Файл: Понятие и виды, формы внешнеэкономических сделок (Внешнеэкономические сделки и их особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 1611

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В российском законодательстве необходимо отметить Конституцию РФ[12], ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[13] от 08.12.2003 г., а также ФЗ « О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами», ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами».

К особенностям внешнеэкономических сделок относится тот факт, что применимое право могут выбрать как сами стороны на стадии заключения договора, так и суд при разрешении спора в случае отсутствия соглашения сторон о применимом праве.

В первом случае реализуется так называемый принцип автономии воли сторон, широко применяемый в международном торговом обороте. Так, согласно п.2 ст. 1210 ГК РФ соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора либо совокупности обстоятельств дела, также стороны договора могут выбрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей. Данное соглашение сторон имеет автономный характер в том смысле, что недействительность соглашения не влечет недействительности договора, а недействительность договора необязательно влечет недействительность соглашения.

Во втором случае реализуются коллизионные нормы, закрепленные в нормативных актах. Поскольку стороны могут и не предусматривать применимое право, суду приходится решать данный вопрос самостоятельно на основе коллизионных норм. Применялись такие коллизионные привязки как закон места заключения сделки (существуют сложности из-за различия в понимании места заключения договора), закон наиболее тесной связи (в странах общего права), закона страны продавца (страны континентального права).

Необходимо отметить тот факт, что коллизионные нормы в сфере внешнеэкономических договоров рассматриваются как вспомогательные, вторичные по отношению к принципу автономии воли и поэтому применяются судом только в случае, если сами стороны не определили применимое право. В этом случае применяется закон наиболее тесной связи, т.е. к договору применяется право того государства, с которым он наиболее тесно связан.

В российском законодательстве действует презумпция того, что таким является право того государства, в котором находится сторона, осуществляющая исполнение, имеющее решающее значение для договора. Однако необходимо помнить, что данная презумпция легко опровергается при наличии любого обстоятельства, указывающего на другое право как наиболее тесно связанное с возникшим правоотношением. Таким образом, закон наиболее тесной связи является основополагающим в регулировании внешнеэкономических сделок.


2.3 Проблемы регулирования внешнеэкономических сделок

В литературе по международному частному праву принято выделять два метода регулирования гражданских отношений с иностранным элементом - коллизионный (путем определения компетентного правопорядка) и материально-правовой (путем непосредственного регулирования отношения).

Вместе с тем ничто не мешает рассматривать проблему регулирования гражданских отношений с иностранным элементом с точки зрения соотношения разносистемных источников: международных договоров и актов гражданского законодательства.

Причинами, обусловившими данный подход, являются следующие:

Во-первых, действующее законодательство, прежде всего ст. 7 ГК РФ, говорит о соотношении норм международных и внутригосударственных (гражданского законодательства), но ничего - о коллизионном и материально-правовом регулировании.

Во-вторых, нуждается в толковании ст. 1186 ГК РФ, в которой идет речь о выборе применимого права. Эта статья должна толковаться с учетом ст. 7 ГК РФ, а последняя - в свете общей концепции соотношения международного права и российской правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Конкретные вопросы соотношения международных норм и актов гражданского законодательства должны определяться в рамках схемы, заложенной ФЗ от 15 июля 1995 г. N 101- ФЗ "О международных договорах Российской Федерации."[14]

В-третьих, за пределами коллизионного регулирования (ст. 1186 ГК РФ) остаются вопросы применимого права с участием государств и международных организаций. Контракты с участием государств в целом относятся к внешнеэкономическим сделкам, и на них распространяются нормы разд. VI ГК РФ. Однако из этого правила имеются существенные исключения.

Так, в контракт с государством может быть включена стабилизационная оговорка, ограничивающая действие гражданского законодательства РФ.

Применимым правом может быть избрано международное право, что исключает постановку коллизионного вопроса в свете разд. VI ГК РФ и переносит этот вопрос в сферу международного права. Контракты же с участием международных организаций подпадают под действие разд. VI ГК РФ за исключением ситуации, когда контракт предусматривает применение внутреннего права организации или международного права. В данном случае идет речь о применимом праве организации.


Международные договоры РФ, направленные на регулирование внешнеэкономических сделок и иных отношений, осложненных иностранным элементом, исходят из согласованного применения с гражданским законодательством РФ. Так, Венская конвенция 1980 г. регулирует только заключение договора купли-продажи, а также те права и обязательства, которые вытекают из такого договора, и, в частности, не касается действительности договора или каких-либо его положений, а также последствий, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар (ст. 4). Конвенция также не регулирует ответственность продавца за причиненные товаром повреждения здоровья или смерть какого-либо лица, не определяет проценты годовых при просрочке исполнения денежных обязательств, не касается применения договорного положения о неустойке и исковой давности. Все эти вопросы разрешаются в соответствии с применимым национальным правом. Аналогичные положения можно обнаружить и в других международных соглашениях. Например, согласно Конвенции УНИДРУА по вопросам, в ней не урегулированным и которые не могут быть разрешены в соответствии с общими принципами, на которых она основана, подлежит применению национальное право, применимое в силу норм международного частного права (п. 2 ст. 6).

