Файл: Система органов местного самоуправления (основы системы органов местного самоуправления).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы системы органов местного самоуправления
1.1 Понятие и сущность органов местного самоуправления
1.2 Система органов местного самоуправления
2. Органы местного самоуправления как элемент полноценной системы
2.1 Структура и функции представительного органа муниципального образования
Введение
В современных условиях местное самоуправление рассматривается в качестве одной из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. За период, прошедший после принятия Конституции России 1993 года, местное управление, кардинальным образом реформировано и обрело новый конституционный статус, отвечающий интересам самоорганизации населения в решении вопросов местного значения.
Местное самоуправление представляет самостоятельный уровень реализации народом своей власти. При этом власть на уровне самоуправления народ осуществляет как самостоятельно (путем различных форм волеизъявления), так и через органы местного самоуправления.
Актуальность темы исследования определяется огромной ролью органов местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым, активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.
Предметом исследования является система органов местного самоуправления.
Объектом исследования органы местного самоуправления, уяснения их места и роли в системе народовластия.
Цель исследования состоит, в попытке возможно более полного системного анализа сущности местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, важнейшей составной части системы демократии в нашей стран, исследовании понятия, существенных признаков, функций органов местного самоуправления, выявлении глубинных связей и опосредований, реально складывающихся между содержанием и функциональными проявлениями системы органов местного самоуправления и механизма народовластия.
Эти цели предопределили конкретные задачи исследования:
- исследовать роль и значение органов местного самоуправления;
- исследовать принципы организации органов местного самоуправления, их отражение в действующем законодательстве, влияние на формирование основ местного самоуправления;
- раскрыть многофункциональный характер системы органов местного самоуправления как территориальной организации публичной власти.
1. Основы системы органов местного самоуправления
1.1 Понятие и сущность органов местного самоуправления
Конституция РФ определяет Российское государство как демократическое и закрепляет важнейшие его устои, в том числе право граждан на местное самоуправление. Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями на 3 мая 2011 г.) закреплено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории России (ст. 1).
Конституция РФ в ст. 3 устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который реализует свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, т.е. государственное устройство Российской Федерации, базируется на трехуровневой организации публичной власти. Народ осуществляет свою власть непосредственно (путем прямого волеизъявления) и через систему публичной власти, которая осуществляется в формах государственной власти Российской Федерации (органы государственной власти), государственной власти субъектов РФ (органы государственной власти субъектов) и местного самоуправления (органы местного самоуправления). Каждый из этих уровней публичной власти организационно обособлен. Специфика местного самоуправления состоит в том, что оно является одновременно элементом государственного устройства и системы управления государством, самостоятельным уровнем публичной власти и элементом самоорганизации граждан.
Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, определенных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (п. 2 ст. 1).
Сущность органов местного самоуправления заключается в обеспечении порядка и стабильности в государстве, которые во многом зависят в первую очередь от местной власти. Одна из основ гражданского общества — наличие не зависящей от государства сферы общественных отношений, в которые вступают свободные индивиды, преследующие свои цели и интересы. В связи с этим местное самоуправление выступает как организация власти на местах. Четкая регламентация работы органов местного самоуправления, а также иных вопросов, касающихся сущностных аспектов местного самоуправления — залог успешного развития государства в целом.
Главнейшее условие местного самоуправления — самоорганизация населения. Оно должно создаваться снизу вверх. Важнейшим этапом в создании органов местного самоуправления стало принятие Конституции РФ в 1993 г., которая закрепила общетеоретическую конструкцию местного самоуправления как автономную систему деятельности населения определенной территории по решению вопросов местного значения.
Выделение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное. Органы местного самоуправления самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти.
1.2 Система органов местного самоуправления
Под системой органов местного самоуправления понимается совокупность самоуправляющихся структурных единиц, действующих в муниципальном образовании, объединенных едиными целями и задачами по обеспечению и решению вопросов местного значения.
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 года - далее «Закон» дает перечень органов местного самоуправления, которые закреплены в статье 34 главы 6 настоящего закона.
Согласно данной статье, систему органов местного самоуправления составляют:
- представительный орган муниципального образования;
- глава муниципального образования;
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования, контрольный орган муниципального образования;
- иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В законе установлен перечень обязательных органов входящих в структуру местного самоуправления, которые в обязательном порядке должны быть в муниципальном образовании. Таковыми являются:
- представительный орган муниципального образования;
- глава муниципального образования;
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования.
Данный закон хоть и устанавливает обязательный перечень органов, которые должно иметь каждое муниципальное образование, но и не ограничивает перечень органов и должностных лиц, которые могут иметь в своей структуре органы местного самоуправления.
Число создаваемых органов местного самоуправления, их структура и объем компетенции различаются, как правило, в зависимости от следующих факторов:
- Типа муниципального образования;
- Численности жителей муниципального образования;
- Возможностей социально-экономического развития муниципального образования;
- Исторических и иных местных традиций;
- Национальных обычаев;
- Политических интересов;
- Других особенностей.
Закон (в ст. 34) устанавливает порядок определения структуры органов местного самоуправления в случае создания новых муниципальных образований и в случае их преобразования. В данном случае закон 2003 г. закрепляет два способа определения структуры органов местного самоуправления:
- непосредственно: населением на местном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан;
- опосредованно: представительным органом муниципального образования.
Установленная структура должна быть закреплена в уставе муниципального образования, в нем же должны отражаться и любые изменения в структуре органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют единую систему, в которой по закону 2003 г. реализован принцип разделения властей.
2. Органы местного самоуправления как элемент полноценной системы
2.1 Структура и функции представительного органа муниципального образования
В связи с невозможностью осуществлять процесс принятия решений непосредственно всеми жителями возникла потребность во введении института представительства.
Представительный орган местного самоуправления - это орган, избранный населением муниципального образования, обладающий правом представлять его интересы и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, представительный орган поселения не формируется. Его полномочия осуществляются сходом граждан.
Существует два способа формирования представительного органа муниципального района:
- Формируется из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава. Он формируется по первому варианту, если такое решение в течение 1 года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем 2/3 поселений, входящих в состав муниципального района.
- Может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района.
Приступает к работе представительный орган после избрания 2/3 от установленного числа депутатов – эта норма называется нормой представительства.
Срок, на который избирается представительный орган, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. В случае досрочного роспуска не позднее, чем через 3 месяца должны быть назначены новые выборы.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся следующие вопросы:
- Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
- Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
- Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
- Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- Определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
- Определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
- Контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения[1].