Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 1465
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у подростков.
1.1 Понятие эмоционального интеллекта в работах отечественных и зарубежных ученых.
1.2 Особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.
1.3 Средства развития эмоционального интеллекта у подростков.
В ходе пантомимы широко используются вспомогательные приемы типа «двойников» или «зеркал». Суть их состоит в предоставлении участникам невербальной обратной связи, что позволяет увидеть себя глазами других и получить информацию о возможных вариантах. После выполнения каждого пантомимического задания группа обсуждает увиденное.
Материал, полученный в ходе выполнения пантомимических заданий, может быть использован и для групповой дискуссии.
Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью пантомимы, и сильных эмоций, сопровождавших эту часть занятия, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности. Здесь могут быть использованы упражнения из подготовительной части, главным образом те, которые позволяют участникам пережить чувство общности.
Поведенческая терапия - это группа психотерапевтических методов, которые базируются на теориях научения И.П. Павлова и Д. Уотсона. Ее основой служат классическое обусловливание, оперантное обусловливание, имитационное научение и когнитивная теория научения. Основной прием данной терапии - постепенная тренировка целевого поведения. Отдельными шагами является конкретный анализ поведения, определение учебных этапов, проведение научения малыми шагами, тренировка нового поведения, этапы самоконтроля, удобные закрепляющие. Многочисленные методы поведенческой терапии можно поделить на несколько основных групп:
Методы усвоения и научения. Постулат воспитания, согласно которому можно учить и учиться правильному поведению, систематически используют в поведенческой терапии. К важнейшим процессам принадлежит научение по образцу. Важный метод -- имитационное научение (А. Бандура).
В работе с детьми для достижения желательного поведения используют непосредственные подкрепляющие стимулы, например конфеты.
Методы отучивания. В «Одиссее» Гомера Одиссей по совету волшебницы Цирцеи приказывает привязать себя к мачте корабля, чтобы не подвергнуться обольстительному пению сирен. Своим спутникам он залепляет уши воском. При явном поведении избежания поведенческая терапия хотя и ослабляет влияние, однако проводятся изменения, которые увеличивают вероятность успеха. К отрицательному поведению, например, злоупотреблению алкоголем, подключают аверсивний раздражитель, например запах, который вызывает рвоту.
Методы устранения должны отстранять неадекватное поведение. Один из основных методов -- систематическая десенсибилизация для разложения невротической реакции страха с помощью трех шагов: тренировки глубокого мышечного расслабления, составления списка страхов, чередование расслабления и раздражения из списка страхов в нарастающей последовательности.
Методы конфронтации используют форсированные контакты с пусковыми стимулами страха относительно центральных или периферических фобий при психических расстройствах. Основной метод - флудинг. При этом клиента подвергают интенсивному или непосредственному мысленному влиянию стимулов страха.
Методы когнитивной терапии используют в тренировке когнитивного научения. Основной метод - рационально-эмоциональная поведенческая терапия. На начальном этапе устанавливают нерациональные мысли, потом выясняют причины всей этой нерациональной «системы убеждений» и после определения цели происходит приближение к ней.
Основной метод - тренировка обратной биологической связи применяют преимущественно для устранения последствий стресса.
Таким образом, большое разнообразие средств работы с психоэмоциональной сферой личности дает нам возможность составить насыщенную программу для подростков и предположить, что развитие эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, возможно, будет эффективно, если применить специально разработанный тренинг.
Заключение.
Эмоциональный интеллект признаётся во всем мире всё большим числом исследователей. Важность, и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту индивида и влияющих на его успешность в жизни, также неоспоримы.
Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным» и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. В последнее время интерес к проблеме эмоционального развития значительно возраста.
Цель исследования заключалась в разработке и экспериментальной проверке эффективности средств развития эмоционального интеллекта у детей подросткового возраста.
Достижению цели исследования способствовали следующие задачи: проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования; выявить первоначальный уровень развития эмоционального интеллекта у детей подросткового возраста; разработать и внедрить тренинг развития эмоционального интеллекта у подростков; проверить эффективность тренинга развития эмоционального интеллекта у детей подросткового возраста.
Методами исследования послужили: анализ научно-методической литературы; опрос, тестирование, психолого-педагогический эксперимент; метод математико-статистической обработки данных.
На формирующем этапе эксперимента нами был разработан и реализован тренинг развития эмоционального интеллекта у подростков.
На контрольном этапе эксперимента мы провели итоговую диагностику эмоционального интеллекта у подростков в контрольной и экспериментальной группах с помощью тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Исходя из полученных результатов сделали вывод о том, что в контрольной группе после формирующего этапа эксперимента средние данные изменились незначительно: высокий уровень эмоционального интеллекта составлял 19%, а стал 17%, средний уровень так же претерпел незначительные изменения 40% до эксперимента, 42% после; а низкий уровень остался без изменений 41%.
В экспериментальной группе после формирующего этапа эксперимента получились следующие результаты: высокий уровень развития эмоционального интеллекта составлял 15%, а повысился до 48%, средний уровень с 39% повысился до 44%, низкий уровень с 46% снизился до 8%.
Таким образом, наша гипотеза о том, что развитие эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, возможно, будет эффективно, если применить специально разработанный тренинг нашла свое подтверждение опытно-экспериментальным путем.
Выводы.
В своей работе мы основывались на определении понятия эмоциональный интеллект, который дали П. Саловей и Дж.Майер.
Эмоциональный интеллект - это способность точно воспринимать, оценивать и выражать эмоции, способность получать доступ и/или генерировать чувства, когда они помогают мышлению, способность к пониманию эмоций и эмоциональному знанию и способность генерировать эмоции ради эмоционального и интеллектуального роста.
Нами были рассмотрены такие методы работы по развитию эмоционального интеллекта как игра; арт-терапия, в особенности, музыко- и библиотерапия; психогимнастика; поведенческая терапия и дискуссионные методы.
Основным средством психологической работы с подростками мы определили тренинг - совокупность различных приемов, способов и средств, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений.
Библиография.
Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие [Текст] / В.А. Аверин. -- 2-е изд., перераб. -- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.-379 с.
Ананьев, Б.Г. Психология личности [Текст] / Б.Г. Ананьев; под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара.: Универс. группа, 1999. - Т.2. - 294 с.