Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 2
2. Неофункционализм. Ульмская школа дизайна. Стиль Браун
Ульмской школа (Высшая школа проектирования) была основана в 1949 г., а в 1953-м состоялось ее официальное открытие. Создавалась она в память о Гансе и Софии Шолль, членах группы сопротивления «Белая роза», замученных нацистами. По замыслу Отла Айхера и Инге Шолль это должна была быть не только школа промышленного дизайна, но и школа демократии, поскольку «в конечном итоге демократия также может рассматриваться как форма».
Ее первым ректором стал художник, архитектор и скульптор Макс Билл, в прошлом выпускник «Баухауза». Школа базировалась на рациональных методах обучения; как и в «Баухаузе», практиковались пропедевтические упражнения на абстрактное формообразование. Новым стало привлечение к преподаванию практикующих дизайнеров со своей тематикой и своими заданиями, в частности Дитера Рамса.
В 1955 г. Ульмская школа переехала в здание, выстроенное по проекту Билла. Место было выбрано удаленное от крупных городов для того, чтобы студенты здесь не только учились, но и жили, по типу американских кампусов, чтобы само окружение создавало атмосферу профессии. На открытии присутствовал Вальтер Гропиус, «благословивший» возрождение «Баухауза» и универсальный подход к проектированию, выразившийся в девизе школы — «От ложки до города».
Новый поворот школы связан с преподавательской деятельностью философа и теоретика дизайна Томаса Мальдонадо, графика Отла Айхера, голландского архитектора Ганса Гугелота и одного из членов группы «Де Стиль» Вордемберга Гильдеварта. С начала 1960-х гг. не менее половины учебных часов отводилось на изучение современных тенденций и научных методов проектирования. Среди новых дисциплин были не только передовая технология, но и человековедческие науки, методология, эргономика, семиотика. Один из авангардных проектов, в котором участвовали и студенты, заключался в разработке корпоративного стиля и всего имиджа продукции компании «Браун». Руководили им Гугелот и Айхер. Позднее этот проект был существенно развит Рамсом. Деятельность Ульмской школы буквально входила в реальную жизнь и реальное дизайнерское проектирование.
Ульмская школа концентрировалась на исследовании сложных предметных комплексов и систем. Здесь создавались проекты комбинированной мебели и новых бытовых радиоприборов, отличавшихся лаконизмом, простотой форм. В 1962 г. был разработан фирменный стиль авиакомпании «Люфтганза», сохранявшийся вплоть до конца 1980-х гг. Престиж школы рос, и многие промышленные предприятия начали обращаться к ней с заказами. Расширилась и сфера приложения дизайна: транспортные системы (оборудование для остановок городского транспорта), автомобильный транспорт, радиоэлектроника. Изделия рассматривались более как инструменты, услуги, полезные агрегаты, нежели как форма для самовыражения. Объектом проектирования становилась не вещь сама по себе, но та функция, ради которой вещь замышлялась.
Эта новая концепция дизайна была отражена и в журналах, издаваемых школой. «Ульм разрывался между понятием "нравственная вещь" и промышленной реальностью» — как точно подметил теоретик и педагог дизайна Майкл Эрлхоф. С конца 1960-х гг. собственно дизайнерские проблемы начинали отходить на второй план. Усиливалось давление со стороны враждебных школе политических сил. Она казалась слишком радикальной в социальном смысле. 5 декабря 1968 г. Ульмская школа закрылась.
Ульм просуществовал всего 13 лет и заложил основу нового понимания, нового подхода к решению принципиально новых задач дизайна в пределах, далеко выходящих за национальные рамки. Ульм сумел выработать фундаментальные подходы к решению проблем экспериментального характера, которые сыграли свою роль в новых условиях экономического, научного и общественного развития.
В Германии, в городе Франкфурт-на-Майне, в 1921 г. Максом Брауном было организованно производство, выпускающее кухонные машины и электроприборы. Фирменным знаком была сама фамилия "Браун". В 1951 г. фирму возглавили сыновья Артур и Эрвин, осуществившие коренную перестройку деятельности компании. Они начали приглашать для работы над изделиями дизайнеров, выпускников и преподавателей Ульма, в том числе Дитера Рамса, Г. Гугелота и др.
Дизайнеры предприняли попытку создать фирменный стиль в чистом виде - создание особых, легко узнаваемых характеристик продукции. Почти все ведущие дизайнеры "Брауна" были связаны с проектированием мебели, что наложило отпечаток на стиль продукции и в какой-то мере инициировало важные черты этого стиля, хотя он позже нередко определялся как "приборный".
Важным отличием и успехом Браун-стиля были не только форма с прямоугольными "стенками", но и ориентация на так называемого дискриминированного покупателя. Но в начале покупателями были элитные граждане, подхватившие популярную в то время моду на "демократичность", простоту, рационально устроенный быт и прогрессивный дизайн. Эти лидеры потребления и сформировали "моду на Браун". Лишь позднее, городская интеллигенция - инженеры, преподаватели, врачи, то есть средне обеспеченные люди приняли Браун-стиль и распространили его как массовую моду по всей Европе. "Прямоугольность" форм предметов соответствовала и новой архитектуре, и секционной панельной мебели.
Это "экономичный" стиль "Браун" начал руководствоваться в дизайне единой концепцией формообразования. Выработалась определенная концепция "фирменного стиля" - он должен быть подобен планетарной системе атома: ядро фирменного стиля - символ (знак), вокруг которого группируются элементы, характеризующие разные стороны деятельности фирмы. Унифицируются цвета фирмы: белый, черный, серебристо-серый. Браун-стиль отличают универсальные принципы организации формы изделия, такие как лаконизм прямоугольных форм, мягкая пластика линий, отсутствие кричащих акцентов, скупая, строгая графика.
