Файл: Способы активизации творческого мышления (Понятие мышления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процессом активизации творческого потенциала и решения творческих проблем является «Синектика». Базовые положения метода синектики были предложены В. Гордоном и Д. Принцем в 1950 годах. Однако в настоящее время авторство синектики, приписывается В. Гордону, который разработал основные принципы и процедуры метода и опубликовал их в своей книге.

Синектика представляет собой метод групповой творческой активности, основанный на сознательном управлении подсознательной активностью и на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников.

Методологической основой данного метода являются принципы единства мира, всеобщей связи и аналогии и теоретическое предположение, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны между собой, физически, психологически или символически.

В этом смысле синектика понимается как процесс открытия или создания новых связей, как синтез новых творческих идей и решений. Сущность синектики состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное новым и незнакомым. При этом превращение давно знакомого в незнакомое осуществляется путем разрыва уже существующих смысловых связей и создания нового, "свежего" контекста. Для облегчения, алгоритмизации данного процесса в синектике используются два вида механизмов, приемов или операторов:

1. Неоперационные механизмы, которые объединяют такие психические процессы как интуиция, вдохновение, абстрагирование, свободное размышление, использование отдаленных ассоциаций, применение неожиданных метафор.

2. Операционные механизмы включают такие сознательно применяемые приемы как:

1. Прямая аналогия; 

2.Личная аналогия (эмпатия); 

3.Символическая аналогия.

4.Фантастическая аналогия.

Среди преимуществ синектики можно выделить следующие: а) метод представляет собой внутренне управляемую, направленную и алгоритмизированную процедуру получения качественных решений; б) метод позволяет отыскать наиболее оригинальные идеи и решения; в) метод способствует активизации и развитию творческого воображения и способностей участников, формирует у них особый вид мышления и видения; г) синектика легко комбинируется с другими методами активизации творчества.

Соответственно недостатками и ограничениями синектики являются:

а) применение метода синектики требует высокого мастерства руководителей творческих групп, а их подготовка требует большого количества времени и связана со значительными материальными затратами;


б) синектика не включает предварительного анализа проблемы или задачи; в) метод основан на принципе взаимосвязи и аналогии между объектами и явлениями и не учитывает другие универсальные принципы развития сложных систем и закономерности творческого мышления.

Третьим китом активизации творчества является морфологический анализ или метод многомерных матриц, предложенный в 1942 году Ф. Цвики

Методологической основой метода является принцип системного анализа новых связей и отношений, процессов и явлений. Исходная идея метода многомерных матриц состоит в понимании нового, как неожиданной комбинации известных элементов, процессов, идей или комбинации известного с неизвестным. При этом матричный метод позволяет это сделать не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно. 

Данная модель основывается на понимании творческого процесса как последовательности двух этапов: комбинирования элементов знания и последующего отбора полезных комбинаций. А. Пуанкаре. В то же время необходимо отметить, что по мнению А.Пуанкаре генерирование и отбор полезных комбинаций происходит на подсознательном уровне, а многочисленные варианты идей, проходя через фильтры, которые пропускают наиболее красивые и гармонически устроенные комбинации, попадают в сознание.

Сущность морфологического анализа заключается в стремлении упорядочить процесс рассмотрения различных вариантов решения и систематически охватить все главнейшие варианты структуры совершенствуемого объекта.

Систематическое комбинирование различных альтернатив позволяет обнаружить варианты, которые ранее не рассматривались. Практическая цель морфологического анализа состоит в создании максимального числа альтернативных идей и комбинаций и составлении наиболее полного списка возможных вариантов решения. Творческим механизмом метода является систематическое создание и выбор наиболее оптимальной комбинаций элементов. 

Алгоритм морфологического анализа представляет собой построение многомерных таблиц, в которых вертикальной осью являются основные параметры, характеристики, переменные или факторы объекта, процесса или проблемы, а на горизонтальной оси указывается возможно большее число известных вариантов реализации этих параметров. На заключительном этапе выписывается как можно большее число комбинаций альтернативных вариантов и выбор наиболее эффективных и функционально ценных. 

В свою очередь на основе «Морфологического анализа» сегодня разработано ряд таких эффективных методов как: Списки атрибутов. Метод ассоциаций атрибутов (Р. Кроуфорд, A. Ван Ганди). Система SCIMITAR (Д. Карсон). Метод детализации компонентов (Вэйкин). Модификационная матрица последовательности действий. «Морфологические принудительные связи» (Д. Коберг и Д. Багналл).


Преимущества морфологического анализа состоят в следующем: а) метод позволяет создавать наиболее полные списки вариантов решения проблемы; б) метод позволяет находить новые, неожиданные и оригинальные идеи; в) метод эффективен при решении прикладных проблем и конструкторских задач, проектировании новых машин и поиске новых технологических и решений; г) простота формы и эффективность метода; д) преимущество данного метода в том, что его может использовать каждый сотрудник индивидуально.

В то же время недостатки и ограничения метода включают следующие характеристики : а) информационная избыточность морфологических матриц, наличие большого числа вариантов решений; б) упрощенность подхода к анализу объекта и отсутствие критериев выбора существенных параметров системы; в) данный метод не гарантирует, что будут учтены все параметры исследуемой системы; г) трудоемкость метода, необходимость рассмотрения большого числа вариантов, затруднительность выбора оптимального решения; д) отсутствие критериев и процедур выбора решений из полученной совокупности вариантов; е) морфологический анализ увеличивает вероятность получения эффективного решения, но не гарантирует его. 

В связи с этим резервом совершенствования данного метода, является проведение полного и глубокого анализа поставленной проблемы, полный анализ систем, процессов и ресурсов. Наиболее важным путем совершенствования метода является разработка правил и критериев выбора наиболее полезной комбинации из существенно избыточного числа вариантов и определение наиболее эффективного решения проблемы.

Заключение

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать, как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.