Файл: Механизмы творческой деятельности руководителя (По учебной дисциплине : «Психология в управлении персоналом»).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
1.Понятия творчества и творческого мышления
Творчество в общем смысле - это процесс создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - это уникальность его результата. Никто кроме, возможно, автора не может получить в точности такой же результат, если создать для него идентичную исходную ситуацию. Это означает, что в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности, «вкладывает душу». Именно этот факт придает продуктам творчества дополнительную ценность.
Я. А. Пономарёв также говорит о понятии творчества в узком смысле: «Понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (творчество научное, творчество поэтическое, музыкальное, творчество в изобразительных искусствах, творчество администратора, полководца и т. п.»
Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей . Что же характеризует творческое мышление? Это особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». Креативность - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривается как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.
Таким образом, представляется необходимым разграничить термины «творчество», «креативность» и «творческое мышление». Творчество является общенаучной категорией, а творческое мышление — психологическим понятием. При этом использование термина «творчество» в сугубо психологическом контексте обозначает скорее всю совокупность результатов творческого мышления, его условия, введение в практику продуктов творческого мышления, а креативность — это особое качество, свойство личности, проявляющееся в выраженной способности к творческому мышлению. Творческое же мышление является качественно специфичной психической функцией, психическим процессом, суть которого заключается в особых механизмах протекания психической деятельности.
2.Особенности творческого мышления и творческой личности
Для выявления особенностей творческого мышления и изучения его как такового учеными используются следующие эмпирические методы:
Анализ процесса решения так называемых малых творческих задач, или задач на смекалку, требующих, как правило, переформулирования задачи или выхода за пределы тех ограничений, которые субъект сам на себя накладывает.
Использование наводящих задач. В этом случае изучается чувствительность человека к подсказке, содержащейся в наводящей задаче, которая решается легче, чем основная, но построена по тому же принципу и поэтому может помочь в решении основной.
Использование «многослойных» задач. Испытуемому дается целая серия однотипных задач, имеющих достаточно простые решения. Не очень творческий человек будет просто решать такие задачи, каждый раз заново находя решения. Творческий человек проявит «интеллектуальную инициативу» и попытается открыть более общую закономерность, лежащую в основе каждого отдельного решения.
Наиболее существенное преимущество традиционного интеллектуального поиска по сравнению с творческим состоит в том, что он гарантированно приводит к достижению приемлемого результата. Однако при традиционном мышлении требуется верность, правильность каждого шага в решении проблемы. Если где-то совершена ошибка, то и конечный результат окажется неверен. В качестве примера можно привести решение математических или физических задач: очевидно, что если на каком-то этапов мы совершаем ошибку и не замечаем этого, то при совершении последующих действий эта ошибка никуда не исчезнет, а, скорее всего, будет лишь накапливаться, усиливаться. Конечный результат, естественно, тоже окажется неверным.
В творческом мышлении ошибочность какого-то конкретного шага не обязательно ведёт к некорректности общего результата. При творческом мышлении для нас важно не столько то, насколько верны те или иные элементы информации, сколько то, насколько окажется полезным то или иное их сочетание, позволит ли оно увидеть проблему в новом ракурсе, разглядеть возможные способы её решения.
Процесс творчества - это синтез сознательной и подсознательной деятельности. Это подтверждает следующая схема творческого процесса по Я.А.Пономарёву :
1. Сознательная работа (подготовка). Предпосылка интуитивного проблеска новой идеи;
2. Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи;
3. Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла;
4. Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное ее оформление.
Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т.д.). Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой.
Творческим человеком обычно называют того, кто совершил то или иное научное открытие, какое либо гениальное изобретение или того, кто создал произведение искусства, иными словами человека, совершившего творческий акт, и этот акт был высоко оценен другими, а также можно отнести и человека, который неординарно воспринимает действительность и реагирует на нее. Однако, стоит отметить, что последняя формулировка достаточно размытая и несколько "скользкая", потому как под это определение можно отнести людей, имеющих психические отклонения. Хотя, наличие у человека душевной болезни, как мы знаем из примеров истории, совсем не исключает возможность проявления неординарных и высоких творческих способностей.
Многочисленные исследователи пытались сформулировать главное качество любой творческой личности, которое лежит в основе способности к творчеству. При всем разнообразии конкретных формулировок все говорят примерно об одном и том же: творческая личность – это свободная личность; а свободная личность – это личность способная быть самой собой, слышать свое «Я», по определению К. Роджерса .
Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни казаться странным и необычным; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания; любовь к фантазированию и построению планов на будущее.
Один из первых исследователей творческого мышления Дж. Гилфорд выделил четыре его особенности:
Оригинальность, необычность идей.
Семантическая гибкость – способность видеть объект под разными углами зрения.
Образная гибкость – способность изменять восприятие объекта, чтобы увидеть скрытые его стороны.
Способность использовать разные идеи в неопределённой ситуации.
Качество личности, в значительной степени способствующее результативному творчеству – это открытость новому опыту. Это качество выражается в готовности воспринимать и осваивать то новое, что появляется в окружении человека. Кроме того, открытые к новому опыту люди характеризуются любопытством, даже некоторой игривостью. Творческой личности присущи также следующие качества:
Независимость - личностные стандарты для них выше стандартов группы, оценки и суждения отличаются не конфликтностью .
«Открытость ума» - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному.
Высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях.
Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Таким образом, для развития творческого мышления необходимы следующие факторы: способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, быстрота мышления, способность выдвигать оригинальные идеи, богатое воображение, умение воспринимать неоднозначные вещи, эстетические ценности, развитая интуиция.
3.Развитие творческого мышления
Прямое обучение творческому мышлению невозможно, но вполне реально косвенное влияние на него за счет создания условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность. Условия или факторы, влияющие на течение творческой деятельности бывают двух видов: ситуативные и личностные. К последним относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией.
К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека, относят лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура; способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения, и др.
Личностные факторы, негативно влияющие на процесс творчества, были обозначены Г. Линдсей, К.С. Халлом и Р.Ф. Томпсоном [1]. Они обнаружили, что проявлению творческого мышления мешает не только недостаточное развитие определённых способностей, но и наличие определённых личностных черт:
Конформизм – желание быть похожим на другого. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным.
Цензура – в особенности внутренняя цензура. Люди, которые бояться собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы.
Ригидность – часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.
Желание найти ответ немедленно, чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений.
Вероятно, степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности личности, но также от внутренней и внешней мотивации.
Мотивация (от французского «motif» - побуждение, от латинского «moveo» - двигаю) - это система осознаваемых или неосознаваемых психических факторов, побуждающих индивида к совершению каких-либо действий и определяющих их направленность и цели. Потребность отражается в психике человека через напряжение, неудовлетворенность и дискомфорт несоответствия между внутренним и внешним состоянием. Толкая индивида на устранение этого несоответствия, потребность является побудителем активности, источником мотивации.
Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание). Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т.е. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя.
К методам стимуляции творчества обычно относят те приемы, которые позволяют снять или ослабить барьеры между сознанием и бессознательным. В эту категорию некоторые авторы включают довольно экзотические приемы, основанные на снятии критических установок и цензуры сознания за счет использования алкоголя и наркотических веществ; применения гипноза; применение методов решения задач с помощью поиска подсказок в сновидении. Более широкое распространение получила методика мозгового штурма А.Осборна, основной смысл которой заключается в разделении между разными людьми генеративной части мыслительного акта и части контрольно–исполнительной (одни участники генерируют гипотезы с запретом любой критики, а другие позже оценивают их реальную значимость). Более просто её структуру можно отразить так: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются. На этой основе был создан метод синектики (соединение разнородного в одном), предполагающий обучение испытуемых умению генерировать аналогии разного типа и другим приемам, позволяющим увидеть знакомое в незнакомом и незнакомое в знакомом .
Широкое распространение получают разного рода тренинги, прежде всего тренинг уверенности в себе, тренинг сензитивности (развитие у участников тренинга интуиции, наблюдательности) и др. Но главным условием появления творческих личностей, является, конечно, соответствующая система обучения и воспитания, о которой имеет смысл поговорить подробнее.
Важная задача педагога - уменьшить «антитворческий» эффект любого обучения. Для решения этой нелегкой задачи целесообразно обратиться к опыту педагогов и психологов, озабоченных развитием творческого потенциала своих воспитанников.
Известный педагог–новатор, народный учитель Виктор Федорович Шаталов на протяжении всех лет работы при каждом удобном случае напоминал учащимся о том, что если в первые 5–6 минут не возникало хотя бы ориентировочного плана решения задачи, то ее просто нужно оставить и заняться другим делом. Но по прошествии небольшого промежутка времени необходимо снова внимательнейшим образом вчитаться в условие неподдающейся задачи. Появится мысль – работай над ней, развивай по всем направлениям. Нет мысли – оставь задачу. Снова переключайся на другую работу, а спустя час–полтора вернись к этой же задаче. Если появится конкретный путь решения, то его необходимо довести до конца и получить ответ, подтверждающий правильность или ошибочность догадки. Но если в задаче снова – ни проблеска? Оставь ее на завтра, на послезавтра, на следующую неделю, но время от времени мысленно снова и снова возвращайся к ней . Свойство нашего мышления таково, что если в него заложен раздражитель, то поиск будет идти постоянно, даже если мы сознательно не нацеливаем себя на него. Этот процесс нахождения пути решения идет скрыто, самопроизвольно, но от этого ничуть не менее активно.
Кандидат психологических наук Л.М.Митина выделяет наиболее типичные ошибки преподавателей, мешающие созданию атмосферы творчества :
1. Излишняя строгость общения в тоне и лексике.
2. Многословие в общении, монологизм, что в англоязычных странах известно как учительский синдром ТТТМ (teacher talks too much – учитель говорит слишком много).
3. Слабость эмоционального контакта педагога с учащимися.
4. Частое указание на недостатки, подчеркивание застенчивости
5. Нетребовательность, тон неуверенности в общении педагога с учащимися.
Л.М. Митина дает советы преподавателю, который хочет создать творческую атмосферу
1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать учащимся полное доверие к ним
2. Целесообразней исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и большие потенциальные возможности
3. Хотелось бы, чтобы преподаватель был для учащихся источником разнообразного опыта (нравственного, эмоционального, интеллектуального), к которому можно обратиться за помощью в решении той или иной проблемы.
4. Для продуктивности общения необходимо развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой учащегося, группы и принимать его.
Для развития творческого мышления имеет смысл наряду с традиционными методами использовать метод проблемного обучения, который является аналогом научного творчества: ставится проблема, осуществляется поиск путей ее решения, а результат решения проблемы – новое знание. Этот метод основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.
Проблемное обучение – это система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. По степени проблемности различают три основных уровня проблемного обучения: проблемное изложение, при котором сам преподаватель ставит проблему и находит ее решение; проблемное обучение, при котором преподаватель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с учащимися; творческое обучение, предполагающее активное участие учащихся в формировании проблемы и поиск ее решения. Эта форма обучения наиболее целесообразна при организации и проведении учебно-исследовательских и научных работ.
Показателем эффективности проблемного обучения служит существенное повышение качества усвоения учебного материала и возможностей его практического использования в профессиональной деятельности. Отдаленным показателем эффективности проблемного обучения является формирование творческих способностей и познавательной мотивации, обеспечивающей возможности самообразования. [3]
В отличие от психологии творчества, ТРИЗ-педагогика рассматривает содержание творческого мышления, развитие результатов творческого процесса. Она основана на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), начало которой было положено около полувека назад российским ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером (1926-1998 гг). ТРИЗ-педагогика считает, что ребенок должен сам добывать себе знания под руководством учителя или воспитателя. И назначение преподавателей - не только развивать детей, но и обеспечивать их дальнейшее самостоятельное развитие вне и после школы.
Принципы ТРИЗ-педагогики:
1. Принцип свободы выбора.
"В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора. С двумя важными условиями: выбранная деятельность должна быть безукоризненно нравственной, иначе строгий запрет, и право выбора должно уравновешиваться осознанной ответственностью за свой выбор.” Человек с большей охотой делает то, что сам предложил.
2. Принцип открытости.
“Не только давать знания, но еще и показывать их границы", “Использовать в обучении открытые задачи", то есть задачи, стимулирующие самостоятельное генерирование идей, постоянное втягивание ребенка в принятие решений, в обсуждение касающихся его проблем.
3. Принцип деятельности.
“Освоение учениками знаний, умений навыков преимущественно в форме деятельности”. Надо стимулировать детей решать огромное количество творческих задач, тогда количество перейдет в качество и выработается автоматизм использования алгоритмов и приемов решения задач.
4. Принцип обратной связи.
"Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи."
5.Принцип идеальности. "Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования”. Имеется в виду согласование содержания и форм обучения с интересами школьников (мотивация).
ТРИЗ-педагогика имеет широкий набор приемов (более 100) для решения творческих задач, для анализа силы решения, для уменьшения трудоемкости процесса получения сильного решения, а также имеет методики прогнозирования. Если школа учит знаниям, то ТРИЗ умениям их использовать. Из известных сегодня педагогических систем, ТРИЗ-педагогика – единственная, которая обучает творчеству, раскрывает потенциальную одаренность, в том числе и творческую одаренность. Поэтому важно для формирования творческой личности сквозное применение ТРИЗ-педагогики на всех ступенях образования и во всех предметах.
Исходя из приведённых суждений и сопоставляя причины и условия, способствующие и препятствующие развитию творческого мышления, необходимо сделать один, обобщающий вывод: способность творчески мыслить должна целенаправленно формироваться в процессе всего психического развития человека.
Заключение
Психологические исследования и опыт обучения показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. Приобретенные на занятиях по развитию творческого мышления способности, навыки и умения дети эффективно переносят на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники. Исследования психологов также показали, что творческое обучение повышает креативность учащихся, они начинают активно участвовать в творческих делах, они быстрее и разными способами достигают результата, они детально оценивают свое решение и активно совершенствуют его, и им в итоге начинает больше нравиться школа. Став взрослыми, творчески развитые юноши и девушки быстрее находят подходящее для реализации их потенциала и амбиций место работы, легче и полнее адаптируются к условиям труда, более гибки, точны и эффективны в решении профессиональных задач. Именно такие профессиональные кадры крайне востребованы в современном общественном производстве, когда стандартные, шаблонные способы достижения результата уже практически исчерпали себя. Творческое мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. В противном случае оно просто угасает.
Понимание природы творческого мышления позволяет глубже познать процессы развития, дает возможность выявить объективные закономерности творческого мышления и создать систему развития творческих способностей в обучении. Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей — овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей. Твоpческий климат создается не только воспитанием любознательности, вкуса к нестандаpтным pешениям. Необходимо воспитывать готовность к воспpиятию нового, стpемление использовать и внедpять твоpческие достижения дpугих людей.
Таким образом, научные знания по проблеме психологии творческого мышления могут применяться в педагогике детей любого возраста, в работе с людьми творческих профессий (дизайнер, архитектор, композитор, флорист и т.д.) и профессий любых других сфер, которые могут включать творческую деятельность (например, работа учителя или специалиста по подбору персонала). Также развитие творческого мышления способствует целостному развитию личности, так как затрагивает и сознательное, и бессознательное.