Файл: Кинодокументирование. Появление, развитие. Видеозапись. Фотодокументирование. Появление, развитие, применение.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 4
Таким образом, фотодокументирование вошло в нашу жизнь два века назад и прочно закрепилось в ней, постепенно развиваясь и совершенствуясь, захватывая все больше и больше сфер человеческой деятельности, в итоге став неотъемлемой частью цивилизации.
Глава II. Кинодокументирование
1 История возникновения и носители
С фотодокументированием тесно связано кинодокументирование, появившееся благодаря изобретению фотографии и, естественно, позднее. Кино - это по существу динамическая фотография. В результате киносъемки на пленке получается изображение, представляющее собой ряд фотографических снимков, содержащие последовательные статические фазы движения. При проекции этих изображений на экран, вследствие быстрой смены кадров, движение воспринимается как непрерывное. Связано это с тем, что возбуждение сетчатки глаза, вызываемое проекцией изображения отдельного кадра, не успевает затухнуть, пока данный кадр не сменится другим, который содержит изображение следующей неподвижной фазы движения. В результате последовательные статичные фазы сливаются в зрительном человеческом восприятии. Причем оптимальной является смена 24 кадров в секунду.
Родословная кино также уходит в глубь столетий. Еще древнегреческий ученый Птолемей обратил внимание на способность человеческого глаза задерживать в течение нескольких мгновений зрительные впечатления. Он обнаружил, что если быстро вращать черепок, окрашенный с одной стороны в красный, а с другой стороны - в белый цвет, черепок кажется розовым. Этот эффект впоследствии был назван инерцией зрения или памятью зрения.
Другой предпосылкой стало изобретение так называемого «волшебного фонаря», принцип действия которого был известен еще древнеегипетским жрецам и оказался востребован в середине XIX в. В основу его конструкции положен вращающийся круг с нанесенными рисунками. С помощью зеркал можно было передать изображение на экран.
Однако решающими стали успехи в различных областях науки и техники, достигнутые к концу XIX в.:
Изобретение хронографии, т.е. покадровой съемки последовательных фаз непрерывного движения.
Использование ленточного перфорированного носителя изображения.
Осуществление проекции изображения непрерывного движения на экран.
Создание механизма прерывистого движения светочувствительной пленки в процессе съемки и при кинопроекции.
В результате уже в 1880-е гг. были изобретены первые киносистемы. Разработку одной из них осуществил француз О.Ле Пренс, первым применивший гибкую целлулоидную светочувствительную ленту и частоту съемок 16 кадров/сек. Исследования активно проводились и в других странах - Англии, США, Германии. Однако рождение кинематографа впоследствии оказалось связано с именем братьев Люмьер, которым в 1895 г. удалось не только осуществить киносъемки, но и впервые организовать публичный показ кинофильма. До конца XIX столетия французами было отснято около 2 тыс. фильмов, ставших первыми в мире кинодокументами.
Первой киносъемкой в России явилась съемка коронации Николая II в 1896 г. В том же году, 18 мая, в Петербурге на Невском проспекте был открыт и первый в нашей стране кинотеатр. Уже вскоре кинохроника в России получила довольно широкое развитие. Постепенно на основе производства хроникально-документальных съемок выросла отечественная художественная и научно-популярная кинематография.
В процессе кинодокументирования, т.е. кинематографическим способом, создаются изобразительные или аудиовизуальные документы, получившие название кинодокументы. Они имеют сложную структуру и состоят из кадров, планов (последовательно расположенных кадров, снятых с одной точки), а также звуковой составляющей, т.е. органически сочетают в себе изобразительные, текстовые, музыкальные и шумовые компоненты.
В кинодокументах находят широкое отражение самые различные события и факты реальной действительности. Не случайно на протяжении вот уже более чем столетия кинодокументы широко используются для фиксации информации в различных областях науки и техники, социально-экономической, политической, культурной жизни.
Однако в последние десятилетия кинодокументирование уступает место видеодокументированию. Первые попытки видеозаписи были предприняты еще в 1927 г. англичанином Бэрдом для записи видеосигналов механического телевидения (телевидения с механической разверткой изображения). Это была система механической записи на видеопластинку по типу существовавшей тогда обычной грамзаписи. В 1950-е гг. с распространением электронного телевидения для видеозаписи первоначально также использовались методы записи звука. К тому времени количество этих методов достигло уже трех: механический (на грампластинках), фотографический (в кинофильмах) и магнитный (в магнитофонах). Однако наиболее перспективным оказался разработанный в 1956 г. в США принцип поперечно-строчной записи на магнитную ленту.
