Файл: Опишите механизм воздействия экономических методов регулирования торговли (Механизм государственного регулирования экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы - экономические приемы, формы и способы целесообразного действия

Методы государственного регулирования экономики различаются в зависимости от выбранных критериев.

Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъек­тов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на само­стоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Косвенные методы предусматривают использование инструмен­тов и форм воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расши­ренного воспроизводства. Другими словами, при их применении госу­дарство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономи­ческими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

Преимуществом косвенных методов воздействия является то, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостатком — определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия государством мер, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами экономики самостоятельных решений: налоги и пошлины, например, воздействуют достаточно активно, зато предо­ставление экономической информации субъектам обычно не вызывает отрицательной реакции рыночных агентов.

Методы прямого воздействия характеризуются свойством непосредственного влияния на объект управления, тогда как методы косвенного воздействия включают в себя те факторы, которые не могут оказывать немедленного воздействия на объект и служат только формой стимулирования ожидаемого поведения объекта.

Методы прямого воздействия:

  • строительство государственных учреждений,
  • участие государства в деятельности крупных компаний и естественных монополий,
  • участие через механизм бюджетной политики в разработке приоритетных направлений развития страны,
  • определение государственной политики в области экономического развития страны,
  • разработка инновационных программ.
  • К методам косвенного воздействия можно отнести такие направления политики государства, как:
  • разработка конституции страны, законов государства и обеспечение режима их воплощения,
  • установление общих правил поведения хозяйствующих субъектов на финансовых рынках, определение общих принципов государственного устройства и разграничение полномочий между уровнями власти.
  • установление уровня налогов, штрафов, квот, таможенных пошлин.

По организационно-институционному критерию принято различать административные и экономические методы государственного регулирования экономики.

Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфра­структуры, и имеет целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора.

В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях роль этих методов регулирования резко возрастает.

Степень применения административных методов различна в зависимости от сферы народного хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социальной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защищенных слоев населения путем создания минимальных бытовых условий.

Административные методы также называют административно-правовыми, т.к. в основе лежит хозяйственное законодательство, которое определяет правовые рамки и нормы при реализации экономической политики.

Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических методов наиболее часто используются:

  • методы финансовой (бюджетной, фискальной) политики;
  • методы денежно-кредитной политики;
  • прогнозирование, планирование и программирование экономики;
  • воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.

Мощным средством воздействия на экономику является бюджетное регулирование. Государство создает финансовую систему, в которую входят федеральный, региональные и местные бюджеты, внебюджетные государственные фонды, денежные средства государственных и муниципальных предприятий. Бюджеты и фонды обеспечиваются собственными источниками до­ходов и правом определения направлений их расходования.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства. Ее стратегические и краткосрочные ориентиры определяются Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию. Бюджетный процесс регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.


Методы денежно-кредитной политики относится к мерам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь министерство финансов, являясь составным звеном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется центральным банком, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной власти.

Зрелая рыночная экономика предполагает, в основном, косвенное воздействие государства на хозяйствующие субъекты, что обеспечивает свободу в принятии частных экономических решений.  В условиях же трансформируемой экономики соотношение методов должно стать другим: бюджетное регулирование выдвигается на первый план.

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, определяют выполняемые им экономические функции. Для решения задач, стоящих перед органами государственного управления в процессе выполнения этих функций, имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика и др.

Методы денежно-кредитной политики:

  • контроль за денежной массой в обращении,
  • процентные ставки по вкладам и кредитам,
  • рефинансирование Банком России,
  • нормы резервирования средств коммерческих банков в Банке России,
  • операции Банка России на открытом рынке,
  • валютное регулирование и другие должны использоваться более активно в интересах повышения эффективности производства, а не в угоду абстрактным догмам.
  • Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке.

Методы антимонопольного регулирования экономики:

  • охрана и поощрение конкуренции,
  • контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке,
  • контроль над ценами,
  • защита интересов потребителей,
  • защита интересов и содействие развитию среднего и малого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены с тем, чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.


Заключение

В ходе данного исследования была изучена такая тема, как методы и механизм государственного регулирования экономики, а так же рассмотрены методы государственного регулирования экономики, выявлена специфика механизма государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики – это система типовых мер исполнительного, законодательного, а так же контролирующего характера, которые воспроизводятся посредством социальных организаций и правомочных государственных учреждений для того, чтобы приспособить и стабилизировать уже имеющуюся общественно – экономическую систему к трансформируемым условиям. Цель ГРЭ - общественная и экономическая стабильность.

Механизм регулирования экономики - интегрированная система методов, с помощью которых осуществляется воздействие государства экономику.

Методы - экономические приемы, формы и способы целесообразного действия. Методы ГРЭ делятся на прямые и косвенные, административные и экономические.

Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов.

Косвенные методы предусматривают использование инструментов и форм воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства.

Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия. Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфра­структуры, и имеет целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора.

Список использованной литературы

  1. А.В. Пикулькин, “Система государственного управления”, Москва 2000.
  2. Абрамов В.Л. Мировая экономика: Учебное пособие. - 6-е изд., перераб. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.
  3. Вышегородцев М.М., Шатаева О.В. Основы экономической теории. Методическое пособие для студентов. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2007.
  4. Градов А.П. - Национальная экономика. 2-е изд.- СПб.:Питер, 2007.
  5. Е.В.Самофалович ,Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие/ М.КНОРУС,2007.
  6. Журавлев С. Государственное регулирование экономики в переходный период//Экономист. – 1991. - № 5. - с. 28–38.
  7. Иванов И. Планирование и прогнозирование//Плановое хозяйство. – 1991. - №3.
  8. Йохансен Л. Очерки макроэкономического планирования/пер. с англ. В 2-х томах. Т.2. – М.: Прогресс, 1982. - 472 с.
  9. Логуа Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики России. - М.: 1994. - 272 с.
  10. Хавина С.А. Основные тенденции развития государственного регулирования экономики за рубежом и в России. В сб. "Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика)". Институт экономики РАН. - М.: 1996, с. 16–55.
  11. Янч Э. Пронозирование научно-технического прогресса/пер. с англ. - М.: Прогресс, 1974. - 586 с.