Файл: Назначение и сфера деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, автоматическая линия по изготовлению дверных петель (производительностью 1,5 млн изделий в год) приносит па крупном предприятии доход 1,2 руб. па одно изделие, или К8 млн руб. в год. Стоимость линии вместе с доставкой и монтажом -- 5А млн руб. Следовательно, срок окупаемости затрат на приобретение линии -- 3 года (5 400 000 : 1 800 000), после чего линия будет приносить предприятию чистый доход. При изготовлении меньшего количества петель на малом предприятии (допустим, 10 тыс, изделий в год) линия становится убыточной.

Указанная автоматическая линия на малом предприятии с первого дня ее работы будет приносить убытки. Потому что дополнительные расходы на ее амортизацию, ремонт и обслуживание сохраняются в полном объеме относительно балансовой стоимости, а производственные мощности, обеспечивающие экономию, при этом станут использоваться всего на 7%. Таким образом, для малого предприятия новейшая высокопроизводительная техника, как правило, оказывается недоступной. Фактически без государственной поддержки малое предпринимательство, особенно в производственной области, в настоящее время не в состоянии выжить и развиваться.

Децентрализованная рыночная экономика находится под давлением монополизма со стороны крупных объединений и корпораций, В борьбе с монополизмом государство вынуждено поощрять и поддерживать массовое развитие малого и среднего предпринимательства. При содействии государства в качестве противовеса монопольному диктату предприятий-гигантов на рынках сбыта появляются тысячи мелких производителей, которые не позволяют монополиям полностью навязывать условия производства и сбыта, а также уровень качества товаров и цены на них.

Примером может служить ситуация на пивном рынке США в конце XX в., где шесть крупнейших пивоваренных фирм долгое время полностью контролировали производство и реализацию пива. В конечном счете, как отмечалось потребителями, монополия привела к производству пива с низкими вкусовыми качествами. Однако с появлением во второй половине 1980-х годов сотен микропивоварен ситуация изменилась. Несмотря на то, что по данным статистики доля мелких фирм в общем производстве пива составила немногим более 1%, пивоваренные гиганты стали повышать качество и расширять ассортимент напитка по всей стране Финансовая газета. 1993. №48..

Малые предприятия появляются не только в качестве конкурентов монополий, но и в роли их сателлитов. В таком случае пи основе технической документации, разрабатываемой крупными фирмами, и по их заказам малые предприятия (нередко семейные мастерские) изготавливают нужные заказчику комплектующие изделия. Это выгодно обеим сторонам: крупной фирме не надо при этом налаживать у себя мелкосерийное производство, а мелкий предприниматель получает постоянные заказы и покровительство крупной фирмы.


Какие предприятия относятся к малым или средним

Единого международного стандарта дифференциации предпринимательских структур, деления их на малые, средние и крупные не существует. Каждая страна решает эту задачу по-своему. Все зависит от конкретной ситуации развития, типа экономики, ее отраслевой структуры. В основном в качестве критерия отнесения предприятий к одной из размерных групп принимается численность работников с дифференциацией по отраслям экономики.

В российской практике до 1995 г. в отраслях промышленности и строительстве к малым относились предприятия со среднегодовой численностью работающих до 200 человек; в науке и научном обслуживании до 100 человек; в других отраслях производственной сферы (транспорт, бытовое обслуживание, сельское хозяйство, заготовки) -- до 50 человек; в розничной торговле и отраслях непроизводственной сферы -- до 15 человек. При этом к среднегодовой численности работников основного персонала добавлялась среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия (работающих по совместительству, трудовым соглашениям, договорам подряда). Согласно постановлению Правительства РФ предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к малым предприятиям по критерию того вида деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции (работ, услуг).

С 1996 г. эти параметры изменились. К малым предприятиям в промышленности, строительстве и на транспорте стали относить предприятия с численностью работников до 100 человек, в сельском хозяйстве -- до 60 человек, в розничной торговле и бытовом Обслуживании до 30 человек, в прочих отраслях -- до 50 человек. Эти изменения, а также мировая практика говорят об известной условности деления предприятий по размеру.

