Файл: Судейство спортивного соревнования по лыжным гонкам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры.

Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает поло­жительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.

Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности.

Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют большое удовольствие и эстетическое наслаждение, оказывают положительное влияние на нервную систему, улучшают общее и эмоциональное состояние организма, повышают умственную и физическую работоспособность.

Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах. Во всех видах занятий на лыжах - на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках - успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, что особенно важно в подготовке юношей к службе в рядах Вооруженных Сил РФ.

Лыжи имеют большое прикладное значение в быту и на различных работах в условиях длительной и снежной зимы в северных и восточных районах страны, где используются охотниками, геологами, связистами, лесниками.

Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди школьников и молодежи. Особенно привлекают спуски со склонов различной крутизны.

Занятия на лыжах имеют образовательное значение. В ходе занятий лыжники приобретают новые знания, умения и навыки, связанные с лыжным спортом (изучают теорию лыжного спорта, закономерности подготовки, гигиену занятий физическими упражнениями и т.д.).

В нашей стране сложились две основные формы работы по лыжам -лыжная подготовка и лыжный спорт.


Лыжная подготовка - обязательный минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних и высших учебных заведениях различного профиля, в Вооруженных Силах страны; рекомендуется в качестве спортивного развлечения включать в занятия по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и передвижение на лыжах. Лыжная подготовка проводится на основании государственных программ и обеспечивает обучение детей, подростков, юношей и всего взрослого населения страны технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов, в том числе и нормативов любого комплекса, характеризующего физическую подготовленность всех возрастных групп страны. В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум знаний по основам техники передвижения на лыжах, методов развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям и т.д.; прививаются навыки самостоятельных занятий и инструкторской практики.

Лыжный спорт - один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции.

Главная задача занятий лыжным спортом - достижение физического совершенства и наиболее высоких спортивных результатов, что и является основным отличием спорта от других видов занятий лыжами. За годы развития сложились следующие типы лыжного спорта.

Детско-юношеский спорт. Основная задача - прививание устойчивого интереса у подростков и юношей к занятиям по различным видам лыжного спорта, а также укрепление здоровья, достижение физического совершенства и подготовка резервов для спорта высших достижений.

Массовый лыжный спорт. Основная задача - повышение уровня физической работоспособности, оздоровление и совершенствование организма. Спортивные результаты в данном случае являются не самоцелью, а показателем уровня физической подготовленности и готовности к активной жизнедеятельности и труду. Одной из разновидностей массового спорта можно считать инвалидный – лыжный спорт для инвалидов. Основная задача - реабилитация инвалидов, привлечение их к активной деятельности, укрепление здоровья.

Спорт высших достижений (любительский лыжный спорт). Главной целью является достижение наивысших результатов в соревнованиях. Вместе с тем лыжный спорт высших достижений требует больших материальных затрат, и потому у нас в стране в основном обеспечивается (материально) государственными структурами (на основании правил Олимпийской хартии).


Профессиональный лыжный спорт имеет, прежде всего, зрелищный и коммерческий характер. Спортсмены-профессионалы получают высокие награды за победы в соревнованиях. Однако это относится в основном к горнолыжному спорту в силу его высокой зрелищности, что и привлекает коммерческие структуры. В лыжных гонках профессионализм в чистом виде распространения не получил. И гонки, и биатлон, и другие виды носят полупрофессиональный, полулюбительский характер в силу их меньшей зре­лищности. Они и финансируются, как правило, за счет государственных структур.

Между лыжной подготовкой и лыжным спортом существует тесная взаимосвязь. Основой развития лыжного спорта высших достижений является массовая лыжная подготовка. С появлением новой талантливой молодежи растут спортивные достижения сильнейших лыжников, повышается общий уровень развития лыжного спорта в стране. В свою очередь, развитие лыжного спорта высших достижений и массового спорта ведет к дальнейшему совершенствованию системы лыжной подготовки. У нас в стране и за рубежом получили распространение следующие виды лыжного спорта: лыжные гонки на различные дистанции (классическими ходами и свободным стилем), биатлон (лыжные гонки со стрельбой из винтовки на рубежах), прыжки на лыжах с трамплина, горнолыжный спорт (слалом, слалом-гигант, скоростной спуск), лыжное двоеборье (прыжки с трамплина и лыжная гонка), фристайл (акробатические прыжки на лыжах, фигурное катание и спуск по специальной трассе), скийоринг (буксировка лыжника оленем, лошадью, мотоциклом и т.д.).

При этом и у нас, и за рубежом наиболее популярны лыжные гонки, в которых участвуют лыжники практически любого возраста (начиная со школьного). Все больше людей в России занимаются горнолыжным спортом и фристайлом, хотя массового распространения они пока не получили. Прыжки на лыжах с трамплина, биатлон, лыжное двоеборье постоянно включаются в соревнования различного масштаба, но ввиду технической сложности и материального обеспечения они по массовости уступают лыжным гонкам.

Спортивные соревнования по лыжному спорту имеют важное и многостороннее значение в физическом воспитании школьников. Охватывая различные виды лыжного спорта, они способствуют расширению спортивно-массовой работы внутри школы, привлекают учащихся к систематическим занятиям физической культурой, неразрывно связаны с учебно-тренировочным процессом и являются продолжением учебной работы. На соревнованиях подводятся итоги работы за определенный период, выявляются ее положительные стороны и недостатки, определяются сильнейшие спортсмены класса, школы и лучшие команды. В то же время соревнования по лыжному спорту оказывают большое воспитательное влияние. У школьников повышается дисциплина и появляется несознательное отношение к тренировкам, воспитываются сме­лость, трудолюбие, чувство взаимовыручки и коллективизма. Соревнования - органическая часть подготовки квалифицированных спортсменов. Участие в соревнованиях позволяет достигать высоких нагрузок, воспитывает волевые качества. Большое значение имеют спортивные соревнования как школа передачи опыта. Хорошо организованные соревнования, торжественно и красочно оформленные места старта и финиша создают у участников праздничное настроение.


Виды соревнований по лыжному спорту разнообразны. Особенно массовыми являются соревнования по лыжным гонкам на различные дистанции. Большой популярностью у зрителей пользуются соревнования по прыжкам на лыжах с трамплина и по горнолыжному спорту (слалому, слалому-гиганту, скоростному спуску), по биатлону и по лыжному двоеборью.

Организации и проведению соревнований по лыжному спорту предшествует большая предварительная работа, которая усложняется условиями погоды и рельефа местности. Все это требует специальных знаний и опыта, что позволит провести соревнования на высоком уровне с привлечением большого количества зрителей.

ГЛАВА 1. Классификация соревнований

Все многообразие соревнований по видам лыжного спорта классифицируется по различным признакам. В школе соревнования, прежде всего, разделяются на внутришкольные и внешкольные. Основная задача внутришкольных соревнований - привлечение к ним наибольшего количества участников с целью популяризации лыжного спорта. Внешкольные соревнования для учащихся в зависимости от масштаба делятся на низовые, районные, городские, областные, всероссийские и международные.

В зависимости от значимости, масштаба и задач соревнования по различным видам лыжного спорта можно разделить на следующие группы:

  1. Спартакиады народов Российской Федерации, краев, областей, автономных республик, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Чемпионаты, кубки, первенства, молодежные и юношеские игры этих территорий. Чемпионаты, кубки и первенства ДСО и ведомств, а также все международные соревнования и соревнования СНГ, проводимые на территории Российской Федерации.
  2. Соревнования окружных, районных, городских и других административных делений, расположенных на территории Российской Федерации.
  3. Соревнования в спортивных школах, спортивных клубах и коллективах физической культуры.

По задачам соревнования классифицируются:

  1. Первенства, в которых определяется чемпион (победитель класса, школы, района, города, области, республики, страны, а также спортклубов ДСО и ведомств).
  2. Отборочные соревнования, где выделяются сильнейшие лыжники в классе, школе и т.д. для участия в составе команд в различных соревнованиях, проводимых вышестоящими организациями.
  3. Контрольные соревнования проводятся в ходе учебно-тренировочного процесса в виде «прикидок» для наблюдения за ростом тренированности и спортивных результатов. Кроме того, такие соревнования проводятся на уроках лыжной подготовки в школе при подведении итогов и учете успеваемости учащихся.
  4. Массовые соревнования проводятся с целью популяризации лыжного спорта среди населения.
  5. Показательные соревнования чаще всего проводятся по наиболее зрелищным видам лыжного спорта - прыжкам с трамплина и слалому с целью популяризации лыжного спорта. При соответствующей организации они с не меньшим эффектом могут быть проведены и по другим видам - биатлону, эстафетам и гонкам.
  6. На кубковых соревнованиях спортсмены оспаривают уста­новленный приз (кубок) различных спортивных или общественных организаций или территорий.
  7. Целевые соревнования проводятся по специальной программе («Праздник Севера» и др.).
  8. Классификационные соревнования - для выполнения лыжниками разрядных норм Единой спортивной классификации.
  9. Зачетные соревнования - для выполнения учащимися нормативов учебных программ (в школе, вузе и т.д.).

По форме организации различают следующие виды соревнований:

  1. Закрытые соревнования - в них могут принять участие только лыжники данного коллектива: класса, школы, спортклуба и т.п.
  2. Открытые соревнования - с участием команд лыжников других коллективов, которые могут полноправно оспаривать медали победителей и призовые места и т.д. К этим соревнованиям допускаются все желающие (открытый старт) с разрешения врача или сильнейшие лыжники других школ, коллективов по специальному приглашению.
  3. Товарищеские (матчевые) встречи двух или более команд - это соревнования по предварительной договоренности между командами классов, школ, спортклубов, коллективов и т.д.
  4. Заочные массовые соревнования проводятся между школами, спортклубами, коллективами в городе, области и т.д.

По условиям зачета могут быть следующие соревнования:

  1. Личные, где определяются места каждому участнику, а командные итоги не подводятся.
  2. Лично-командные, когда определяются и личные результаты лыжников и места для всех участвующих команд.
  3. Командные - в них результаты каждого участника засчитываются команде для определения ее места в соревнованиях (например, в эстафетах). Победители и места всех участников в личном первенстве в этом случае не выводятся.

ГЛАВА 2. Планирование соревнований

Подготовка к организации соревнований по любому виду лыжного спорта начинается задолго до наступления зимнего сезона с составления календарного плана соревнований и положения о со­ревнованиях. От своевременной и тщательной подготовки этих документов во многом зависит успешное проведение соревнований.

Календарный план соревнований

Календарный план соревнований разрабатывается организацией, ответственной за их проведение, совместно с общественными организациями (Федерацией лыжного спорта или советом по физическому воспитанию школьников при отделах народного образования). План спортивных мероприятий для школьников, в том числе и по лыжному спорту, утверждается до 1 июлятекущего года и рассылается школам и органам народного образования. Своевременное получение календарного плана позволит низовым коллективам вовремя спланировать свои соревнования и провести всю подготовку к ним.

Календарные планы школ составляются в соответствии с планами органов народного образования, при этом необходимо учитывать, что для большинства учеников самые важные соревнования - внутришкольные. В течение сезона необходимо регулярно проводить внутришкольные соревнования с возможно большим числом участников. Это позволяет выявить из числа школьников способных юных лыжников, способствует росту результатов и развитию массовой работы по лыжному спорту, помогает школьникам готовиться к сдаче норм и сдавать их.