Файл: Макроэкономика и политика (Основные макроэкономические проблемы).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
Введение
Мaкроэкономuка— отрaсль экономической науки, изучaющая поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экoнoмического рoста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса. Она призвана выяcнить, как работает экoномuка в целом, проанализировать уловия, факторы и результаты развития народного хозяйства отдeльно взятого государcтва. А также её cостaвляющuе, ucпользуя при этом cовoкупные экономuчеcкиe показатели (валовой внутренний продукт, нацuональный доход и др.) в их связях с денежным обращенueм, занятостью населения, инвеcтициямu и т. п.
Понятuе «Макроэкономика» cвязано с грeчecкими словами «мaкрoc» что означает «большой», «крупный» и «экономика» — искусство управления хозяйством. Именно поэтoму макроэкономuка как основная часть мaкрoэкономической теории имеет дело с крупными проблемами и величинами. Как самостоятельное научное направление макроэкономика стала формироваться с начала 30-х гг. XX в., в то время как формирование микроэкономики относится к последней трети XIX столетия (Л. Вальрас, К. Менгер, А. Маршалл). Основы макроэкономики были заложены Джоном Мейнaрдoм Кейнсом.
Дж. Кeйнс в своей книге «Общaя теория занятocти, процента и денег» (1936) доказал возмoжность существования в рыночной экономике устойчивого состояния большой безработицы и недоиспользованных производственных мощностей, но при этом правильное налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика государства может воздействовать на производство, сокращая тем самым безработицу и уменьшая продолжительность экономических кризисов. Следовательно, Кейнс обосновал необходимость государственного регулирования экономики как единого целого. Кейнсианская экономическая теория стала доминирующей в сфере макроэкономики и государственной политики. В отличие от микроэкономики, макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины: валовой внутренний продукт (а не выпуск отдельной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночную процентную ставку (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы и тому подобное.
Основные различия между макро- и микроанализом является:
Микроэкономический анализ:
Предмет исследования - Закономерности индивидуальный цен, объемов производства, рынков.
Объекты исследования - Рынки совершенной и несовершенной конкуренции, рынки факторов производства, товаров и услуги, рабочей силы.
Макроэкономический анализ:
Предмет исследования - Предмет макроэкономики-выявление закономерностей развития экономики в целом.
Объекты исследования - Объектами исследования макроэкономики являются -общий уровень национального дохода, занятости, цен и внешнеэкономической деятельности.
Концентрируя внимание на наиболее значимых экономический факторах развития экономики, макроэкономика не учитывает поведение отдельных экономических агентов — фирм, домохозяйств. Макроэкономический анализ предполагает абстрагирование от различий между отдельными рынками и выявление ключевых моментов функционирование целостной экономической системы.
Основные макроэкономические проблемы
Наука макроэкономика занимается вопросами, ответ на которые невозможно найти на микроэкономическом уровне: изучаемые макроэкономикой проблемы являются общими для экономики в целом. Макроэкономическими проблемами можно назвать:
-Экономический рост, экономические циклы. Что такое экономический рост? Как определить темпы экономического роста? Какие факторы могут влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет на развитие рассматриваемой страны?
-Безработица. Кто такие безработные? Является ли безработица положительным или губительным фактором для экономики? Как бороться с безработицей? Как можно определить различные уровни безработицы в стране? На что влияет безработица?
-Общий уровень цен. Что подразумевают под общим уровнем цен? Как изменения в ценовом уровне влияют на состояние экономики? Что такое инфляция? Какая инфляция полезна, а какая вредна?
-Денежное обращение. Уровень ставки процента. Какова роль денег в макроэкономике? Что влияет на общую ставку процента и на что она влияет в экономике?
-Государственный бюджет. Как государство регулирует свои доходы и расходы? Как зависят такие критерии как благосостояние общества или развитие бизнеса в стране от изменений в государственном бюджете?
-Торговый баланс. Как страна осуществляет международную торговлю с другими странами? Как изменения в экспорте и импорте влияют на валютный курс, развитие рассматриваемой страны, состояние мировой экономики?
-Общее экономическое равновесие и условия его достижения;
-макроэкономическая нестабильность, измерение и способы регулирования;
-определение результатов экономической деятельности;
-состояние государственного бюджета и платежного баланса страны;
-цикличность экономического развития;
-оптимизация внешнеэкономических связей;
-социальная защита населения и другие.
Макроэкономическая политика
Макроэкономическая политика— это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса.
Также макроэкономическая политика — это государственная политика, целью которой является ограничение уровней безработицы и инфляции, поддержка роста экономики, предотвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного функционирования экономики. В макроэкономической политике выделяют, в частности, налогово-бюджетную, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политики. Как правило, макроэкономическая политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе экономического цикла находится страна: подъёме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране.
Макроэкономика использует в своем анализе агрегированные или совокупные величины, характеризующие движение экономики как единого целого:
- Валовой национальный продукт
-Общий уровень цен
-Рыночную ставку процента
-Уровень инфляции
-Уровень занятости и безработицы
Основными макроэкономическими показателями являются: валовой национальный продукт, темп его роста, темп инфляции и уровень безработицы.