В Японии при отнесении предприятий к одной из размерных групп помимо отраслевой дифференциации, как правило, используются два показателя -- размер капитала (показатель, аналогичный уставному капиталу в России) и численность персонала. Здесь большей частью оперируют расширенным понятием -- мелкие и средние предприятия -- как некой единой группой. К ним относятся фирмы промышленности, транспорта, строительства и связи с капиталом до 100 млн иен (600 тыс. долл. США) и численностью работающих до 300 человек; оптовой торговли -- соответственно до 30 млн йен (200 тыс. долл.) и до 100 работающих; розничной торговли и сферы услуг -- до 10 млн иен (66 тыс. долл.) и до 50 работающих. Наряду с этим выделяется группа малых предприятий в производственных отраслях -- до 50 работающих, в торговле и сфере услуг до 5 работающих.


Но очевидно, не каждое отдельное предприятие с численностью работников, скажем, 10 -- 20 человек может относиться к малым. Это особенно относится к предприятиям торговли и сферы обслуживания, частично транспорта. Разбросанные вдоль магистральных шоссейных дорог сотни заправочных станций и мелких мастерских по ремонту автомобилей -- часто всего лишь метод продвижения к потребителю товаров и услуг гигантских транснациональных корпораций.

Наглядным примером тому может служить американская фирма «Мак-доналдс», принадлежащая, по сути, одному человеку -- американцу Рэю Кроку. Эта фирма имеет 23 тыс. кафе и ресторанов в 111 странах мира, осуществляя из центра единое административное и финансовое управление Экономика и жизнь. 1990. № 31. 2 Известия. 1998. 16 июля..

Кто относит подобные предприятия к малым, допускает серьезную ошибку. Такого рода ошибки могут вызвать многие негативные последствия, как это случилось в России в период реформ 1992 -- 1998 гг., когда крупные производственные комплексы начали расчленяться на множество малых недееспособных подразделений якобы с целью повышения эффективности их работы.

Внутренняя структура предприятий (фирм)

Формирование структуры. Структура предприятия -- это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект (рис. 1.5). Структура предприятия определяется следующими основными факторами:

· размером предприятия;

· отраслью производства;

· уровнем технологии и специализации предприятия.

Какой-либо устойчивой стандартной структуры не существует.

предприятие фирма структура

Рис. 1.5 Структура производственного предприятий (фирмы)

Она постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально-экономических процессов. Наряду с этим при всем многообразии структур все производственные фирмы имеют идентичные функции, главные из которых -- изготовление и сбыт продукции. Чтобы обеспечить нормальное функционирование, фирма должна иметь в своем составе цехи или мастерские по изготовлению основной продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и по обслуживанию производственного процесса. Помимо того, каждое предприятие независимо от его размеров, отраслевой принадлежности и уровня специализации ведет работу по оформлению заказов на изготовление продукции; организует ее сохранность и сбыт заказчику; обеспечивает закупку и поставку необходимого сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования, энергоресурсов. Наконец, чтобы каждый работник в любой отрезок времени делал именно то, что необходимо остальным -- предприятию в целом, нужны управляющие органы. На эти органы возлагается задача определения долгосрочной стратегии, координация и контроль текущей деятельности персонала, а также наем, оформление и расстановка кадров. Все структурные звенья предприятия, таким образом, связаны между собой с помощью системы управления, которая становится его головным органом.


Непосредственное влияние на структуру внутренних подразделений фирмы оказывают ее масштабы. Для выполнения разнообразных обязанностей на крупных и средних по размеру фирмах создаются специальные структурные подразделения -- отделы, цехи. На малых фирмах указанные обязанности распределяются среди персонала -- по взаимной договоренности или же выполняются сторонними организациями по договору. Принципиальная схема структуры фирмы показана на рис. 1.5. Она отражает не реальную структуру какого-либо конкретного производственного объекта, а его функции. На крупном объекте указанные функции, как правило, разделяются на более мелкие конкретные обязанности отдельных подразделений. Скажем, основные цехи делятся на группы:

· заготовительные;

· обрабатывающие;

· сборочные (отделочные).

Отделы и лаборатории тоже непосредственно классифицируются в зависимости от конкретных задач. Так, группа отделов может включать до десятка отделов главного конструктора (химика, металлурга) по каждому изделию, которое серийно выпускается фирмой. Кроме того, могут создаваться отделы главного технолога, главного механика, главного модельера и т. д. Заместителей директора при этом становится значительно больше, чем работников, занятых на малом предприятии.

Например, на Московском автомобильном заводе им. И. А. Лихачева (ЗИЛ) в 1992 г. имелось 12 заместителей генерального директора. Их функции дифференцировались по конкретным видам деятельности завода, таким как основное и вспомогательное производство, капитальное строительство, подсобное хозяйство и др. Имелись заместители по управлению отдельной группой основных цехов и Отдельной группой вспомогательных и обслуживающих цехов.

В отличие от крупных предприятий функции структурных звеньев малых предприятий не дифференцируются, а наоборот, интегрируются иногда до такой степени, что даже у директора не оказывается ни одного заместителя, а во время его отсутствия функции руководителя берет на себя главный бухгалтер или, скажем, мастер. Последние также могут совмещать множество функций, включая материально-техническое обеспечение предприятия, сбыт продукции, организацию ремонта оборудования, транспорта и пр.

Отраслевые различия структуры предприятия. Отраслевая принадлежность почти всегда в той или иной мере оказывает влияние на структуру предприятия и его размеры. Эти два фактора -- отрасль производства и размер предприятия -- во многом связаны. Например, невозможно создать малое предприятие по изготовлению многих видов машин и материалов, таких как самолеты, автомобили, тракторы, прокатные станы, химические удобрения, локомотивы, суда и ряд других. Эта продукция создается только на крупных предприятиях. Технология ее изготовления не укладывается в рамки малого или даже среднего производственного звена. Вступает в силу принцип естественной монополии, когда объективно сама технология и организация производства создают монополиста. В то же время совершенно нецелесообразно создавать крупные объекты по бытовому обслуживанию населения -- маетерские по ремонту обуви, индивидуальному пошиву и ремонту одежды, парикмахерские, аптеки, столовые и др.


Структура предприятия во многом складывается непосредственно под воздействием отраслевой технологии производства. Чем выше сложность технологического процесса, тем более разветвленной и громоздкой оказывается структура предприятия, а следовательно, и крупнее его размеры. В повседневной инженерной практике сложность технологического процесса определяется:

· многообразием способов воздействия на предметы труда, необходимые для получения готового изделия;

· числом деталей, узлов, агрегатов, иных компонентов, из которых комплектуется готовое изделие;

· количеством технологических операций, которым подвергается изделие в процессе его изготовления;

· уровнем предельной точности и качества исполнения технологических операций.

Например, для изготовления одного современного грузового автомобиля средней грузоподъемности с дизельным двигателем требуется и общей сложности выполнить около 200 тыс. операций, нюпочая ковку, штамповку, механическую и термическую обработку, гальваническое покрытие, окраску, сборку и др. Многие заключительные операции выполняются е точностью, измеряемой сотыми долями миллиметра. Благодаря многообразию способов и точности обработки решаются две важнейшие экономические задачи: первая -- повышается качество (надежность и долговечность изделия) и вторая -- достигается полная взаимозаменяемость комплектующих узлов и деталей, что значительно снижает затраты на ремонт машин и оборудования, повышается производительность.

Для машиностроительных предприятий характерна в целом сложная, многоступенчатая технология, а потому и наиболее громоздкая структура. Напротив, для автотранспортной организации достаточно иметь гараж для транспортных средств с небольшой ремонтной мастерской и диспетчерскую. Фирмы, продукция которых При изготовлении не требует использования сложной технологии, преобладают в легкой и пищевой промышленности, на автомобильном транспорте, в бытовом обслуживании. Выпечка хлеба, пошив одежды, транспортировка грузов и перевозка пассажиров на автомобилях не требуют использования такого большого количества разнообразного оборудования и привлечения высококвалифицированных специалистов различных отраслей знаний, как, например, при изготовлении самолета или автомобиля, Поэтому в Этих отраслях возможна организация малых объектов с упрощенной организацией производства, допускается индивидуальная и семейная производственная деятельность.