Видеозапись обычно осуществляется на магнитную ленту с помощью специальной видеокамеры. При этом изображение преобразуется в последовательность электрических сигналов (видеосигналы), фиксируемых на магнитной ленте. Видеосигнал может быть также синтезирован специальными электронными устройствами. Воспроизведение производится на экране монитора с помощью видеомагнитофона, либо с помощью видеопроекторов, видеопанелей.
Широкое внедрение в видеотехнику цифровых методов и твердотельных матриц (вместо электронно-лучевых трубок и видеокамер) привело к появлению цифровых и твердотельных видеомагнитофонов.
2.2 Область применения кинодокументов
Если раньше мы могли только представлять себе малоизвестное и неведомое - например, то, как выглядит жизнь туземцев с далеких островов или знаменитый подводный корабль "Наутилус" капитана Немо, рожденный фантазией писателя Жюля Верна, - то теперь мы можем все увидеть на экране! Все, что только можно снять - как в реальности, так и с помощью разных трюков - дорисовок, макетов, компьютерных технологий. Теперь уже наша фантазия должна успевать за выдумкой художников и режиссеров. Изобретение кино перевернуло не только нашу жизнь - оно изменило и наши представления о жизни.
Для нас стало привычным видеть мир сразу в нескольких измерениях. За одну минуту четыре-пять раз сменить точку зрения: смотреть на землю то с высоты птичьего полета, то глазами муравья; увидеть человека в толпе - и тут же выделить его лицо, а затем внимательно рассмотреть то, что у него на ладони. Вернуться в прошлое - и мгновенно перейти к настоящему, а то и заглянуть в будущее.
И средство, благодаря которому мы можем так свободно перемещаться во времени и пространстве, доступно каждый день и каждому из нас. Мы пользуемся им, сами порой того не замечая. Оно стало привычным настолько, что ежевечернее кругосветное путешествие (вспомните любую программу телевизионных новостей!) мы воспринимаем как нечто обыденное.
Документальное кино (неигровое кино) - род кинематографа, снимающий реальных людей в реальном окружении реального мира, либо сам этот мир с его событиями и явлениями. Документальное кино может быть разных видов: событийная хроника, кинолетопись (съемки, создаваемые не для оперативных новостных журналов, а для истории), кинофиксация для специальных целей (научные съемки, милицейские протоколы, видеонаблюдение), авторская журналистика, наконец - искусство. Последние два вида, в свою очередь, подразделяются на многие жанры: кинорепортаж, киноочерк, киноисследование, социальная кинопублицистика, кинодневник, кинопутешествие, фильм-портрет, кинопроза, кинодрама, киномелодрама, кинокомедия, кинопоэзия, кинотрагедия… Исчерпать все множество документальных жанров невозможно: они мутируют, видоизменяются, то и дело возникают новые, экспериментальные - на стыке игрового и неигрового кино или различных жанров кино документального, или при скрещивании жанров кинематографических с литературными и музыкальными.
Здесь рассмотрим подробнее один из самых распространенных видов видеодокументирования - видеонаблюдение.
Чаще всего видеонаблюдение применяется в торговых организациях (магазинах, на складах - для недопущения краж), в исправительных учреждениях (на КПП - для недопущения проникновения или побега, а также для обеспечения пропускного режима), в финансово-кредитных учреждениях (в кассах), в детских учреждениях (в целях недопущения нарушения прав ребенка), в медицинских учреждениях (в целях обеспечения режима и борьбы с терроризмом), в офисах различных организаций (для контролем за рабочим временем сотрудников и охраны имущества работодателя и его сотрудников).
С помощью видеонаблюдения выявляются: хищение и присвоение имущества, иные преступления (например, распространение наркотических средств в зданиях школ, медицинских учреждений), нарушение трудового порядка (в том числе нарушение режима рабочего времени), аморальное поведение и жестокое обращение с детьми, нелояльное отношение сотрудников (которое теоретически может вылиться в дела о защите чести и достоинства).
Применение результатов видеонаблюдения для наказания нарушителей дисциплины встречается почти так же часто, как и применение снятого для подтверждения совершенных правонарушений.
Базовая задача систем видеонаблюдения обеспечивать безопасность, но с каждым годом функционал видеонаблюдения расширяется, порой открывая обществу неожиданные грани использования видеонаблюдения. Например, видеонаблюдение «как искусство»: современные художники создают свои произведения при помощи специальных программ и снимков человеческих лиц, сделанных камерами видеонаблюдения на улицах. Наблюдение за поведением в общественных местах становится тоже все изобретательным, превращаясь в «искусство наблюдения».
Ну и вновь вернемся к медицине.
Практика видеодокументирования работы хирургов широко распространены для целей обучения молодых специалистов, анализа работы врачей, отработки профессиональных навыков, сохранения уникального опыта, создания обучающих фильмов.
Научный мир также взял видеонаблюдение себе на вооружение. Благодаря камерам видеонаблюдения ученым представилась возможность реализовать проекты, которые раньше казались нереалистичными. Система видеонаблюдения позволяет фиксировать все незначительные изменения опытных образцов круглосуточно, при этом архивируя всю полученную информацию. Видео, полученное в результате видеонаблюдения, можно просмотреть, воспользовавшись удобным поиском по дате, времени, детекции движения.
Глава III. Фонодокументирование
1 История возникновения и носители
Научившись с помощью письма закреплять и передавать информацию во времени и пространстве, человек с давних пор пытался зафиксировать на материальном носителе свою речь, звук. Решение этой задачи во многом было продиктовано общественными потребностями. Дело в том, что звукозапись позволяет в несколько раз ускорить процесс документирования. Например, для записи одной страницы текста рукописным или машинописным способом требуется не менее 9 минут, тогда как диктофон позволяет это сделать всего лишь за 3 минуты. Кроме того, даже самые лучшие стенограммы не в состоянии в точности передать сказанное в речи, выступлении и т.п., хотя бы уже потому, что значительная доля информации (по некоторым данным до 40 %) заключена в интонации говорящего.
Однако лишь в 1807 г. физик Т.Юнг сумел впервые закрепить следы колебаний звука на закопченной бумаге. И только в 1877 г. американскому изобретателю Т.Эдисону удалось создать аппарат, получивший название фонограф, с помощью которого производилась не только запись, но и воспроизведение звука, сначала на валике с оловянной фольгой, а затем на восковом валике. Параллельно в разных странах велись разработки других способов механической звукозаписи. В частности, француз Ш.Кро предложил идею, а немец Э.Берлинер осуществил на практике запись звука не на вращающийся цилиндрический валик, а на цинковый диск. Так в 1888 г. был изобретен граммофон. В отличие от восковых валиков, с диска оказалось гораздо удобнее делать копии, поэтому вполне закономерно фонограф постепенно был вытеснен граммофоном.
Одними из первых увидели пользу звукозаписи коммерсанты. Они, к примеру, рекомендовали приобретать фонографы прежде всего завещателям наследства, которые бы высказывали с его помощью свою предсмертную волю без оформления письменных заверенных завещаний. Трудно переоценить значение изобретения звукозаписи для развития культуры. Уже в первые десятилетия существования отечественной грамзаписи, начало которой в России было положено в 1899 г., удалось записать и тем самым сохранить для потомков голоса многих выдающихся деятелей культуры, искусства, политиков, ученых и т.д. На фоновалики в начале века были записаны, в частности, голоса Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, ряда известных артистов.
Механическая звукозапись на протяжении многих десятилетий была основным способом фонодокументирования, пока не уступила место магнитной звукозаписи. Идею о возможности использования явления остаточной намагниченности для записи звука высказал еще в 1870 г. Смит. Первый аппарат магнитной записи, названный телеграфоном, был запатентован в 1898 г. Его построил и изобрел датский инженер В.Поульсен, использовавший для записи звука остаточное намагничивание стальной проволоки или ленты. Однако низкое качество звука не позволяло использовать это изобретение в практических целях на протяжении трех десятков лет. Оно оказалось востребованным лишь в первой половине 1930-х гг., после того как были изобретены порошковая магнитная лента и электронные усилители записи и воспроизведения сигналов, обусловившие появление магнитофона. Электромагнитная запись звука дала возможность не только документировать человеческую речь, но и корректировать записи.