Файл: Выявление вторжений. Аудит системы защиты..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Информационная безопасность – быстро развивающаяся область информационных технологий. Под информационной безопасностью будем понимать защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

Защита информации – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.

С методологической точки зрения правильный подход к проблемам информационной безопасности начинается с выявления субъектов информационных отношений и интересов этих субъектов, связанных с использованием информационных систем (ИС). Угрозы информационной безопасности – это оборотная сторона использования информационных технологий.

Информационная безопасность – многогранная область деятельности, в которой успех может принести только систематический, комплексный подход. Для решения данной проблемы рассматриваются меры законодательного, административного, процедурного и программно-технического уровня.

Спектр интересов субъектов, связанных с использованием информационных систем, можно разделить на следующие категории: обеспечение доступности, целостности и конфиденциальности информационных ресурсов и поддерживающей инфраструктуры.

Теперь рассмотрим аудит событий безопасности и защитные механизмы ОС.

Выявление вторжений. Аудит системы защиты.

Даже самая лучшая система защиты рано или поздно будет взломана. Обнаружение попыток вторжения является важнейшей задачей системы защиты, поскольку ее решение позволяет минимизировать ущерб от взлома и собирать информацию о методах вторжения. Как правило, поведение взломщика отличается от поведения легального пользователя. Иногда эти различия можно выразить количественно, например подсчитывая число некорректных вводов пароля во время регистрации.

Основным инструментом выявления вторжений является запись данных аудита. Отдельные действия пользователей протоколируются, а полученный протокол используется для выявления вторжений.


Аудит, таким образом, заключается в регистрации специальных данных о различных типах событий, происходящих в системе и так или иначе влияющих на состояние безопасности компьютерной системы. К числу таких событий обычно причисляют следующие:

  • вход или выход из системы;
  • операции с файлами (открыть, закрыть, переименовать, удалить);
  • обращение к удаленной системе;
  • смена привилегий или иных атрибутов безопасности (режима доступа, уровня благонадежности пользователя и т. п.).

Если фиксировать все события, объем регистрационной информации, скорее всего, будет расти слишком быстро, а ее эффективный анализ станет невозможным. Следует предусматривать наличие средств выборочного протоколирования как в отношении пользователей, когда слежение осуществляется только за подозрительными личностями, так и в отношении событий. Слежка важна в первую очередь как профилактическое средство. Можно надеяться, что многие воздержатся от нарушений безопасности, зная, что их действия фиксируются.

Помимо протоколирования, можно периодически сканировать систему на наличие слабых мест в системе безопасности. Такое сканирование может проверить разнообразные аспекты системы:

  • короткие или легкие пароли;
  • неавторизованные set-uid программы, если система поддерживает этот механизм;
  • неавторизованные программы в системных директориях;
  • долго выполняющиеся программы;
  • нелогичная защита как пользовательских, так и системных директорий и файлов. Примером нелогичной защиты может быть файл, который запрещено читать его автору, но в который разрешено записывать информацию постороннему пользователю;
  • потенциально опасные списки поиска файлов, которые могут привести к запуску "троянского коня";
  • изменения в системных программах, обнаруженные при помощи контрольных сумм.

Любая проблема, обнаруженная сканером безопасности, может быть как ликвидирована автоматически, так и передана для решения менеджеру системы.

Unix

Относительно защищенности Unix сведения противоречивы. В Unix изначально были заложены идентификация пользователей и разграничение доступа. Как оказалось, средства защиты данных в Unix могут быть доработаны, и сегодня можно утверждать, что многие клоны Unix по всем параметрам соответствуют классу безопасности C2.

Обычно, говоря о защищенности Unix, рассматривают защищенность автоматизированных систем, одним из компонентов которых является Unix-сервер. Безопасность такой системы увязывается с защитой глобальных и локальных сетей, безопасностью удаленных сервисов типа telnet и rlogin/rsh и аутентификацией в сетевой конфигурации, безопасностью X Window-приложений. Hа системном уровне важно наличие средств идентификации и аудита.


В Unix существует список именованных пользователей, в соответствии с которым может быть построена система разграничения доступа.

В ОС Unix считается, что информация, нуждающаяся в защите, находится главным образом в файлах.

По отношению к конкретному файлу все пользователи делятся на три категории:

  • владелец файла;
  • члены группы владельца;
  • прочие пользователи.

Для каждой из этих категорий режим доступа определяет права на операции с файлом, а именно:

  • право на чтение;
  • право на запись;
  • право на выполнение (для каталогов - право на поиск).

В итоге девяти (3х3) битов защиты оказывается достаточно, чтобы специфицировать ACL каждого файла.

Аналогичным образом защищены и другие объекты ОС Unix, например семафоры, сегменты разделяемой памяти и т. п.

Указанных видов прав достаточно, чтобы определить допустимость любой операции с файлами. Например, для удаления файла необходимо иметь право на запись в соответствующий каталог. Как уже говорилось, права доступа к файлу проверяются только на этапе открытия. При последующих операциях чтения и записи проверка не выполняется. В результате, если режим доступа к файлу меняется после того, как файл был открыт, это не сказывается на процессах, уже открывших этот файл. Данное обстоятельство является уязвимым с точки зрения безопасности местом.

Наличие всего трех видов субъектов доступа: владелец, группа, все остальные - затрудняет задание прав "с точностью до пользователя", особенно в случае больших конфигураций. В популярной разновидности Unix - Solaris имеется возможность использовать списки управления доступом (ACL), позволяющие индивидуально устанавливать права доступа отдельных пользователей или групп.

Среди всех пользователей особое положение занимает пользователь root, обладающий максимальными привилегиями. Обычные правила разграничения доступа к нему не применяются - ему доступна вся информация на компьютере.

В Unix имеются инструменты системного аудита - хронологическая запись событий, имеющих отношение к безопасности. К таким событиям обычно относят: обращения программ к отдельным серверам; события, связанные с входом/выходом в систему и другие. Обычно регистрационные действия выполняются специализированным syslog-демоном, который проводит запись событий в регистрационный журнал в соответствии с текущей конфигурацией. Syslog-демон стартует в процессе загрузки системы.

Windows NT/2000/XP


С момента выхода версии 3.1 осенью 1993 года в Windows NT гарантировалось соответствие уровню безопасности C2. В настоящее время (точнее, в 1999 г.) сертифицирована версия NT 4 с Service Pack 6a с использованием файловой системы NTFS в автономной и сетевой конфигурации. Следует помнить, что этот уровень безопасности не подразумевает защиту информации, передаваемой по сети, и не гарантирует защищенности от физического доступа.

Компоненты защиты NT частично встроены в ядро, а частично реализуются подсистемой защиты. Подсистема защиты контролирует доступ и учетную информацию. Кроме того, Windows NT имеет встроенные средства, такие как поддержка резервных копий данных и управление источниками бесперебойного питания, которые не требуются "Оранжевой книгой", но в целом повышают общий уровень безопасности.

ОС Windows 2000 сертифицирована по стандарту Common Criteria. В дальнейшем линейку продуктов Windows NT/2000/XP, изготовленных по технологии NT, будем называть просто Windows NT.

Ключевая цель системы защиты Windows NT - следить за тем, кто и к каким объектам осуществляет доступ. Система защиты хранит информацию, относящуюся к безопасности для каждого пользователя, группы пользователей и объекта. Единообразие контроля доступа к различным объектам (процессам, файлам, семафорам и др.) обеспечивается тем, что с каждым процессом связан маркер доступа, а с каждым объектом - дескриптор защиты. Маркер доступа в качестве параметра имеет идентификатор пользователя, а дескриптор защиты - списки прав доступа. ОС может контролировать попытки доступа, которые производятся процессами прямо или косвенно инициированными пользователем.

Windows NT отслеживает и контролирует доступ как к объектам, которые пользователь может видеть посредством интерфейса (такие, как файлы и принтеры), так и к объектам, которые пользователь не может видеть (например, процессы и именованные каналы). Любопытно, что, помимо разрешающих записей, списки прав доступа содержат и запрещающие записи, чтобы пользователь, которому доступ к какому-либо объекту запрещен, не смог получить его как член какой-либо группы, которой этот доступ предоставлен.

Система защиты ОС Windows NT состоит из следующих компонентов:

  • Процедуры регистрации (Logon Processes), которые обрабатывают запросы пользователей на вход в систему. Они включают в себя начальную интерактивную процедуру, отображающую начальный диалог с пользователем на экране и удаленные процедуры входа, которые позволяют удаленным пользователям получить доступ с рабочей станции сети к серверным процессам Windows NT.
  • Подсистемы локальной авторизации (Local Security Authority, LSA), которая гарантирует, что пользователь имеет разрешение на доступ в систему. Этот компонент - центральный для системы защиты Windows NT. Он порождает маркеры доступа, управляет локальной политикой безопасности и предоставляет интерактивным пользователям аутентификационные услуги. LSA также контролирует политику аудита и ведет журнал, в котором сохраняются сообщения, порождаемые диспетчером доступа.
  • Менеджера учета (Security Account Manager, SAM), который управляет базой данных учета пользователей. Эта база данных содержит информацию обо всех пользователях и группах пользователей. SAM предоставляет услуги по легализации пользователей, применяющиеся в LSA.
  • Диспетчера доступа (Security Reference Monitor, SRM), который проверяет, имеет ли пользователь право на доступ к объекту и на выполнение тех действий, которые он пытается совершить. Этот компонент обеспечивает легализацию доступа и политику аудита, определяемые LSA. Он предоставляет услуги для программ супервизорного и пользовательского режимов, для того чтобы гарантировать, что пользователи и процессы, осуществляющие попытки доступа к объекту, имеют необходимые права. Данный компонент также порождает сообщения службы аудита, когда это необходимо.