Диспозитивность положений многих международных договоров РФ, направленных на регулирование отношений с иностранным элементом, отражается на их соотношении с актами гражданского законодательства РФ. Например, сторонам контракта предоставляется право избежать применения к их гражданскому отношению положений соответствующего международного договора. Так, в соответствии с Венской конвенцией 1980 г. стороны договора международной купли-продажи вообще могут исключить применение конвенции к их договору, или отступить от любого из ее положений, или изменить действие любого положения Конвенции (ст. 6).[15]

В этом случае вопрос будет решаться на основе другого применимого права (национального или международного). 

В качестве средства платежа, как правило, используется иностранная валюта. Причем стороны сделок могут выбрать валюту третьей страны.

Основания взимания, порядок исчисления и размер процентов по денежным обязательствам в РФ определяются по праву страны, подлежащему применению к соответствующему обязательству (ст. 1218 ГК РФ).

Споры, возникающие из внешнеэкономических сделок, по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение в специализированные арбитражи, представляющие собой не зависимые от государства организации, специализирующиеся на рассмотрении споров по внешнеэкономическим сделкам. Стороны могут выбрать как постоянно действующий арбитражный суд (например, Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации), так и арбитраж,  который создается сторонами специально для рассмотрения спора по конкретному делу (так называемый арбитраж ad hoc).


Внешнеэкономические сделки между предпринимателями различных стран могут осуществляться как на основе свободного выбора контрагента, так и по согласованным в специальных межправительственных соглашениях (протоколах) о поставках товаров и оказании услуг индикативным спискам товаров и услуг, которые надлежит экспортировать или импортировать.

В правовом регулировании внешнеэкономических сделок большую роль играют международные договоры регионального и универсального характера. Важное значение при заключении и исполнении внешнеэкономических сделок, а особенно договоров международной купли-продажи товара, играют и международные обычаи.

По российскому законодательству сфера действия права, подлежащего применению к договору, включает в себя (ст. 1215 ГК РФ):

-  толкование договора;

-  права и обязанности сторон договора;

-  исполнение договора;

-  последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора;

-  прекращение договора;

-  последствия недействительности договора.

В РФ форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Однако сделка (доверенность), совершенная за границей, не может быть, признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права.

Форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву. Это правило применяется и в случаях, когда хотя бы одной из сторон такой сделки выступает осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо, личным законом которого в соответствии с Гражданским кодексом РФ является российское право.

Форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - российскому праву (ст. 1209 ГК РФ). В случае если внешнеэкономические сделки заключаются на международных аукционах, иностранных биржах, то порядок подписания и форма сделок определяются соответствующими правилами аукционов и бирж.

Необходимость унификации норм в сфере международной купли-продажи. Способы унификации.

Каждая внешнеторговая сделка, заключаема внешнеторговой или иной организацией с иностранным контрагентом, имеет самостоятельное юридическое значение. Права и обязанности сторон, содержание сделки устанавливается по соглашению между сторонами. Поэтому особо важное значение имеют на практике точно и четкое формулирование условий сделки, определена ответственности сторон и других условий.


Существенны различия в нормах национального законодательства, также трудности в определении права, подлежащего применению к сделкам, приводят к стремлению партнеров регламентировать свои отношения как можно подробнее в самом контракте. Это в свою очередь, ведет к усложнению переговоров о заключении контрактов.

Указанными обстоятельствами объясняется тенденция создания унифицированных материально-правовых норм в области международной купли-продажи.

Отсутствие единых материально-правовых норм, регулирующих международную торговлю, вызывает необходимость прибегать к коллизионному методу и отрицательно влияет на развитие международной торговли.

Основополагающей для составления условий договоров международной купли-продажи является «Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров», которая была принята на дипломатической конференции в Вене в 1980 г. Главной идеей разработчиков данной Конвенции было примирение двух противостоящих тенденций: национальных систем регулирования договоров купли-продажи и универсального характера современного международного товарообмена.

Венская конвенция 1980 г. является документом, который подписали около 50 государств, в том числе Россия, Белоруссия, Украина, Эстония, Грузия, Литва и др.

Конвенция состоит из четырех частей:

Часть 1 «Сфера применения и общие положения» содержит указания на отношения, которые регламентируются Конвенцией, а также фиксирует некоторые важные условия. В частности, указывается на то, что договор купли-продажи может быть заключен либо в письменной, либо в устной форме.

Часть 2 «Заключение договора» касается вопросов, которые вытекают из заключения договора путем направления одной стороной предложения (оферты) заключить договор и согласия (акцепта) на заключение договора другой стороны,

Часть 3 «Купля-продажа товаров» непосредственно содержит ряд положений, касающихся обязанностей продавца и покупателя, перехода риска повреждения и потери товаров, обеспечения сохранности товара, освобождения сторон от ответственности.

Основными обязанностями продавца являются: поставка товара, передача всех документов, относящихся к товару, и передача права собственности на товар согласно условиям договора купли-продажи и Конвенции. В Конвенции предусмотрен также ряд норм, определяющих обязанности продавца в отношении качества товаров.

Основные обязанности покупателя включают: обязательство оплатить товар и принять его. По поводу перехода риска с продавца на покупателя Конвенция содержит соответствующую регламентацию: «Если договор купли-продажи предусматривает перевозку товара и продавец не обязан передать его в каком-либо определенном месте, риск переходит на покупателя, как только товар сдан первому перевозчику».