Файл: Основные модели принятия решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

Решение — это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям.

Умение принимать решения необходимо для реализации управленческих функций, поэтому процесс принятия решений является основой теории управления.

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Отличительными чертами принятия решений в организации являются следующие : сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком; поведение, основанное на фактах и ценностных ориентирах; процесс взаимодействия членов организации; выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды; часть общего процесса управления; неизбежная часть ежедневной работы менеджера; важность для выполнения всех других функций управления.

Модель принятия решения

1.1 Типы моделей

Модель - это представление объекта, идеи или системы в некоторой упрощенной форме, отличной от самого объекта.

С точки зрения организационно-поведенческих аспектов в принятии решения важно то, как этот процесс воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном или организационном). В зависимости от этого можно выделить три модели принятия решений :

1- математическая модель (символическая)- используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события. Пример математической модели и аналитической ее силы как средства, помогающего нам понимать исключительно сложные проблемы, — известная формула Эйнштейна Е = mс2. Если бы Эйнштейн не смог построить эту математическую модель, в которой символы заменяют реальность, маловероятно, чтобы у физиков появилась даже отдаленная идея о взаимосвязи материи и энергии. Вероятно, математические модели относятся к типу моделей, чаще всего используемых при принятии организационных решений.


2- физическая модель- представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Автомобильные и авиационные предприятия всегда изготавливают физические уменьшенные копии новых средств передвижения, чтобы проверить определенные характеристики типа аэродинамического сопротивления. Будучи точной копией, модель должна вести себя аналогично разрабатываемому новому автомобилю или самолету, но при этом стоит она много меньше настоящего.

3- аналоговая модель- представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Другой пример аналоговой модели — организационная схема.

Если же рассмотреть модели науки управления, то их так же много, как и число проблем, для разрешения которых они были разработаны:

- теория игр- метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Одна из важнейших переменных, от которой зависит успех организации, — конкурентоспособность. Изначально ее разработали военные с тем, чтобы в стратегии можно было учесть возможные действия противника. В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, новые кампании поддержки сбыта, предложения дополнительного обслуживания, модификацию и освоение новой продукции.

- модели теории очередей (модель оптимального обслуживания)- используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них.

- модель управления запасами- используется для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Цель данной модели — сведение к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, что выражается в определенных издержках.

- модель линейного программирования- применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей.

- Платежная матрица - это один из способов, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Он особенно полезен, когда руководитель должен установить, какая стратегия в наибольшей мере будет способствовать достижению целей. Руководитель редко действует в условиях полной определенности и полной неопределенности. Почти во всех случаях принятия решений руководителю приходится оценивать вероятность или возможность события. Если вероятностный характер возможных последствий не будет принят в расчет, то решение всегда будет соскальзывать в направлении наиболее оптимистических последствий.
- Дерево решений еще одно средство, позволяющее выбирать лучшее направление действия из имеющихся вариантов. Дерево решений - это схематичное представление проблемы принятия решения. Как и платежная матрица, дерево решений дает руководителю возможность учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы. Как и в платежной матрице, ожидаемое значение является центральным моментом данной модели.


1.2 Процесс построения моделей.

Процесс построения моделей состоит из нескольких этапов: постановка

задачи, построение модели, проверка модели на достоверность, применение модели, обновление модели.

1- постановка задачи- первый и наиболее важный этап построения модели, который способен обеспечить правильное решение управленческой проблемы. Смысл этого этапа состоит в том, что правильное определение задачи важнее, чем ее решение, потому что очень много решается задач, которые изначально были неправильно сформулированы, а следовательно, их решение не приведет к реальному решению проблемы.

2- построение модели- На этом этапе необходимо определить главную цель модели, какие результаты предполагается получить на выходе, используя модель, чтобы руководители могли решить стоящую перед ними проблему. К важным факторам, требующим учета при построении модели, следует отнести реакцию людей и расходы на нее. Модель, стоящая больше, чем вся задача, которая должна быть решена с ее помощью, вряд ли внесет ощутимый вклад в повышение эффективности деятельности организации. А излишне сложная модель может быть не воспринята теми, для кого она предназначена, и отвергнута ими.

3- проверка модели на достоверность- один из аспектов проверки заключается в определении степени соответствия модели реальному миру. Специалист по науке управления должен установить — все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель. Второй аспект проверки модели связан с установлением степени, в которой информация, получаемая с ее помощью, действительно помогает руководству совладать с проблемой.

4- применение модели- после проверки на достоверность модель готова к использованию. Если модели науки управления создаются специалистами штабных служб (а так обычно и бывает), линейные руководители, для которых они предназначены, должны принимать участие в постановке задачи и установлении требований по информации, получаемой из модели. Согласно исследованиям, когда это имеет место, применение моделей увеличивается на 50%. Кроме того, таких руководителей следует научить использовать модели, объяснив среди прочего, как модель функционирует, каковы ее потенциальные возможности и ограничения.

5- обновление модели- несмотря на то ,что применение модели оказалось успешным, почти всегда она потребует обновления. Руководство может обнаружить, что форма выходных данных не ясна или желательны дополнительные данные.