальной;

угроза банковскому имуществу в форме его умышленного повреждения или хищения;

угроза банковскому персоналу;

угрозы со стороны конкурентов;

угрозы со стороны криминальных структур и конкретных злоумышленников, которые стремятся к нанесению ущерба;

- угрозы со стороны нелояльных сотрудников банка.

Я считаю эту главу необходимой, так как чтобы определить какие угрозы и средства защиты информации я буду рассматривать в дальнейшем. Выделив угрозы, можно перейти к вопросу, какие же способы защиты информации от данных угроз существуют в банковской системе?


ГЛАВА 2. СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В БАНКОВСКИХ СИСТЕМАХ

2.1 Меры защиты компьютерной безопасности

Разработка и осуществление мер, связанных с организацией защиты компьютерной информации:

1) организация разрешительной системы допуска исполнителей к работе с компьютерной информацией, документами и сведениями разного уровня доступа;

2) установление личной ответственности пользователей за сохранность конфиденциальных документов (носителей), которые были доверены им, за неправомерные действия в информационной системе, повлекшие (способные повлечь) несанкционированное ознакомление с защищаемыми данными, их уничтожение или искажение, которые сделали информацию недоступной для законных пользователей;

3) разработка должностной инструкции, которая определяет функции, права, задачи, ответственность и обязанность администратора системы защиты информации, лица, который несет ответственность за защиту информации;

4) установление механизма ведения служебной документации средств защиты информации (смена ключей, паролей, изменение списка субъектов, которые обладают правом на доступ), организация их надежного хранения;

5) оперативный контроль за целостностью технического и программного обеспечения, контроль хода технологического процесса обработки данных;

6) хранение, учет и выдача пользователям носителей конфиденциальной информации ключей и паролей для средств защиты информации;

7) ежедневный контроль системы защиты информации для определения изменений в сетевых компонентах, которые произошли в нерабочее время;

8) оперативный контроль действий пользователей банковской информационной системы, организации физической защиты помещений, в которых осуществляется автоматизированная обработка конфиденциальных данных;

9) обучение пользователей правилам безопасной работы с защищаемой информацией и выявлению признаков противоправных посягательств на информацию.


2.2 Защита информации путем применения программных и технических средств

Защита информации посредством использования технических и программных средств:

1) организация включения в банковскую информационную систему механизмов и программ, которые закрывают к ней доступ посторонних, в том числе с применением шифрования, пароля или иных методов, которые позволяют:

• получить доступ к записи, чтению, уничтожению или созданию информации лишь уполномоченным лицам;

• защитить правовую силу электронных документов в ходе обработки, передачи и хранения информационных сообщений, которые содержат платежные поручения и иные финансовые документы, посредством использования цифровых подписей;

2) организация обеспечения банковской информационной системы механизмами аутентификации и идентификации (проверка подлинности пользователей) на базе использования ключей, паролей, электронной цифровой подписи, а также биометрических характеристик личности пользователя;

3) установление мандатного механизма доступа к специально поименованным объектам (программам, папкам, файлам, томам) в санкционированных пределах;

4) организация системы автоматической регистрации (протоколирования) информационной системой событий, которые относятся к защищенности данных.

2.3 Криптографическая защита информации

Несомненными преимуществами использования информационных технологий в банковской деятельности определяется их широкое распространение. Однако при этом ими была вызвана к жизни новая форма угроз имущественной безопасности кредитно-финансовых организаций. Для защиты от данных угроз банк, являющийся участником системы обмена электронными данными, должен применять специальные системы шифрования (или криптосистемы), являющиеся совокупностями алгоритмов шифрования и методов распространения ключей к данным шифрам.

Криптогра́фия (от греч. скрытый и пишу) является наукой о методах обеспечения конфиденциальности (отсутствия возможности прочтения информации посторонними) и аутентичности (подлинности и целостности авторства, а также невозможности отказа от авторства) информации.[9]

Традиционно в качестве главного элемента криптосистемы рассматривается метод распространения ключей, который направлен на предотвращение доступа посторонних лиц в сеть. В настоящее время используется несколько этих методов: