Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Требования нормативно-методических документов
Законодательная регламентация работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан
Основные задачи службы ДОУ по организации работы с обращениями граждан, ее особенности
Операции по приему, регистрации, контролю исполнения, принятию решений по обращениям граждан
Обобщение, анализ и использование данных о работе с обращениями граждан в аппарате управления
Пунктом 2 постановления Совета Министров РБ от 26.05.2005 № 544 «Об утверждении Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан в государственных органах, иных организациях и о мерах по совершенствованию работы с обращениями граждан» республиканским органам государственного управления, иным организациям, подчиненным Правительству РБ, облисполкомам, Минскому горисполкому поручено ежеквартально проводить анализ поступающих обращений граждан в целях своевременного устранения причин, вызывающих нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан, а также установить постоянный контроль за состоянием работы с обращениями граждан в подчиненных (подведомственных) государственных органах, иных организациях.
Комплект документов по анализу и обобщению обращений граждан включает:
- учетные и отчетные документы;
- аналитические и обобщающие документы;
- документы по реализации выводов, сделанных в ходе анализа обращений граждан.
Основным учетным документом является регистрационно-контрольная карточка (РКК), которая содержит информацию по обращениям граждан, необходимую для своевременного разрешения поставленных в них вопросов, подготовки отчетных документов по работе с обращениями граждан. Экземпляры РКК (как на бумажных, так и электронных носителях) на исполненные обращения формируются в различные картотеки учета и анализа работы с обращениями.
Выбор тематики формируемых картотек определяется самой организацией исходя из принципа целесообразности. В картотеках может учитываться, например, количество поступивших обращений по территориальному признаку; количество обращений, поступивших повторно; количество обращений, поступивших из вышестоящих и других организаций. Это позволяет оперативно выявить слабые места в работе организаций с гражданами, установить участки деятельности, подконтрольные организации, и структурные подразделения, которым необходимо уделить первоочередное внимание. Использование РКК, помещенных в соответствующие картотеки, таким образом, значительно облегчает составление отчетных и аналитических документов.
В состав отчетных документов по рассмотрению обращений граждан включаются различные формы отчетности. Сведения отчетных документов отражают количество и характер поступивших обращений и работу с ними и являются источником подготовки аналитических документов.
В состав аналитических и обобщающих документов включаются справки, сводки, тематические и аналитические обзоры, таблицы и др., необходимые для качественного и количественного анализа обращений.
На основании этих документов анализируются причины, вызывающие обращения граждан. При этом важное значение имеет социальная информация, содержащаяся в обращениях. Анализ фактов, заключенных в обращениях, позволяет обозначить типичность того или иного явления, тенденцию его развития.
Результат анализа во многом зависит от характера обработки сведений. Полученная вследствие анализа информация содержит, в основном, данные о количестве поступивших обращений, в т.ч. по различным административно-территориальным единицам, характеристику обращений по содержанию, сведения о движении обращений за определенные отрезки времени, характеристику заявителей (коллективная, анонимная), количество обращений, относящихся к работе тех или иных структурных подразделений, подведомственных (подчиненных) организаций, характер ответов и результатов рассмотрения (удовлетворено, отказано и др.) и т.п.
Наличие такой информации позволяет конкретизировать причины, вызывающие обращения, выработать пути устранения нарушений, ошибок, недостатков.
Аналитические документы (например, справки) в зависимости от поставленной цели и содержащейся в них информации могут быть различными. Так, если целью является выявление неисполненных обращений по состоянию на определенный период времени, то аналитический документ будет содержать информацию о неисполненных обращениях граждан (приложение 2); если целью является реализация предложений граждан, то аналитический документ будет содержать информацию о выполнении предложений граждан, претворении их в жизнь. Аналитические документы могут составляться также в целях определения основных вопросов обращений, выявления причин обращений граждан в вышестоящие организации и др.
Например, при составлении «Справки о реализации предложений граждан» целесообразно ввести следующие графы: «Содержание вопроса», «Количество», «Реализовано», «Предусмотрено планом на … год», «Предусмотрено перспективным планом». В строках справки будут отражены конкретные вопросы, вытекающие из обращений граждан.
Работу по исполнению и анализу обращений следует проводить таким образом, чтобы исключить возможность появления повторных обращений. Для выявления причины обращений, в т.ч. повторных, может составляться «Справка о причинах повторных обращений граждан». Графами ее могут быть причины повторных обращений, строками - вопросы, по которым обращаются граждане.
Аналогично может быть составлена «Справка о причинах обращений в вышестоящие организации».
Формы аналитических документов могут разрабатываться как самими организациями, так и вышестоящими органами для организаций подведомственной сети.
К документам по реализации выводов, сделанных в ходе анализа обращений граждан, относятся приказы, распоряжения, постановления, решения, протоколы коллегий, совещаний и др. В них раскрываются: общее состояние работы с обращениями, наиболее острые и актуальные проблемы; даются поручения и рекомендации по устранению недостатков, сроки их устранения, принятые меры.
Анализ работы с обращениями граждан служит выявлению причин, вызывающих нарушение прав и интересов граждан, изучению общественного мнения, совершенствованию работы организаций.
Формы и методы совершенствования работы с обращениями граждан в органах государственной власти и управления, в общественных организациях
Обращения граждан следует рассматривать как важное средство осуществления и охраны прав личности, они выражаются как в письменной, так и в устной форме. В обращениях могут быть поставлены вопросы, касающиеся прав и законных интересов как автора обращения, так и других граждан или интересов всего общества.
Согласно закону рассмотрение обращений граждан должно осуществляться на безвозмездной основе. ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.06.2010 № 126-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ). Ст. 2. Недопустимо прямое или косвенное взимание платы за реализацию гражданином своего права. В этом плане в полной мере проявляется специфика исковых заявлений и иных жалоб в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства, а также некоторых других заявлений. По общему правилу при подаче искового заявления уплачивается государственная пошлина в предусмотренном законом размере. Регистрация сделок и многих иных юридических фактов также сопровождается уплатой госпошлины. Любое не предусмотренное законом взимание платы за рассмотрение обращений граждан будет считаться нарушением их прав, а в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, взяткой. Смушкин А.Б. Комментарий к ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ.
Действующее законодательство под термином «обращение» понимает направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложения, заявления или жалобы, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.06.2010 № 126-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ). Ст. 4.. Если обращение составлено так, что не подпадает ни под одну из приведенных квалификаций, то рассмотрение такого обращения не подпадает под регулирование действующего закона.
Под предложениями обычно понимаются обращения в соответствующие государственные или общественные органы, на предприятия, в учреждения, организации, фирмы или к должностным лицам, содержащие идеи по совершенствованию различных сфер деятельности, органов власти и управления, предприятий, организаций, фирм, не связанные с нарушением прав и законных интересов самого гражданина. Там же. Предложение является одной из важнейших форм реализации права граждан на участие в управлении. Предложение - это эффективное средство политической активности гражданина, его непосредственное участие в совершенствовании форм управления. Обычно в предложениях содержатся данные собственных наблюдений или практики работы автора, затрагивающие проблемы государственной и общественной жизни с указанием на недостатки в их решении, допускаемые конкретными органами, предлагаются пути и способы решения затронутых проблем. Внося предложение, гражданин пытается воздействовать на принятие решений государственной властью, органом местного самоуправления. Законодательное закрепление права граждан на предложения является подтверждением того, что власть в России исходит от народа.
Под заявлением подразумевается обращение граждан по поводу реализации личных прав или законных интересов, не связанных с нарушением этих прав и интересов. ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.06.2010 № 126-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ). Ст. 4. Предметом заявления является не обжалование каких-либо нарушений субъективных прав и интересов, а реализация через соответствующие органы законных прав и интересов граждан. Заявления граждан не связаны с произошедшими нарушениями конкретных субъективных прав и интересов. Отказ в удовлетворении этих прав и интересов порождает жалобу - действие, направленное на защиту частного интереса.
Жалобу Закон определяет как просьбу гражданина «о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц» Там же.. Таким образом, под жалобой понимается обращение о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан, о медленном, бюрократическом рассмотрении их дел государственными или общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, фирмами, о невыполнении ими решений, принятых по обращениям и заявлениям граждан, о неправомерных действиях должностных лиц. Жалобой признается также несогласие с решением или действиями государственного либо общественного органа, предприятия, учреждения, организации, затрагивающими права и охраняемые законом интересы граждан.
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату Там же. Ст. 7..
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
В отношении обращений определенного типа законодательством Российской Федерации установлен специальный порядок рассмотрения. К таким обращениям относятся в частности:
- обращения, рассматриваемые в порядке уголовного, гражданского, арбитражного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях;
- обращения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, а законодательством субъектов Российской Федерации к компетенции конституционного (уставного) суда того или иного субъекта Федерации;
- обращения, направляемые Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченному по правам человека субъектов Федерации;
- обращения, вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общественных объединений, регулируемых федеральным законодательством, их уставами и положениями;
- запросы в архивы.
Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений
Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.06.2010 № 126-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ). Ст. 14.