Файл: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА (ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 411
Скачиваний: 7
Условия жизни ребенка не прямо и непосредственно определяют его психическое и нравственное развитие. В одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности личности, прежде всего из-за того, в каких взаимоотношениях со средой находится человек, какие влияния от нее он испытывает, какими биологическими особенностями он обладает. Средовые влияния воспринимаются в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства ребенка они преломляются, какие генетические черты у него есть.
В семьях с прочными, теплыми эмоциональными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации и др. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. Напротив, чем меньше тепла, ласки, заботы получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей (гипоопека) по самым разным причинам, в том числе объективным, нередко вызывают у последних эмоциональный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности, зависть и другие негативные переживания.
Дефицит общения с негативными последствиями может возникать и по таким внешне уважительным причинам, как загруженность родителей на работе, их длительные служебные командировки, хронические болезни и т.д.
Особо остановимся на психологических контактах ребенка в семье. Такое отчуждение ребенка родителями - не единственная причина формирования личности преступника. Нередко это происходит иным путем: у ребенка и подростка есть необходимые эмоциональные связи с родителями, но именно последние демонстрируют ему пренебрежительное отношение к нравственным и правовым запретам, образцы противоправного поведения (например, постоянно пьянствуют, учиняют хулиганские действия и т.д.). Подросток сравнительно легко усваивает эти образцы, соответствующие им взгляды и представления, которые вписываются в его психологию и начинают стимулировать его поступки.
Криминогенные последствия может иметь и такой недостаток семейного воспитания, когда при отсутствии теплых эмоциональных отношений и целенаправленного нравственного воспитания окружающие заботятся об удовлетворении лишь материальных потребностей ребенка, не приучая его с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей перед окружающими, соблюдению нравственных норм. По существу, здесь проявляется равнодушие к тому, каким он станет.
Необеспечение ребенка родительской заботой и попечением могут иметь место в явной, открытой форме. Чаще всего это случаи, когда его бьют, издеваются над ним, иногда очень жестоко, выгоняют из дома, не кормят, никогда не проявляют заботы и т.д., нанося ему незаживающие психические травмы. Неприятие своего ребенка может быть и скрытым, связи между родителями и детьми в этих случаях как бы нейтральны, эмоционально никак не окрашены, каждый живет по-своему и мало интересуется жизнью другого. Такие отношения выявить всегда трудно, их обычно скрывают и родители, и дети, причем делают это скорее непреднамеренно.
Нередко дети предоставлены сами себе в семьях, в которых много детей или в которых родители слишком заняты работой. Но это не должно быть для родителей оправдывающим обстоятельством.
В результате эмоционального отвергания родителями ребенка, его неприятия или лишения родительской ласки и попечения в его психике чаще на бессознательном уровне формируются тревожность, беспокойство, боязнь утраты себя, своего "я", своего положения в жизни, ощущение враждебности, даже агрессивности окружающего мира. Эти качества из-за отсутствия надлежащих воспитательных воздействий или, напротив, в результате негативных влияний затем закрепляются в процессе общения в различных коллективах - в учебных, трудовых и т.п. и под влиянием субъективно значимых условий жизни индивида.
Огромное влияние на формирование личности оказывает ее неформальное социальное окружение, сверстники подростка. Неформальные группы сверстников с антиобщественным поведением чаще всего представляют собой объединение в прошлом отвергнутых семьей детей - и юношей, и девушек. Их сближение в рамках такой группы происходит обычно очень быстро, так как они представляют друг для друга социальную и психологическую ценность. Это как бы замещающая семья, их коллективный отец.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе мною раскрыто понятие личности преступника, рассмотрены факторы, влияющие на формирование личности преступника, рассмотрена типология и классификация личности преступника в современной литературе. Исходя из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Личность преступника - личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или не проявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата.