Файл: Судебная власть в правовом государстве (по Конституционному праву).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) Право на судебную защиту.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию. Порядок обжалования действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, установлен Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (1992), другими федеральными законами.

5) Государственный язык судопроизводства.

Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, в других арбитражных судах, в военных судах ведутся на государственном языке РФ - русском языке. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции, в конституционных (уставных) судах субъектов РФ, у мировых судей ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой расположен суд. Лицам, не владеющим языком судопроизводства, предоставляются право выступать и давать объяснения в суде на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, пользоваться услугами переводчика.

ГЛАВА 3. Суд как орган судебной власти. Система судов РФ

Конституция РФ предусматривает следующие виды органов,

которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти:

- Конституционный Суд РФ (ст. 125),

- суды общей юрисдикции (ст. 126),

- Арбитражные суды (ст. 127).

Все они относятся к федеральным судам. Но Закон о судебной

системе определил и суды субъектов РФ, отнесение к ним Конституционные (уставные) суды субъектов федерации и мировых судей (ч. 4 ст. 4).

Ответственность функций, выполняемых судами, обуславливает

особо высокие требования к лицам, которым доверяется судебная

власть и которые осуществляют ее на профессиональной основе. Если

многие должности в органах исполнительной и законодательной власти могут быть замещены нередко при минимальных требованиях к назначаемому и избираемому на должность лицу, то к судьям предъявляются по закону наиболее жесткие требования. Для них


устанавливаются повышенные цензы. Кроме того, к судьям предъявляются требования нравственного свойства, которые сформулированы в законе и приобретают правовое значение.

Судья как личность, должен быть справедлив, честен, добросовестен, объективен, беспристрастен, обладать развитым чувством совести.

Судья должен оберегать свое достоинство и достоинство всего

судейского сообщества (ст. 3, 8 и др. Закона «О статусе судей»).

Судьи в РФ приобретают свои полномочия, как правило, в

результате назначения на должность. Закон «О статусе судей»,

принятые в 1992 году предусматривал, что судьи наделяются полномочиями в результате их избрания представительными органами. В

настоящее время Конституция РФ и закон о судебной системе установили порядок, в соответствии с которым часть судей назначается (Президентом РФ, Представительными органами государственной власти), а мировые судьи и Председатели, и зам. Председателей Конституционных судов

субъектов РФ назначаются на должность, в порядке, установленном

законами субъектов РФ (ст. 13 закона о судебной системе).

Правовое положение судей обладает свойством повышенной устойчивости, обусловленной соответствующими правовыми гарантиями. В

соответствии со ст. 14 закона о судебной системе, полномочия судей

федеральных органов не ограничены определенным сроком, если иное не

установлено Конституцией РФ или федеральным конституционным законом.

Такое ограничение действует, например, в отношении военных судей.

Ст. 14 закона о статусе судей установило, что судьи военных судов по достижении предельного возраста пребывания на военной службе подлежать увольнению с военной службе. А по положению о военных судах судьями военных судов могут быть только военнослужащие.

Судьи имеют профессиональный нравственный кодекс – кодекс чести судьи РФ, принятый советом судей РФ 21 октября 1993 года. Он устанавливает правила поведения как профессиональной, так и во вне служебной деятельности, обязательный для каждого судьи. Судья должен избегать всего, что могло бы умолить авторитет судебной власти. Он не вправе причинять ущерб престижу своей профессии. За совершение проступка, позорящего честь и достоинство судьи умолившего авторитет судебной власти, квалифицированная коллегия судей может прекратить его полномочия в соответствии со ст. 14 закона о статусе судей. Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах своей компетенции, определенной законом. Юрисдикция (право решать правовые вопросы, производить суд) распространяться или на определенное государственно – территориальное образование (район, город, субъект РФ), или на структурное образование Вооруженных сил РФ (вид вооруженных сил, военный округ,


флот, группу войск, гарнизон и т.д.).

Суд осуществляет судебную власть в судебном составе, определяемым в соответствии с законодательством, устанавливающий процессуальный порядок рассмотрения конкретных дел. Так, например, Конституционный суд РФ рассматривает и решает дела, как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях палат Конституционного Суда. В судах общей юрисдикции

Гражданские дела рассматриваются в суде 1 инстанции единолично и коллегиально.

В суде присяжных уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей, а председательствует в судебном заседании один профессиональный

судья (ст. 435 УПК).

Независимо от того, в каком составе рассматривается то или

иное конкретное дело решение по нему принимает суд, как орган судебной

власти. Оно подлежит обязательному исполнению всеми и повсеместно, на ровнее с законом.

Судебная система – это совокупность всех действующих в

РФ в соответствии с ее Конституцией судов, объединяемая

единством задач судебной власти, принципов организации и

деятельности судов, построенное с учетом федеративного и

административно – территориального устройства государства.

Основа построения судебной системы – Конституция РФ. Судебная

система РФ устанавливается Конституцией Федеральным Конституционным Законом «О судебной системе РФ», создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118 Конституции). Статьи 125 – 127 Конституции РФ, определяющие компетенцию Конституционного Суда РФ, высших судебных органов, судов общей юрисдикции и арбитражных судов так же имеются основополагающие значения для устройства судебной системы и ее функционирования.

Структура судебной системы в настоящее время установлена

рядом законодательных актов с учетом принципиальных норм Конституции, Федеральными Конституционными Законами о судебной

системе, о Конституционном Суде, об арбитражных судах, Положением о Военных Трибуналах.

Систему федеральных судов составляют:

1. Конституционный Суд РФ,

2. Суды общей юрисдикции,

3. Арбитражные суды.

Они различаются по структуре и объему полномочий. Кроме них,

Законом о судебной системе, как указывалось, предусмотрены суды субъектов РФ – Конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ст. 4).

1. Конституционный Суд Российской Федерации


Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный суд РФ состоит из 19 судей.

Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии. Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет. Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по основаниям, установленным этим Законом. Конституционный федеральный закон предусматривает полные гарантии независимости судей. Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда. Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить председатель и заместитель председателя Конституционного Суда. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты. В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд в заседаниях палат по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Конституционный Суд РФ издает "Вестник Конституционного Суда РФ", в котором публикуются решения, принимаемые этим Судом, особые мнения судей, высказанные при вынесении решений по конкретным делам, и иные материалы.


Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства.

Заключение

Проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности судов Российской Федерации можно прийти к выводу, что на современном этапе развития судопроизводства суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своих первостепенных задач - защиты конституционных основ общественного строя и прав граждан России. Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества. Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части об­щей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституцион­ного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем ус­тановления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Кон­ституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности ис­полнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Россий­ской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. К сожалению, судебная власть все еще остается слабым местом в России. Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как-то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Помимо этого, большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время стала коррумпированность судей. Кроме того, проблема эффективности работы судов в России заключается в обеспечении исполнения решений Суда, которые порой игнорируются. Неисполнение судебных решений - характерная черта всего российского правопорядка. Законность же в государстве должны обеспечивать не Суд, а исполнительная власть, прокуратура, правоохранительные ведомства. Суд - это фактически высшая и последняя инстанция, и он должен вступать в действие лишь тогда, когда не срабатывает вся остальная система власти. Решением этой проблемы видится не искоренение указанных причин в порядке принуждения, а формирование такого состояния общественного сознания и правовой культуры, при котором ни у одного органа, должностного лица или гражданина не возникает и доли желания действовать вопреки решению суда. Это станет лучшей гарантией выполнения судебных решений в полном объеме и в короткие сроки.