Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (1.Понятия и основы предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды предпринимательства зависят от направленности предпри­нимательской деятельности, объекта приложения капитала и по­лучения конкретных результатов. Выделяют следующие виды предпринимательства:

С учетом направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и конкретных результатов выделяются следующие виды предпринимательства

  • Производственное предпринимательство
  • Коммерческое предпринимательство
  • Финансово-кредитное предпринимательство
  • Страховое дело
  • Посредническое предпринимательство
  • Консультативное предпринимательство
  • Венчурное предпринимательство

Производственное предпринимательство - главной составной частью производственного предпринимательства является производство продукции, вещей, подлежащих последующей реализации потребителям.

Коммерческое предпринимательство - вид предпринимательства связан с куплей-продажей товаров, товарообменными, товарно-денежными операциями. Оно включает в себя поиск, закупку товара для последующей продажи, обеспечение его сохранности, проведение рекламной кампании, транспортировку товара, его продажу, продажное и послепродажное обслуживание.

Финансово-кредитное предпринимательство – вид предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валютные ценности и национальные деньги.

Страховое дело – специализированный вид, к которому относятся имущественное страхование, личное страхование жизни и здоровья, страхование риска, ответственности. 

Посредническое предпринимательство - выступает как составная часть производственного, коммерческого, финансово-кредитного предпринимательства. Посредник непосредственно не производит продукцию, не торгует товарами, валютой, ценными бумагами, не предоставляет деньги в кредит, но способствует осуществлению этих операций и заключению соответствующих сделок, ускоряет и облегчает процессы не только купли-продажи, но и обращения товаров, услуг, денежных средств в целом.

Консультативное предпринимательство - вид предпринимательства заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

Венчурное предпринимательство - особый вид предпринимательства, заключающийся в разработке и внедрении в практику результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В странах с развитой экономикой инфраструктура венчурного бизнеса включает инновационные банки, специализированные страховые компании, фонды поддержки и другие организации, обеспечивающие предпринимательские операции с высокими рисками.


3. История предпринимательства за рубежом

Для наилучшего понимания того как развивалось предпринимательство в СССР, а в дальнейшем и в России, необходимо обратиться к истории развития предпринимательства в других странах. Мы рассмотрим на примере наиболее экономически сильных странах: Соединенные Штаты Америки и Германия.

3.1 История предпринимательства в США.

По существу, именно предприниматели заложили фундамент процветания этой страны в XVIII-XIX вв., когда за океан из Европы устремились наиболее бесстрашные и предприимчивые представители самых разных стран. В первое столетие существования страны - до 1880-х годов - с такой же точностью можно было сказать, что дело Америки - это малый бизнес, поскольку в те годы практически все предприятия в стране были малыми. С тех пор крупные предприятия, конечно, в значительной степени затмили малый бизнес, но подавляющее большинство - почти 90 процентов американских работодателей имеют менее 20 работников - все еще составляют малые предприятия. Более того, малые предприятия продолжают оказывать сильное влияние на сознание американцев. Американское общество всегда придавало большое значение индивидуализму, личной инициативе, самообеспечению граждан, которые в общем случае не ждут от своего государства создания режима всеобщего равенства и благополучия.

Вера американцев в малый бизнес подверглась испытанию, начиная с конца 1800-х годов. Железные дороги, телеграф, развитие паровых двигателей и быстрый рост населения - все это создавало условия, в которых ряд предприятий - особенно в таких капиталоемких отраслях, как металлургия, пищевая промышленность, машиностроение и химическое производство, - могли укрупняться и по ходу становиться более эффективными. 

 В 1953 году в США было создано Федеральное агентство – Администрация по делам малого бизнеса США, защищающая интересы малого предпринимательства на уровне государства и в наши дни. Все крупные города имеют отделения этой организации, благодаря чему происходит распространение поддержки малого предпринимательства во всех штатах. Администрация по делам малого бизнеса и ее филиалы выполняют следующие функции: содействие в кредитовании малого предпринимательства с целью развития бизнеса; обеспечение технической и информационной поддержки малого предпринимательства в США; предоставление гарантий для кредитования предпринимательства; предоставление субсидий и выдача кредитов субъектам малого предпринимательства с помощью собственных средств. 


Принцип и философия поддержки малого и среднего бизнеса в стране, которую традиционно считают «оплотом капитализма» появились не сегодня, не вчера, и даже не в 1953 г., когда официально была создана Администрация по делам малого бизнеса в США, а сформировалась намного раньше во времена Великой Депрессии и Второй Мировой Войны 

Доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте США, например, которая в 1958 году составляла 57 процентов, с 1980 года колеблется на уровне около 50 процентов. 

В настоящее время в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.

Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый бизнес в США - не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни.

Малое и среднее предпринимательство в США действует в различных сферах: в производстве, в торговле, в финансовом секторе, в области социальных услуг, а также в сфере инноваций. Численность малых предприятий в США неуклонно растет. 

Значителен вклад малого и среднего предпринимательства в развитие науки и освоение новой продукции: основная масса открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. Освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции начиналось именно на малых и средних предприятиях. 

Предпринимательство в США, а особенно малый бизнес, занимает около 90% ВВП, тогда как в России на долю малого бизнеса приходится лишь 25% этого показателя. Если ВВП составляет большей частью малое предпринимательство в США, то в России львиная доля этого параметра принадлежит сырьевой отрасли, которая находится под четким контролем государства. 

