Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии (1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Кадровая служба организации – понятие и сущность
1.2 Роль и структура кадровых служб в условиях рыночных отношений
2 АНАЛИЗ РОЛИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИЗАО «ЮНИОН»
2.1 Общая характеристика ЗАО «Юнион»
ВВЕДЕНИЕ
Для достижения целей, которые поставлены организацией (организация – наиболее широкое определение всех видов юридических лиц[1]) используются ресурсы – труд менеджеров и работников, деньги, различное оборудование, сырье и материалы.
Управление людскими ресурсами – один из элементов управления любой организацией. Люди значительно отличаются от любых других ресурсов, которые использует организация, поэтому требуют весьма специфических методов управления. Специфичность человеческих ресурсов состоит в следующем:
- люди наделены способностью мыслить, реагировать на внешнее воздействие, поэтому взаимодействие организации и сотрудника является двусторонним;
- люди наделены способностью постоянного совершенствования и развития. В современных условиях, когда технологии устаревают за достаточно короткий (несколько лет) период, а вслед за ними становятся устаревшими и профессиональные навыки, способность сотрудников совершенствоваться и развиваться представляется наиболее важным и долговременным источником роста эффективности деятельности любого предприятия, организации;
- отношения работника и предприятия могут длиться весьма долго, поскольку в современном обществе трудовая жизнь человека составляет порядка 30 – 50 лет;
- чаще всего люди приходят в организацию с определенными целями и хотят получить возможность реализовать эти цели. Удовлетворенность сотрудника тем, как организация взаимодействует с ним – такое же необходимое условие дальнейшего сотрудничества, как и удовлетворенность организации.
Управление трудовыми отношениями в организации должно быть поставлено таким образом, чтобы все запланированные цели были достигнуты. Таким образом, организации нужен не просто персонал, а работники, которые способны достигать поставленные цели.
Перечисленные обстоятельства определяют актуальность проведения исследования, посвященного анализу роли кадровой службы организации.
Объект исследования – закрытое акционерное общество «Юнион».
Предмет исследования – кадровая служба ЗАО «Юнион».
Цель курсовой работы – анализ деятельности кадровой службы ЗАО «Юнион», выявления недостатков в ее работе.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основы деятельности кадровой службы организации;
- дать общую характеристику ЗАО «Юнион»;
- провести анализ кадрового состава ЗАО «Юнион»;
- провести анализ деятельности кадровой службы ЗАО «Юнион».
Методы исследования:теоретический анализ, наблюдение, анализ официальных документов, метод экспертных оценок, групповые и индивидуальные беседы.
Теоретическая база исследования – Законодательство Российской Федерации, ряд работ зарубежных и отечественных исследователей в области менеджмента и управления персоналом (М. Армстронг, В.Р. Веснин, А.П. Егоршин, А.Я. Кибанов, Н.В. Самоукина и др.),
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Кадровая служба организации – понятие и сущность
Кадровая служба организации является совокупностью специализированных структурных подразделений, призванных управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики.
Главное назначение кадровой службы – организовывать работу по реализации кадровой политики организации, учитывая трудовое законодательство, реализуя социальные программы, которые приняты на федеральном и территориальных уровнях[2].
Существует тесная связь функций, структуры и задач кадровой службы с развитием экономики, тем, насколько руководство организации понимает роль персонала в выполнении целей и задач, которые стоят перед организацией.
В основном структура и численный состав кадровой службы зависят от масштабов организации. В зависимости от того, каковы размеры конкретной организации, можно говорить о следующих организационных формах реализации кадровой работы:
- кадровая служба создана в форме самостоятельного структурного подразделения, которое непосредственно подчиняется первому лицу организации или его заместителю;
- функции кадровой службы выполняет отдельный сотрудник организации;
- выполнение функций кадровой службы совмещается сотрудником / сотрудниками с выполнением других обязанностей.
Должность руководителя кадровой службы в различных организациях может именоваться по-разному, например:
- директор по персоналу;
- HR-директор;
- заместитель генерального директора по человеческим ресурсам;
- менеджер по персоналу и т.д.
По мере того, как растет организация, возрастает количество кадровых специалистов, в то же время разделение труда внутри кадровой службы углубляется.
Основной задачей кадровой службы является формирование системы управления персоналом организации.
Система управления персоналом (сокращенное наименование – СУП) является комплексом мероприятий по работе с персоналом. СУП направлена на достижение целей организации, что обеспечивается целенаправленной работой с ее сотрудниками.
Структурная схема терминов эффективной СУП организации приведена на рис. 1
Система управления персоналом организации
Методы
Задачи
Цель
Функции и
структура
Информация
Технологии
Кадровая политика
Рисунок 1 – Структура терминов СУП
Цель управления персоналом – обеспечение соответствия целям организации количественных и качественных характеристик персонала.
Задачи управления персоналом – это работы определенного вида, которые необходимо выполнить для того, чтобы поставленные цели были
достигнуты.
В управлении персоналом, как правило, выделяют три основные задачи:
- обеспечить согласование производственных и социальных задач;
- обеспечить организацию персоналом необходимого уровня знаний, умений и навыков;
- обеспечить повышение квалификации персонала, непрерывное его развитие, эффективно использовать трудовой потенциал персонала организации[3].
Методы управления персоналом – способы воздействия на работников организации, чтобы достичь поставленных целей и решить поставленные задачи. В управлении персоналом используются следующие методы:
- административные (например, издание приказов и распоряжений, подбор и расстановка персонала, разработка должностных инструкций, положений и стандартов организации);
- социально-психологические (например, моральное стимулирование, участие работников в управлении, стимулирование инициативы и ответственности, социальное развитие коллектива);
- экономические (например, материальное стимулирование, планирование, экономическое обоснование)[4].
Функции управления персоналом – отдельные виды управленческой деятельности, которые концентрируются на решении задач и достижении целей. Общие функции управления персоналом следующие:
- разработка стратегии управления персоналом;
- разработка политики организации в сфере управления персоналом;
- отношения с профсоюзом;
- ведение кадрового документооборота;
- регулирование трудовых отношений;
- планирование численности персонала;
- осуществление подбора персонала (внешнего и внутреннего);
- оценка кандидатов;
- работа с выпускниками учебных заведений;
- адаптация персонала;
- оценка потребности работников в обучении;
- организация обучения сотрудников;
- создание кадрового резерва;
- оценка персонала;
- планирование карьеры;
- развитие корпоративной культуры;
- создание корпоративных СМИ, Интранета;
- проведение корпоративных мероприятий;
- организация мотивации и стимулирования работы персонала организации;
- перемещение и увольнение персонала;
- формирование, исполнение бюджета в сфере управления персоналом;
- автоматизация функций управления персоналом;
- оценка эффективности управления персоналом[5].
Как правило, в эффективной СУП функции управления персоналом делятся между кадровой службой и линейными руководителями. Линейные руководители принимают участие в таких мероприятиях, как набор персонала, его оценка, обучение, обеспечивают формирование и поддержание условий для эффективного использования работника.
Кадровая служба – организатор и координатор всей работы с персоналом организации. Она должна оказывать линейным руководителям консультативную и методическую помощь, контролировать реализацию кадровой политики в подразделениях компании, оплату труда, медицинское обслуживание работников, социально-психологический климат, социальную защиту работников.
Информация – важнейший элемент системы управления персоналом, без которого невозможно реализовать ни одну функцию управления.
Под технологией понимается сочетание квалификационных навыков, методов, оборудования, принципов, способов и технических знаний, которые необходимы для управления. Многие такие средства используются в управлении персоналом:
- кадровое планирование;
- контроль;
- мотивация,
- организация труда;
- оценка персонала;
- продвижение персонала;
- управление затратами на персонал.
Ядро СУП – кадровая политика организации, включающая совокупность основных моделей, представлений, принципов и целей, которыми определяются направление и содержание работы с кадровым составом организации в длительной перспективе.
Автор настоящей работы считает, что наилучшее определение кадровой политики – система правил и норм, которые приводят человеческий ресурс в соответствие со стратегией организации.
Свойства кадровой политики:
- взаимосвязанные функции и процедуры по работе с кадрами;
- значимость роли кадров;
- ориентация на долговременное планирование;
- связь со стратегией[6].
Кадровая политика – составная часть управленческой деятельности организации. Ее цель – создание сплоченной, ответственной, высокоразвитой и высокопроизводительной рабочей силы. Поэтому, основная задача кадровой политики организации – учитывать в повседневной кадровой работе интересы работников всех категорий.
1.2 Роль и структура кадровых служб в условиях рыночных отношений
Как правило, развиваясь, кадровая служба последовательно переживает три роли: поддерживающую, сервисную и партнерскую.
Поддерживающая роль. Когда компания находится в начальной стадии развития, ее владелец (или генеральный директор) испытывает потребность в наличии кадровика, который вел бы кадровый документооборот компании в соответствии с законодательством. Функции управления персоналом распределяются между руководителями подразделений, иначе говоря, подразделения самостоятельно решают задачи в области подбора и обучения своих работников.
Сервисная роль. Когда численность работников компании, задачи в области подбора и обучения персонала растут, в то же время основную часть функций управления персоналом выполняют подразделения – значительно снижается эффективность компании в целом. В такой ситуации кадровой службе, как правило, представляют больше полномочий. Служба выполняет следующие задачи:
- разрабатывает стратегию управления персоналом;
- разрабатывает политики компании в части управления персоналом;
- готовит, представляет на утверждение и исполняет кадровый бюджет;
- поддерживает отношения с профсоюзом (при его наличии);
- планирует численность персонала;
- осуществляет подбор персонала (внешний и внутренний);
- проводит оценку кандидатов на вакантные позиции;
- проводит адаптацию новых сотрудников;
- создает кадровый резерв;
- оценивает потребность в обучении;
- разрабатывает обучающие программы;
- проводит обучение;
- оценивает эффективность обучения;
- проводит оценку сотрудников компании;
- осуществляет планирование карьеры;
- развивает корпоративную культуру;
- проводит корпоративные мероприятия;
- создает корпоративные СМИ, ИНТРАНЕТ;
- разрабатывает системы мотивации и стимулирования труда персонала;
- автоматизирует функции управления персоналом;
- описывает бизнес-процессы;
- перемещает и увольняет персонал;
- оценивает эффективность управления персоналом в компании и др.