Файл: Теоретические аспекты определения понятий миссии и целей предприятия.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 3
В случае децентрализации в процессе постановки целей участвуют сотрудники организации, не зависимо от их должности. Есть две децентрализованные схемы постановки целей. При первой, процесс постановки цели идет сверху вниз. Высшие цели определяют цели более низкого уровня. Вторая схема предполагает, что процесс постановки целей идет снизу вверх. В этом случае нижестоящие подразделения устанавливают для себя цели, которые служат основой для постановки целей на более высоком уровне.
Главное требование при постановки целей - решающая роль должна принадлежать руководству.
По логике реализации действий, выполняемых при постановке целей, можно предположить, что процесс постановки целей в организации состоит из трех последовательных этапов. На первом этапе осмысливаются результаты анализа окружающей среды, на втором - разрабатывается соответствующая миссия, на третьем этапе разрабатываются цели для организации. Рассмотрим процесс непосредственной генерации целей для организации.
Процесс выработки целей предполагает прохождение четырех этапов.
1. Определение и последующий анализ тенденций, наблюдающихся в окружающей среде. Цели очень зависят окружающей среды. Руководство должно предугадывать состояние среды и ставить цели в соответствии с этим прогнозом. Для этого очень важно выявить те тенденции, которые характерны для науки и техники. Конечно, предвидеть все невозможно. Иногда изменения, происходящие в среде, никак не вытекают из обнаруженных тенденций.
2. Постановка целей для организации в целом. При постановке целей, какой из широкого диапазона возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. При определении целей для организации учитывается, какие цели она имела на предыдущем этапе, и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации. Решение о целях тесно взаимосвязано с ресурсами, которыми обладает организация.
3. Создание иерархии целей в организации предполагает определение таких целей, достижение которых отдельными подразделениями приведет к достижению главных целей. Более того, иерархия должна строиться как на долгосрочных, так и на краткосрочных целях.
4. Постановка индивидуальных целей. Чтобы иерархия целей внутри организации обрела логическую полноту и стала реальным инструментом для достижения целей организации, об этом необходимо сообщать каждому отдельному сотруднику. В этом случае реализуется одно из важнейших условий успешного функционирования организации: каждый сотрудник как бы включается через личные цели, поставленные перед ним в процессе совместного достижения конечных целей организации [6,20].
Заключение
Под целями следует рассматривать руководящие принципы, в соответствии с которыми работает организация. Правильно выбранные руководящие принципы определяют успех организации, и, наоборот, ошибки на этом пути могут поставить под угрозу ее существование.
Определение целей является первоосновой, которой подчинено функционирование систем управления.
Наибольшей стабильностью и глобальностью отличается текст, который обычно содержит качественный аспект миссии. Остальные аспекты или очень зависят от конкретного состояния рынка, или слишком детализированы, или содержат достаточно шаблонные заявления, которые могут, в принципе, принадлежать любой компании.
Краткий, но содержательный и выразительный текст миссии воспринимается и запоминается гораздо лучше, чем большое количество слов и предложений, даже если они правильно отражают деятельность компании в обществе.
Миссия компании является одной из наиболее важных глобальных программ ее развития, своеобразной морально-психологической установкой, которая обладает неким самогипнотизирующим эффектом в рамках определенной информотерапии организма компании, и поэтому по возможности подлежит обязательному выполнению. Миссия отражает предназначение предприятия, она содержит информацию о смысле создания организации, в котором могут описываться различные её различные цели, а также средства для их достижения. Именно миссия является той причиной, которая оправдывает существование организации.
С помощь неё можно определить, какие перспективы у конкретного предприятия по сравнению с конкурентами.
Значение миссии для предприятия выражается в следующем::
1) она является точкой опоры при принятии плановых решений, а также при определении целей и задач организации;
2) она даёт уверенность в отсутствии противоречий в целях организации;
3) миссия объединяет персонал для достижения общих целей организации;
Список литературы
- Андреев В.Н. Основы управления предприятием - СПБ, 2016- 89с.
- Ансофф И. Стратегический менеджмент. - СПБ: Питер,2019. - 342 с.
- Баумгартен Л.В. Стратегический менеджмент в туризме: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2017-213с.
- Боймен К. Основы стратегического менеджмента. - М.: ЮНИТИ, 2017-218с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Экономистъ, 2015 -119с.
- Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПБ: Питер, 2015-198с.
- Королева В. И. Основы менеджмента - М.: Магистр, 2015 - 158с.
- Курзанцева, Е. Г. Роль видения и миссии организации / Е. Г. Курзанцева. — Текст : непосредственный, электронный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (7). — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1388/ (дата обращения: 22.04.2020);
- Лапыгин Ю.Н. Управление проектами: от планирования до эффективности - М.: Омега, 2017-215с.
- Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент - М.: Проспект, 2018-168с.
- Мескон, М.Основы менеджмента.- М.: Дело, 2015.-704 с.
- Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФА, 2016 – 360с.
- Тесакова Н.В. Миссия и Корпоративный кодекс.- М.: РИП-холдинг,2016 - 188 с.
- Томпсон А.А. Стратегический менеджмент.- М.: ЮНИТИ, 2017. - 576 с.