3.2 История предпринимательства в Германии

Ремесленный и торговый капитал cтарой Германии одним из первых осознал необходимость сотрудничества с городскими и государственными структурами для создания благоприятных рамочных условий. Эти условия должны были способствовать снижению транзакционных издержек бизнеса и, соответственно, минимизации его рисков и повышения прибыльности. Под давлением капитала постепенно стали складываться государственные правила игры, шаг за шагом заложившие основы известной немецкой политики хозяйственного порядка


Среди прочего, немецкие города начали создавать специальные контролирующие органы, вводить систему стандартизации ввозимых с других территорий товаров (единые меры веса, размеров). Например, это обеспечило переход от ярмарок, торгующих товарами, к ярмаркам, представляющим лишь образцы.

Постепенно росла прозрачность сделок на немецких рынках. На них вводились понятные и контролируемые правила поведения и взаимодействия купцов. Неслучайно именно в Германии с раннего Средневековья стала формироваться система правовой защиты договоров. Уже в XIII веке в Любеке начал вестись учет различных сделок — торговых, с недвижимостью, по регистрации торговых обществ.

Но самое большое влияние на современную немецкую бизнес-культуру, на мой взгляд, оказало развитие ремесленного дела (Handwerk) и его представителей — ремесленников (Handwerker). Благодаря историческим традициям, немецкое ремесленничество до сих пор служит образцом для подражания, если говорить о таких качествах, как гибкость, креативность, инновационность, профессиональные навыки, способность и готовность к высокой производительности, инициативность, самостоятельность и ответственность сотрудников на уровне самосознания. С помощью ремесленничества модель «социального рыночного хозяйства» по-прежнему обеспечивает свой успех и преодолевает негативные явления

Важно, что для ремесленного дела с самого начала был типичен корпоративный подход. Ремесленники объединялись в корпорации, в разных регионах Германии называемые по-разному — цеха, гильдии, братства, объединения. В течение веков многие традиции таких союзов сохранились. 

Начиная с 1848 года стали создаваться торговые палаты. За ними последовали предпринимательские союзы и союзы работодателей, как на региональном, так и на отраслевом уровне. В начале XX века эти альянсы стали постепенно формироваться на общегосударственном уровне.

После второй мировой войны в ФРГ было создано Общество имени Карла Дуйсберга, которое при помощи государства стало организовывать зарубежные программы для молодых немцев с целью получения новых управленческих навыков и компетенций. 

Глобально экономика Германии организована по принципу социально-рыночной экономики, характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Данная экономическая модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако, основной упор делается на социальном обеспечении.

В ФРГ в 1976 г. образовалось Общество по истории предпринимательства, начавшее издавать журнал-ежегодник. В рамках Общества, в настоящий момент, функционируют четыре рабочие группы: по истории бизнеса в нацистский период, по банковской истории, по истории транспорта, страхового дела и др.


В 1989 г. появилась Немецкая ассоциация критической истории предпринимательства. Она, в течение 10 лет, ежегодно проводила конференции, где обсуждались различные вопросы, связанные с определением предмета дисциплины, актуальные проблемы истории бизнеса, сравнение с другими пограничными отраслями знаний.

Малое предпринимательство в Германии является одним из важнейших секторов экономики. Правительство осуществляет поддержку малого предпринимательства как финансовую, так и технологическую. Существуют специально разработанные программы для развития малого предпринимательства, занятого в сфере науки.

Правительство Германии предоставляет льготы для получения кредита для развития малого предпринимательства для следующих объектов:

предпринимателей малого и среднего бизнеса, занятых в сфере научных разработок;

предприятий, разрабатывающих проекты для сохранения и улучшения условий окружающей среды и заботящихся об экологической ситуации в стране;

малых предприятий, которые участвуют в улучшении развития слаборазвитых с экономической точки зрения районов страны;

предпринимателей, которые заняты в области строительства и решения жилищных условий;

малых предприятий, разрабатывающие проекты в области улучшения условий производства.

Германия – страна малого бизнеса. В Германии насчитывается сейчас почти 3,5 миллиона малых предприятий, что составляет почти 80% всех предприятий страны. 20 млн работающих на таких предприятиях – это почти 70% всего занятого населения страны. Именно эти люди дают в казну 41% всех налоговых отчислений и производят половину всего ВВП.

Можно с уверенностью сказать, что сегодняшние малые немецкие компании – это самая настоящая кузница кадров. 75–80% выпускников вузов предпочитают начинать свою трудовую деятельность именно на таких предприятиях. И не зря: более 80% всех договоров о повышении квалификации с высшими учебными заведениями заключают именно частные предприниматели.

Еще один немецкий феномен – «предприниматели-совместители». Те, кто не очень загружен основной работой на крупной компании, организуют собственный малый бизнес. Это особенно распространено у юристов, бухгалтеров, аудиторов. Есть и крупные концерны, которые позволяют своим сотрудникам постоянно трудиться дома. Тогда у «совместителя» и вовсе появляется полный карт-бланш для развития личной предпринимательской деятельности. Банки, страховые компании, финансовые институты – многие из них уже сейчас оказывают ряд услуг практически круглосуточно. Ведь «совместителю» может понадобиться перевести деньги, оформить страховку или получить какую-то важную консультацию ночью – днем-то он на основной работе.