Имя Дитера Рамса - визитная карточка фирмы и Браун-стиля. Он сформировал свои идеалы «хорошего дизайна» в десяти правилах: хороший дизайн - инновативный, эстетичный, незаметный, понятный, честный, долговечный, последователен до малейших деталей, экологичный, «хороший дизайн - это, по мере возможности, минимум дизайна».
3. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН
В 1920 году специальным постановлением Советского правительства были созданы Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), Первые свободные государственные художественные мастерские (быв. Строгановское) и Вторые московские свободные государственные художественные мастерские (Школа живописи, ваяние и зодчества). Эти мастерские были образованы в Москве с целью “предоставления учащимся высшего художественного и художественно-технического образования и подготовки высококвалифицированных художников-практиков”.
Основными задачами преподавательского состава было на основе специальных организационно-педагогических и творческих концепций создать профессиональную культуру не существовавшей до сих пор художественной деятельности. Для объективной картины сложившейся ситуации в настоящий момент необходимо показать дальнейшее развитие событий.
В 1921-1922 голах, сторонники “объективного метода” анализа, создатели пропедевческих дисциплин на факультетах ВХУТЕМАСа, постепенно переходят от экспериментов в сфере изобразительного искусства к разработке объемных конструкций, архитектурных проектов реальных вещей.
Большой вклад в становление новой профессии во ВХУТЕМАС-ВХУТЕИНе внес А.М. Родченко, внедряя новые методы преподавания на металлообрабатывающем факультете ВХУТЕМАСа. Он рассматривал задачи дизайна (производственного искусства) как проектирование всей окружающей человека предметной среды. В последствии его разработки легли в основу области науки - эргодизайна.
В 1927 году Высший художественно-технические мастерски (ВХУТЕМАС) были преобразованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН, ВХТИ). Ситуация в то время была такова, что в этом художественном ВУЗе на дизайнерском факультете приходилось призывать студентов не столько к освоению достижений техники, сколько к овладению навыками художника.
Осенью 1926 года состоялась Первая Академическая конференция факультета, на которой обсуждалась общая целевая установка преподавания, рассматривались методы обучения, ставили проблемы профиля нового специалиста. Наименование новой специальности было найдено не сразу. хотя уже в первой половине 20-х годов художников, уходивших из изобразительного искусства в производство, именовали художниками-производственниками - этот термин не стал обозначением новой специальности (квалификации), а воспринимался скорее, как этап биографии художника или его принадлежность к определенному творческому течению. В начале 20-х годов многие художники-производственники называли себя конструкторами, например, А.И. Родченко, А.И. Ган и др. Позже те из них, которые стали убежденными конструктивистами, подписывали свои проекты как конструктивисты. Так подписаны проекты А. И. Родченко и его учеников по металлообрабатывающему факультету, опубликованные в 1926 году в нескольких номерах журнала “Современная архитектура”. Появляется термин “инженер-художник” иногда в громоздком сочетании с термином - “конструктивист-инженер-художник-конструктивист” (докладная записка А. И. Родченко от 3 февраля 1923 года). В середине 20-х годов становится все более очевидным, что термин конструктивист и художник-производственник приобретает оттенок обозначения сторонника определенного творческого направления в искусстве, а не конкретной профессии. Для обозначения же новой профессии чаще стали применять такие “нейтральные” термины, как инженер-художник, художник-технолог и художник-конструктор.
В 1930 году ВХУТЕИН-ВХУТЕМАС преобразовывается в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ) и ряд других. В 1945 году Строгановское училище было воссоздано для подготовки художников, работающих в промышленности и строительстве. В 1996 г. МВХПУ получило статус университета. Эти преобразования привели к тому МГХПУ им С. Г. Строганова специализирующемуся на подготовке художников, в том числе в дизайнерской сфере. В настоящий момент разработки МГХПУ им. С. Г. Строганова легли в основу существующего в РФ государственного образовательного стандарта профессиональной школы 2-ого поколения.
Художественно-конструкторское направление было возрождено в 1962 году в Москве с созданием по решению Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике Всесоюзного научно-исследовательского института технического эстетики (ВНИИТЭ).
С момента своего создания институт разрабатывает теоретические проблемы эстетики и эргономики, методику художественного конструирования, проекты отдельных видов массовых и уникальных изделий машиностроения, а также товаров культурно-бытового назначения; осуществляет координацию научно-исследовательских работ в области технической эстетики и эргономики, а также методическое руководство работой специальных художественно-конструкторских бюро, отделов и групп, действующих на предприятиях и в организациях различных министерств и ведомств. В составе института: отделы теории и методов художественного конструирования, эргономики, экспертизы потребительских свойств изделий, художественного конструирования изделий машиностроения, комплексных проблем оборудования жилых и общественных зданий, декоративных свойств новых материалов и покрытий, анализа, обобщения и распространения опыта художественного конструирования. Публикуются сборники трудов, методические рекомендации, информационные материалы. Издавался ежемесячный информационный бюллетень “Техническая эстетика” (в 1991 году издание ТЭ было прекращено, вскоре, вместо него, стал издаваться альманах “Качество жизни”), являвшимся центральным печатным изданием по дизайну в СССР.
Фактически ВНИИТЭ становится в СССР головным институтом по дизайну и одним из мировых центров развития дизайна. Лидирующие место по научным разработкам этого института во многом способствовали формированию западноевропейского, американского и частично азиатского дизайна. Многие направления имеют уникальный статус - эффективно развиваться они могли только в СССР. Примером является эргодизайн, который в США подменяется эргономикой.