Файл: Организация учебного процесса студента на основе тайм-менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе высшее образование играет очень важную роль, определяя развитие личности в контексте её профессионального становления, вместе с тем система высшего образования предъявляет к личности серьёзные требования, такие как способность к самоорганизации, организации учебного процесса, умение планировать собственное время, от которых зависит успешность в учёбе и последующая карьера будущего специалиста. Практика показывает, что большинство молодых людей, поступивших в высшие учебные заведения, не умеют планировать собственное время, а также рационально использовать его при подготовке к зачётно-экзаменационной сессии. В связи с этим, неотьемлемым помощником студента в организации времени может стать тайм-менеджмент, направленный на организацию времени и установление приоритетов при его использовании.

Тайм-менеджмент (анг. Time management), управление временем, орган и-зация времени – технология организации времени и повышения эффективности его использования. Управление временем – это действие или процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность.

Умение эффективно организовать своё время – очень актуальная задача. В нескончаемом потоке повседневных дел с лёгкостью можно запутаться, ведь с каждым днём их становится всё больше. Разнообразной информации всё больше. События происходят все быстрее. Нужно вовремя реагировать на все изменения, укладываться во всё более жёсткие сроки. Незавершённые вчерашние дела становятся сегодняшними, а то, что не успели сделать сегодня, автоматически перекладывается на завтра. Такие или подробные ситуации зачастую происходят у людей, которые неэффективно организуют своё время. Тайм-менеджмент даёт возможность грамотно управлять содержанием, но не увеличивает при этом само время.

Управление временем может помочь рядом навыков, инструментов и методов, используемых при выполнении конкретных задач. Действовать эффективно и добиваться успеха можно, научившись правильно планировать свою деятельность, управлять своими задачами и делами, расставлять приоритеты, ставить перед собой цели и достигать их, распределять свою рабочую нагрузку, находя время и для работы, и для отдыха. И чем раньше вам удастся освоить навык эффективного управления своим временем, тем быстрее и легче будет путь к вершинам успеха.


Тайм-менеджмент это целая наука. Но вам не нужно изучать её досконально, для начала достаточно освоить некоторые приёмы, вооружившись которыми, вы научитесь распоряжаться этим ресурсом. Главное, подойти к этому вопросу со всей серьёзностью.

1. Организация учебного процесса студента на основе тайм-менеджмента

Образовательный процесс современного учреждения высшего образования активизирует изменение позиции студента: из объекта обучения в активного субъекта учебно-профессиональной деятельности, а также активизирует самоуправляемую учебно-познавательную деятельность студентов. Студент должен быть готов самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике, организовывать свою учебную деятельность и время.

Главным помощником в организации учебной деятельности студента

может стать тайм-менеджмент (ТМ) – отдельное направление менеджмента, направленное именно на решение проблем организации времени. Тайм- менеджмент студента университета – это систематическое, последовательное и целенаправленное использование комплекса освоенных техник организации личной и учебной деятельности в повседневной практике с целью повышения эффективности самоорганизации. Данная технология формирует ценностное отношение ко времени, феномену самоорганизации,

процессу обучения.

Для эффективного управления временем существует множество методик и принципов тайм-менеджмента, применяя которые можно научиться эффективно управлять временем. Тайм-менеджмент включает в себя широкий спектр деятельности, в числе которых:

- постановка целей;

-планирование и распределение времени;

-составление списков;

-приоритезация;

-анализ затрат времени и т.д.

С помощью тайм-менеджмента каждый студент имеет возможность эффективно планировать свой распорядок дня, месяца, года. В учебном процессе есть обязательные дела, которые нуждаются в чёткой организации, контроле, планировании, а главное – в своевременном выполнении. Тайм- менеджмент помогает студенту определить, что является для него главным и нуждается в организации, планировании, а что — второстепенным, помогает контролировать собственное время, распоряжаться им, но речь не идёт о


жёстком контроле.

Планированием называют процесс оптимального распределения ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей и задач, а также совокупность процессов, которые связаны с их постановкой и реализацией. Как только вы садитесь за составление плана и начинаете продумывать его, ваша цель из абстрактной начинает трансформироваться в конкретную. Но планы и проекты в вашем сознании не приведут вас к результату до тех пор, пока вы не начнёте действовать практически. Таким образом, между желанием и результатом находится действие, а планирование ускоряет процесс достижения цели, так как представляет собой практическое руководство к действию. Планирование, во-первых, позволяет определить конкретные шаги, которые необходимо совершить для того, чтобы достигнуть нужного результата. Во-вторых, оно помогает определить необходимые для этого ресурсы и их источники. В-третьих, оно даёт возможность поставить временные рамки.

В тайм-менеджменте есть инструмент под названием «To do list» – список того, что нужно сделать. Это перечень задач на день, неделю или другой чётко очерченный период времени. Недельный или месячный «To do list» будет состоять из задач, требующих для решения целого ряда дневных действий. Действия, в свою очередь, требуют плана. Такие перечни не нуждаются в дополнительных ресурсах, а позволяют наглядно отображать всё, что вам нужно сделать и контролировать этот процесс.

Для того чтобы держать все задачи под контролем, нужны всего три основных раздела в вашей системе планирования:

1 «День»: задачи на сегодня – план дня в ежедневнике.

2 «Неделя»: среднесрочные задачи — выполнение которых прогнозируется в ближайшие неделю-месяц.

3 «Год»: долгосрочные задачи – все прочие.

Когда мы задумываемся о среднесрочном планировании, первое, что обычно приходит в голову, — понятия «план на неделю», «план на месяц», «план на год». Такое жёсткое планирование вряд ли вам понадобится. В личной работе план на неделю и план на месяц рухнут в первый же день. Нужен не жёсткий план на период, а жёсткие правила перемещения задач между разделами. А именно:

-при планировании следующего дня просматривается раздел «Неделя». Всё «дозревшее до выполнения», наиболее актуальное, переносится в раздел «День».

- раз в неделю, при планировании следующей недели, просматривается раздел «Год». Всё наиболее актуальное переносится в раздел «Неделя».

Несоблюдение планов и невыполнение поставленной цели приводит к


постоянной нехватке времени и негативному результату будущих действий.

1.1 Принципы планирования

Основные принципы планирования, которыми необходимо руководствоваться при составлении планов, следующие:

Планирование должно начинаться с осознания того, насколько это важно конкретно для вас, на сколько вы готовы к дисциплине и контролю. Разовые попытки применить отдельные рекомендации и инструменты ощутимого эффекта не дадут.

1 Регулярность планирования. На каждый день у человека должен быть план. Расписан должен быть каждый час. Составлять планы нужно таким образом, чтобы в любой момент иметь какое-то определенное занятие.

2 Реалистичность планирования. В данном случае это означает отказ от иллюзорных, заранее невыполнимых планов, мечтаний и «витания в облаках». Реальный план не обязательно будет выполнен. Невозможно предусмотреть абсолютно все факторы, влияющие на деятельность, поэтому нужно быть готовым к тому, что результат в действительности будет отличаться от планируемого.

3 Гибкость планирования. Планы должны быть составлены таким образом, чтобы в случае появления непредвиденного обстоятельства их можно было бы легко изменить. Непрерывно ищите, что именно можно сделать для достижения цели, насыщайте план альтернативными действиями.

4 Письменная форма. Все планы в обязательном порядке должны составляться письменно. Даже в случае, когда предстоящий день похож на предыдущий, он не всегда может быть упорядочен, структурирован и оптимизирован без письменно составленного плана.

5 Установление приоритетов. В плане должно быть точно обозначено, какие дела являются наиболее важными. Им необходимо отводить как можно больше времени.

6 Нормирование работы. Для каждой работы должно быть выделено определенное количество времени. Одну и ту же работу разные люди выполняют с различной скоростью. Поэтому при нормировании нужно исходить главным образом из личного опыта и собственной практики.

7 Определение критериев выполнения. Для каждого вида деятельности должен быть установлен критерий, по которому эта работа будет признана выполненной. Человек может устанавливать критерии самостоятельно — или же их определяют другие люди (например, преподаватель). В последнем случае нужно обязательно выяснить, каков этот критерий и что от вас действительно требуется в результате.


8 Рациональность дробления задач. При необходимости разделения времени выполнения задач на несколько обособленных блоков каждый из них должен иметь промежуточное завершение. В противном случае вам нужно будет возвращаться к уже пройденному этапу, чтобы вспомнить, как он связан с настоящим. Кроме того, разнообразные виды деятельности должны быть сгруппированы в отдельные временные блоки, в которые были бы включены сходные по содержанию затраты времени (например, телефонные звонки или разбор корреспонденции). Размер таких блоков зависит от важности выполняемых работ.

9 Последовательность. Все дела необходимо выполнять последовательно. Планы должны предусматривать начало новой работы только тогда, когда закончена предыдущая (или её обособленный блок).

10 Делегирование. С самого начала необходимо установить, какую работу нужно выполнять лично, а какую можно перепоручить другим.

Начинайте планировать. Прямо сейчас, именно сегодня, не «с понедельника».

2. СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА

Достижение любой цели возможно только тогда, когда каждый день совершаются определённые действия по её реализации. Основным временным элементом человеческой жизни является день, поэтому основное внимание должно быть уделено планированию программы дня. Существует правило «6П»: правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели. Считается, что 10 % времени, израсходованного напланирование до начала реализации задачи, сэкономит 90 % в течение её разрешения.

Программа «День» существенным образом отличается от других видов планов. Она не включает в себя цели и задачи, а состоит из действий и практических шагов по их реализации. Это могут быть встречи, работа с документами, лекции, телефонные переговоры, размышления, принятие решений и передвижения. Конкретные действия могут быть с высокой точностью спрогнозированы по затратам времени. Данный аспект организации времени наиболее полно описан в книге Ю. Васильченко «Механизмы времени».

Важным условием эффективности программы «День» является сочетание в ней текущих дел и элементов, способствующих достижению долгосрочных целей. Планированию должны подлежать абсолютно все действия и виды деятельности. Следует также учитывать стандартные затраты времени (сон, еда, перемещения и т. д.). Наличие пробелов и «белых пятен» в программе «День» – верный признак того, что это время, скорее всего, будет безвозвратно потеряно.