Файл: Территориальное общественное самоуправление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Понятие территориального общественного самоуправления.

1.1. Сущность местного самоуправления.

В Конституции записано, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Что это значит: признается и гарантируется местное самоуправление? Надо сказать, что само понятие местного самоуправления для нас относительно ново. И эта конституционная норма означает в первую очередь то, что в России на самом высоком законодательном уровне признается наличие наряду с интересами личности и интересами государства еще и некие промежуточные, если так можно выразиться, интересы. Муниципальные интересы. Причем рассматриваются они не как частный случай государственных или личных, а как самостоятельный уровень интересов. Исходя из такого подхода, становится вполне логичной и понятной норма, согласно которой органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Вполне логично: если мы решаем свои вопросы, то мы сами решаем, каким образом мы их решаем. Это та концепция, которая была заложена в основание реформы местного самоуправления. Однако, несмотря на наличие нормы, в соответствии с которой органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, говорить об отделенности местного самоуправления от государства ни в коем случае нельзя. Хотя бы потому, что институт местного самоуправления предусмотрен государственным правовым актом - Конституцией. В Конституции содержится норма, согласно которой органы местного самоуправления обязаны соблюдать законы. А принятие законов - это прерогатива именно государства. То есть речь идет не о безбрежной самостоятельности местного самоуправления, а о самостоятельности в пределах своих полномочий. А.Е. Когута дает следующее определение этого понятия: «Местное самоуправление - многосторонняя деятельность местного сообщества по решению собственных и других стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования и само ответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения его вклада в развитие всего общества». Таким образом, местное самоуправление - это особый элемент государственного устройства, не входящий в систему органов государственной власти, но при этом элемент законопослушный, что прямо предусмотрено нашей Конституцией. Именно с этой точки зрения необходимо зафиксировать и следующую позицию: местное самоуправление защищается государством. Обычно у нас говорят о том, что в ведение государства отнесено установление общих принципов организации местного самоуправления. Это норма, которая фиксирует, что к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится такой предмет, как установление общих принципов организации местного самоуправления. Но государство еще и гарантирует местное самоуправление. И отсюда вполне логично вытекает, что решения органов местного самоуправления могут быть защищены в судебном порядке. Причем может быть защита как местного самоуправления, так и от местного самоуправления. Граждане также вправе обращаться в судебные органы с жалобами на действия или бездействие органов местного самоуправления. Таким образом, и в этом отношении местное самоуправление является элементом государственного устройства, так как судебная система — это часть государственной системы.


1.2 Понятие территориального общественного самоуправления.

Определение понятия территориального общественного самоуправления содержится в ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. Из этого определения следует весьма существенный признак ТОС как деятельности, сфера компетенции которой ограничена вопросами местного значения - вопросами непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. К вопросам местного значения в соответствии со ст. 6 Закона относятся: принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; контроль за использованием земель на территории муниципального образования; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территории муниципального образования; организация утилизации и переработки бытовых отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация и содержание муниципальных архивов; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; организация и содержание муниципальной информационной службы; создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; создание условий для организации зрелищных мероприятий; создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Специфика местного самоуправления состоит в закреплении полномочий по решению вопросов местного значения за органами местного самоуправления. Для осуществления этих функций органами ТОС необходимо решение последних о делегировании или передаче им полномочий, наделении соответствующими правами. Территориальное общественное самоуправление, являясь важнейшей частью системы местного самоуправления, выступает как самостоятельная обособленная подсистема. Оно как бы подпитывает самоуправленческие начала организации и деятельности как представительных, так и исполнительных органов местного самоуправления, является той общественной сферой, в которой рождаются гражданская инициатива, непосредственно реализуются начинания, решаются повседневные житейские проблемы населения самоуправляющихся территорий4. территориальный общественный самоуправление муниципальный


2. Полномочия и ответственность органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление представляет собой систему, элементами которой, как правило, являются: собрания (сходы), конференции граждан по месту жительства, органы территориального общественного самоуправления и выборные лица ТОС (старшие по домам и по подъездам). Все организационные формы территориального общественного самоуправления, как элементы единой системы, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В отличие от системы государственной власти РФ, территориальное общественное самоуправление образует единую систему только в рамках соответствующих муниципальных образований, независимую от аналогичной системы в другом муниципальном образовании. В соответствии с законодательством РФ и ее субъектов на территории микрорайона, жилищного комплекса, села, поселка, улицы, квартала, многоквартирного дома с прилегающими участками земли и на иных частях территории муниципального образования могут создаваться органы территориального общественного самоуправления: советы (комитеты) микрорайонов, жилых комплексов, поселков; квартальные, уличные дворовые, домовые советы (комитеты). На территориях, где проживают и ведут традиционную хозяйственную деятельность коренные малочисленные народы, могут создаваться Советы старейшин, общины. В условиях, с одной стороны, предельности, а с другой - противоречивости федерального и регионального законодательства, в целях создания максимально благоприятных организационно-правовых предпосылок для организации и деятельности территориального общественного самоуправления, государственной регистрации органов территориального общественного самоуправления, отнесение последних к разновидности органов общественной самодеятельности представляет собой в нынешних условиях наиболее оптимальный вариант "стыковки" положений Федеральных законов "Об общественных объединениях" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части определения правового статуса органа территориального общественного самоуправления (в Законе "Об общественных объединениях" вообще не упоминается об органах территориального общественного самоуправления, а в Законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вводится понятие органа территориального общественного самоуправления без отнесения его к одной из организационно-правовых форм общественных объединений)6. Таким образом, чтобы определить более четко статус органа территориального общественного самоуправления, можно в федеральном законодательстве определить орган территориального общественного самоуправления в качестве одного из подвидов органа общественной самодеятельности. Другого мнения придерживается С. А. Авакьян. Он отмечает, что ранее действительно существовало два вида органов общественной самодеятельности - территориальные и при учреждениях. Согласно новой концепции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территориальные общественные формирования стали частью местного самоуправления, а под органами общественной самодеятельности следует понимать "только структуры при учреждениях - библиотечные советы, родительские комитеты школ, советы при поликлиниках и т.д. В основе таких формирований - общий социально-культурный интерес, и они поэтому включаются в предмет Закона "Об общественных объединениях". Действительно, если рассматривать территориальное общественное самоуправление как неотъемлемый элемент системы местного самоуправления, то соответственно, и органы территориального общественного самоуправления могут быть определены как специфический самостоятельный вид общественных объединений. Но в этом случае необходимо внести изменения в Федеральный закон "Об общественных объединениях", дополнив перечень организационно-правовых форм общественных объединений еще одной - орган территориального общественного самоуправления. И тогда в специальном Федеральном законе урегулировать все отношения, связанные с определением статуса органов территориального общественного самоуправления и условиями их деятельности. Такой проект Федерального закона "Об органах территориального общественного самоуправления" был внесен группой депутатов Государственной Думы еще в 1996 году. В пояснительной записке к данному законопроекту авторами предлагалось ввести понятие местного общественного объединения и отнести к таковым органы территориального общественного самоуправления. Это позволило бы устранить имеющиеся коллизии норм федеральных законов "Об общественных объединениях" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"7. Право законодательного регулирования порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления предоставлено субъектам Российской Федерации статьей 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кроме того, законами субъектов Российской Федерации полномочия по государственной регистрации органов территориального общественного самоуправления могут быть переданы органам местного самоуправления. Создание системы органов территориального общественного самоуправления послужит важнейшим каналом привлечения населения к местному самоуправлению, решению задач по комплексному социально-экономическому развитию территорий. Полномочия территориального общественного самоуправления определяются: уставом; на основании договора между исполнительным органом муниципального образования и Советом территориального общественного самоуправления о передаче территориальному общественному самоуправлению отдельных полномочий местного самоуправления поселения с использованием средств местного бюджета. Территориальное общественное самоуправление для осуществления своих целей и задач, в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления имеет следующие полномочия: ) защита прав и законных интересов жителей; ) содействие в проведении акций милосердия и благотворительности органами местного самоуправления поселения, благотворительными фондами, гражданами и их объединениями, участие в распределении гуманитарной и иной помощи; ) в установленном законом порядке оказание содействия правоохранительным органам в поддержании общественного порядка на территории территориального общественного самоуправления; ) работа с детьми и подростками, в том числе: содействие по организации отдыха детей в каникулярное время; содействие по организации детских клубов на территории территориального общественного самоуправления; ) внесение предложений в органы местного самоуправления муниципального образования по вопросам, затрагивающим интересы граждан, по использованию земельных участков на территории территориального общественного самоуправления под детские и оздоровительные площадки, скверы, площадки для выгула собак, а также для других общественно - полезных целей; ) общественный контроль за санитарно- эпидемиологической обстановкой и пожарной безопасностью, состоянием благоустройства на соответствующей территории; ) осуществлять иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, Уставом муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, решениями собраний (конференций) граждан;) информирование населения о решениях органов местного самоуправления муниципального образования, принятых по предложению или при участии территориального общественного самоуправления; ) содействие работе народных дружин, товарищеских судов и санитарных дружин. Территориальное общественное самоуправление, являющееся юридическим лицом, имеет право также на: ) создание объектов коммунально-бытового назначения на территории территориального общественного самоуправления в соответствии с действующим законодательством за счет собственных средств, добровольных взносов, пожертвований населения, иных юридических и физических лиц; ) осуществление функций заказчика по строительным и ремонтным работам, производимым за счет собственных средств на объектах территориального общественного самоуправления; ) определение в соответствии со своим уставом штата и порядка оплаты труда работников органов территориального общественного самоуправления; ) осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законодательством, Уставом муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Органы и выборные лица территориального общественного самоуправления несут равную ответственность за соблюдение Устава территориального общественного самоуправления, за исполнение заключенных договоров и соглашений по исполнению взятых на себя обязательств и полномочий в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления. Ответственность органов территориального общественного самоуправления перед гражданами наступает в случае нарушения этими органами действующего законодательства, устава территориального общественного самоуправления, либо утраты этим органом или выборным лицом доверия со стороны граждан. Основания и виды ответственности органов территориального общественного самоуправления и выборных лиц территориального общественного самоуправления определяются действующим законодательством РФ, уставом территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления отчитываются о своей деятельности не реже одного раза в год на собраниях (конференциях) граждан территориального общественного самоуправления.


Заключение.

В заключение, на мой взгляд, можно сделать следующие выводы: Россия находится в непрерывном поиске методов и институциональных форм, продуктивных для решения задач социально-экономического развития. Они приобретают наибольшую остроту на территории городов и иных населенных пунктов (муниципальных образований), являющейся территорией осуществления местного самоуправления. Открывая эти методы и формы, мы не только проверяем их на способность внести существенный вклад в повышение уровня благосостояния и качества жизни населения, укрепление социальной стабильности местных сообществ, но и сами проходим испытание ими. Одной из таких форм является территориальное общественное самоуправление. Оно приобрело уже многие институциональные признаки, однако среди них можно особо выделить один. Это - аббревиатура «ТОС», которая стала настоящим символическим культурным признаком институционализации территориального общественного самоуправления, выполняя чаще роль собственного имени, чем простого сокращения. Территориальное общественное самоуправление является гарантированной действующим законодательством формой участия населения в осуществлении местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление является формой общественной самоорганизации (самодеятельности) населения. Его основная функция - обеспечить решение локальных задач, затрагивающих интересы небольшой группы людей (жителей микрорайона, улицы, дома). Территориальное общественное самоуправление «восполняет пробелы» в организации жизнедеятельности населенного места, «помогает» органам муниципальной власти благоустроить местную жизнь. Органы ТОС по своей природе не являются органами власти и не могут быть таковыми в будущем.

Библиографический список.

Нормативно-правовые документы: 1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 25 декабря 1993г. 2.Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 7 сентября 1998 г. - №36. .Федеральный Закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// СПС КонсультантПлюс, 2012. Литература: 1.Антонова, Н.А. Территориальное общественное самоуправление/Н.А.Антонова// Закон и право - 2010. - №8. - С.14-18. .Васильев, В. По форме и по существу…: Федеральный закон о местном самоуправлении нуждается в изменениях/В.Васильев// Выборы. Законодательство и технологии.- 2011.- № 11.- С. 8 - 13. .Емельянов, Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения/Н.А.Емельянов. -М.:Тигимус, 2009. - 280 с. 4.Игнатюк, М.А. Система органов местного самоуправления/М.А.Игнатюк// Журнал Российского права.- 2009. - № 6. - С. 19-24. 5.Кичкин, Б. Разграничение компетенций органов местного самоуправления/Б.Кичкин // Проблемы теории и практики управления.- 2010.- № 4.- С. 78 - 82. 6.Куликов, В.В. Реформа местного самоуправления в России: теория и реальность/В.В.Куликов // Государство и право.- 2010.- № 11.- С. 13 - 17. .Основы местного самоуправления в городах России/Под ред. А. Е. Когута. -СПб.: Питер, 2011. - 322 с. .Романов, А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации как предмет законодательного регулирования/А.Н.Романов // Российский юридический журнал.- 2011.- № 3.- С. 32 - 35. .Самохвалов, В. Местное самоуправление: законодательное регулирование и региональная политика/В.Самохвалов // Российская юстиция.- 2010.- № 6.- С. 25 - 26. 10.Черник, И.Д. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие./От вред. В.И.Фадеев -М., 2009. - 2008.