Задачи макроэкономической политики определяются теми требованиями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период времени. Поэтому, в зависимости от состояния экономического развития, меняются не только задачи макроэкономической политики, но и ее виды (антициклическая, антиинфляционная, экономического роста, стабилизации). В настоящее время макроэкономическая политика стран с развитой рыночной экономикой направлена на достижение следующих задач:
-обеcпечение устойчивого роcта экономики, позволяющего достичь более высокого качества и уровня жизни населения;
-обеспечение высокой занятости (при небольшой вынужденной безработице), которая предоставляет возможность всем индивидам реализовать свои производственные способности и получить доходы в зависимости от качества и количества затраченного труда;
-обеспечение социальной защищенности, гарантирующей достойное существование безработных, нетрудоспособных, престарелых и детей;
-обеспечение экономической свободы, предоставляющей экономическим субъектам возможность выбирать сферу деятельности и модель экономического поведения;
-обеспечение общеэкономической безопасности;
-достижение оптимального платежного баланса, обеспечивающего установление равновесия в международных товарных и денежных потоках, стабилизацию курса национальной валюты.
Цели макроэкономической политики (макроэкономики):
Поддержание высокого уровня национального производства, и постоянных темпов роста экономики, без спадов.
Высокий уровень занятости и низкий уровень вынужденной безработицы
Осуществление рационального рыночного ценообразования для поддержания стабильности цен
Равновесие экспорта и импорта
Стабильность валютного курса
Проблемы составляющие предмет макроэкономики:
Национальное производство— измерение национального объема производства и осуществление необходимых мер для поддержания постоянных темпов экономического роста.
Занятость— макроэкономическая нестабильность, цикличность развития, безработица
Уровень цен— вмешательство государства в экономическое развитие для снижения инфляции и улучшения благосостояния граждан
Внешнеэкономическое развитие— сотрудничество с другими странами
Инструменты макроэкономической политики
Макроэкономическая политика государства проводится Правительством и Центральным банком. Выделяются следующие ее инструменты: бюджетно-налоговая, кредитно-денежная, социальная и внешнеэкономическая.
Инструменты макроэкономической политики – это рычаги, позволяющие обществу через воздействие на макроэкономический механизм поддерживать стабильный уровень цен, стабильный рост национального объема производства, высокий уровень занятости и баланс внешнеэкономической деятельности.
Фискальная политика
Фискальная политика— стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменений параметров совокупных издержек. Основными инструментами данной политики являются чистые налоги и государственные закупки товаров и услуг. Если в стране рецессия, то правительство может либо увеличить закупки, либо уменьшить налоги, с целью увеличить совокупный выпуск. Если же подъем или перегрев экономики, то, наоборот, снизить закупки или увеличить налоги.Одна из многих положительных черт фискальной политики заключается в том, что данную политику относительно проще проводить государством, чем монетарную, поскольку правительство не принимает специальных, отдельных решений для исполнения фискальной политики. К тому же, представители кейнсианской школы предположили, что при проведении монетарной политики легче управлять процентной ставкой, но инвестиции от этого особо не изменяются.Фискальная политика имеет и свои недостатки. Государство, как и любой другой макроэкономический агент может нести убытки, то есть иметь дефицит государственного бюджета. Большой запас избыточных средств также вреден для государства. Неграмотное проведение фискальной политики может обернуться серьёзным дисбалансом в государственном бюджете. Основной проблемой фискальной политики экономисты называют эффект Crowding-out( эффект вытеснения), когда при росте государственных расходов, из-за определенной реакции на рынке заемных средств, снижается объем инвестиций в страну, что замедляет темпы развития страны.
Стимулирующая политика
Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаях.
Сдерживающая политика
Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева» экономики. В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать её высоких темпов в случае экономического бума.
Автоматическая или дискреционная
Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую. Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая своё состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для неё автоматически снизились.
Монетарная политика
монетарная политика— стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменения Центральным Банком предложения денег. Чтобы изменять предложение денег в обращении, Центральный Банк может изменять норму обязательных резерв для коммерческих банков, оперировать на открытом рынке, то есть продавать или покупать государственные облигации у населения, или же напечатать деньги.
Преимущество монетарной политики состоит в том, что банковская система реагирует быстрее на монетарную политику, нежели на фискальную. Стимулирующая монетарная политика также выгодна не только населению, но и коммерческим банкам, поскольку при увеличении денежной массы банки могут выдавать больше кредитов.Как недостаток монетарной политики можно выделить то, что изменение предложение денег зависит не только от Центрального Банка, но и от рациональности коммерческих банков и поведения домохозяйств, что нередко делает монетарную политику более длительной по исполнению, чем фискальная.
Необходимо учитывать также то, что каждый из инструментов вовлекает в совместное движение массу дополнительных компонентов и факторов, оказывающих дополнительное воздействие на макроэкономику.
В связи с этим макроэкономические инструменты представляются также как политические факторы, влияющие на макроэкономику наряду с внешними факторами и побудительными факторами или целями макроэкономики.
Заключение
Мaкрoэкoномичecкaя политика - гоcударствeннaя политика, цeлью которoй являeтся ограничeние уровнeй безработицы и инфляции, поддeржка роста экономики, предoтвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного функционирования экономики. В макроэкономической политике выделяют: налогoво-бюджетную, денeжно-кредитную и внешнеэкономичеcкую политики.
Макроэкономическая политика государства, как прaвилo, зависит от coстояния эконoмики данной cтраны, т.е. от того, на какой фазе экономического цикла находится страна: рецессии или подъёме. Если страна находится в рецeccии, то власти проводят стимулирующую политику, чтобы вывести страну из дна,а если cтрана испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую политику, чтобы не допустить высоких темпов инфляции в стране.
В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе,экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Правильное построение как политических так и экономических рычагов управления государства, ведет к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства.