Файл: История преподавания психологии в России (Методика преподавания психологии в средних классах).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
Введение
В системе наук психология занимает особое место. История преподавания психологии в России, как и история психологии в целом интересовали многих исследователей. Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, а также эмпирический опыт людей. Но как давно начал данный опыт аккумулироваться в России? С какими трудностями столкнулась психология в процессе своего становления как наука и как учебная дисциплина? Какие этапы были пройдены в процессе формирования?
Психология, как и любая другая наука, стремилась к обобщениям, объективности, точности, рациональности, оперируя строгими научными понятиями и методами.
Актуальность обуславливается необходимостью системного формирования этапов становления отечественной психологии как учебной дисциплины, интерес к которой со стороны исследователей не иссякает.
Постоянное совершенствование системы образования, новые данные о потенциальных возможностях развитиям обучающихся, углубление понимания самоценности индивида и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, - все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание формирование правильного отношения к психологии и истории становления дисциплины.
Методы исследования:
- изучение литературных источников;
- сравнительный анализ;
Задачи:
1. Изучить научно - методическую литературу об этапах преподавания психологии в России.
2. Охарактеризовать основные этапы формирования отечественной психологии.
3. Дать общую характеристику факторов, влияющих на правильное отношение к психологии.
Предмет исследования: организация и проведение анализа этапов истории преподавания психологии в России.
- Исторические этапы преподавания психологии в России в XIII - XX веках
Преподавание психологии в светских учебных заведениях длительное время находилось под сильным влиянием традиций, сложившихся в рамках богословского образования. В духовной школе психология как учебный предмет была введена почти на целое столетие раньше, чем в светской школе, а процесс преподавания был более стабильным. В духовных академиях предусматривалась и подготовка преподавателей психологии.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений - психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. Вскоре, в 1885 г., В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
В начале XX в. начинается интенсивное развитие экспериментальной и прикладной психологии, сопровождаемое ростом интереса к этой науке. Развивается и психологическое образование. После 1905 г. преподавание психологии в высших учебных заведениях претерпевает коренные изменения. Увеличивается количество курсов по психологии, число отводимых на эти курсы часов. Возрастает количество преподавателей, а также количество слушателей. Помимо лекций организуются семинары и просеминары, практические занятия по экспериментальной психологии. Лекции по психологии начинают сопровождаться демонстрацией приборов, постановкой иллюстративных опытов. Это было значительным нововведением в практике преподавания психологии. Психология стала преподаваться как эмпирическая наука.
В 20-30-х гг. психология развивалась в достаточно сложных социально-политических условиях. Ее развитие как учебной дисциплины после революции 1917 г. было тесно связано с общей радикальной перестройкой всей системы образования. На примере Московского Университета можно увидеть, что после упразднения филологического факультета (1921) преподавание психологии осуществлялось на факультете общественных наук, физическом, медицинском и этнологическом факультетах. В 1921 г. в университете была создана кафедра медицинской психологии, которой заведовал профессор А. Н. Бернштейн.
В 1925 г. из состава университета был выведен Психологический институт. После выведения из состава университета гуманитарных факультетов (1931) преподавание психологии прекращается. В период 1931-1941-х гг. психология не преподавалась в Московском университете; не проводилось и никаких научных исследований. Прекратила функционировать сложившаяся система подготовки психологических кадров.
На преподавание психологии в педагогических институтах в 20-30-х гг. значительное влияние оказало распространение идей педологии как комплексной науки, объединяющей знания о развитии ребенка, накопленные в педагогике, психологии, физиологии. Такое положение сохранялось вплоть до 1936 г., когда педология была запрещена.
С начала 40-х гг. в ряде университетов при философских факультетах открываются психологические отделения, и таким образом впервые начинается подготовка профессиональных психологов.
В 1941 г. в составе Московского университета был восстановлен философский факультет, на котором в 1942 г. была учреждена кафедра психологии. Ее заведующим был назначен профессор С. Л. Рубинштейн. Целью преподавания психологии была серьезная теоретическая подготовка специалистов и обеспечение совершенного владения методами экспериментальных исследований и эмпирической работы.
В 50-х гг. совершенствовалось также преподавание психологии для студентов педагогических институтов. Традиционными темами или учебными курсами были: общая, возрастная и педагогическая психология. Помимо лекций начали проводиться практические занятия по психологии. В 1970 г. появился учебник по психологии под редакцией А. В. Петровского для студентов педагогических институтов
В течение 70-80-х гг. продолжалось постепенное расширение психологического образования. В конце 80-х гг. возрос интерес российского общества к психологии, психологам и психологическому образованию. В конце 90-х годов в России было уже 90 психологических факультетов. Подготовка психологов по полной вузовской программе стала массовой.
Цели, длительность, структура и содержание обучения психологии в значительной степени определяются национальной системой образования, историческими традициями, уровнем развития и статусом психологии как науки. Психологию изучают студенты, которые специализируются в области психологической науки и практики, а также студенты других специальностей, таких как педагогика, медицина, юриспруденция, социальная работа и др.
Профессионально-психологическое образование в России предполагает различный набор изучаемых предметов. Оно может быть исключительно психологическим, а может включать в той или иной мере изучение предметов из других областей знания. Изучение биологических и социальных наук как смежных с психологией является достаточно типичным явлением. Общеобразовательные предметы включаются в учебные программы психологов в России В то же время во многих европейских странах студенты-психологи не изучают предметы общеобразовательного цикла. Учебные дисциплины, относящиеся к собственно психологическому образованию, могут быть разделены на две основные группы: фундаментальные и прикладные. Перечень дисциплин может быть различным по названиям и количеству, но предметное содержание, которое раскрывается в них, в значительной степени сходное. В последнее десятилетия так же произошло значительное расширение преподавания психологии в старших классах средних учебных заведений.
Принципы обучения - это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения. Принципы зависят от целей обучения и дидактической концепции.
Принципы преподавания психологии опираются на общедидактические принципы обучения. Однако их использование в обучении психологии имеет свою специфику. В чем она проявляется? Какие специфические принципы важны именно для изучения психологических дисциплин?
Поскольку принципы зависят от целей обучения, то некоторые из них актуальны только для определенных образовательных программ (среднего общего, среднего специального, высшего образования), другие же справедливы для всех:
Принцип научности |
Требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии |
Принцип системности |
Предполагает, что учебный материал изучается в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине. |
Принцип единства рационального и эмоционального |
В соответствии с этим принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда студенты и учащиеся осознают цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, проявляют осознанный интерес к знаниям. |
Принцип единства теоретического и эмпирического знания. |
Данный принцип является конкретизацией дидактического принципа единства конкретного и абстрактного. В соответствии с этим принципом в преподавании психологии должны оптимально сочетаться, в одной стороны, описание теоретических идей, их логические обоснования и, с другой стороны, конкретные эмпирические факты, на которые они опираются, конкретные примеры, которые их иллюстрируют. |
Принцип доступности |
Заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения с типом студентов или учащихся, их образовательными намерениями, возрастными особенностями, уровнем их развития. |
Принцип наглядности |
заключается в использовании органов чувств и образов при обучении. Важнейшее значение имеют зрительные образы. |
Принцип активности в обучении |
Заключается в том, что эффективное усвоение знаний студентами и учащимися происходит только в том случае, когда они проявляют самостоятельную активность в обучении. |
Принцип связи изучения психологии с жизнью, с практикой. |
Этот принцип особенно важен в школьном преподавании психологии. Он заключается в том, что психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются учащиеся. |
Обучение психологии должно носить развивающий характер. |
Этот принцип опять-таки особенно важен в школьном преподавании психологии. Уроки психологии выполняют здесь особую миссию. В результате изучения курса психологии главную ценность представляет не знание психологических теорий, понятий, закономерностей, а лучшее понимание учащимися внутреннего мира других людей и самих себя. |
Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения психологии. |
Психология как учебный предмет имеет большую специфику по сравнению со всеми другими дисциплинами. С одной стороны, это наука, которая имеет свое объективное предметное содержание, так же как другие естественные и гуманитарные науки. Поэтому она должна изучаться объективно и беспристрастно. |