Файл: Методы и средства дистанционного обучения (Информационные технологии в обучении физической культуре).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современную эпоху существования человеческой цивилизации, тогда, когда вследствие бурно развивающейся информатизации общественной и профессиональной жизни, актуальным стал вопрос о создании и развитии Дистанционного образовании.

Возможность создания и распространения дистанционного образования в мире появилась совсем недавно, а именно, с произошедшей информационной революцией и широким внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в массовую общественную жизнь.

Актуальность данной темы я вижу в том, что в современном меняющемся мире человеку довольно трудно угнаться инновационными тенденциями. Вот тут я вижу роль и место дистанционного образования и обучения. Это возможность без отрыва от трудовой профессиональной деятельность повышать свой уровень образования.

Цели данного исследования состоят:

 в рассмотрении понятия дистанционного образования и обучения;

 в изучении методов дистанционного обучения;

 рассмотрения существующих средств обучения;

Вопрос дистанционного обучения достаточно новый в условиях человеческой истории и теоритическая база по этому вопросу немного отстает от практическо-эмпирического опыта учебных и корпоративных учреждений. Но все же я постарался лаконично систематизировать существующий материал по этому вопросу и представить в данной работе основные значимые моменты.

Глава 1. Методы и средства дистанционного обучения

1.1 Понятие и назначение дистанционного обучения

Чтобы было понятнее о чем будет идти речь в данной работе, я хотел бы сначала дать определения дистанционного образования и дистанционного обучения, так как они являются специфичными представителями существующих форм образовательной деятельности в России.

Дистанционное обучение можно определить, как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.

С развитием дистанционного обучения связывается надежда на решение ряда социально-экономических проблем:


 повышение общеобразовательного уровня населения;

 расширение доступа к высшим уровням образования;

 удовлетворение потребностей в высшем образовании;

 организация регулярного повышения квалификации специалистов различных направлений.

Анализ известных форм получения образования показывает, что дистанционное обучение (ДО) также является формой получения образования, наряду с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом.

Дистанционное образование - это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза.

1.2 Методы дистанционного обучения

Метод (от греч. metodos - букв. путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Метод обучения - это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения содержания учебного материала.

Методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, их классифицируют по нескольким основаниям:

 методы взаимодействия обучающихся и обучающих с информационно-образовательной средой и между собой (активные и интерактивные);

 методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы трансляции учебных материалов (кейс-технология, ТВ-технология, сетевая технология);

 методы стимулирования учебной деятельности (методы развития

интереса и методы развития ответственности);

 методы контроля и самоконтроля (индивидуальные и групповые, репродуктивные и творческие, синхронные и асинхронные).

Из известной совокупности приемов обучения, используемых в традиционной дидактике и включающих в себя 24 наименования, для ДО могут быть рекомендованы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение.

1.3 Средства дистанционного обучения

Средства дистанционного обучения разделяются на обучающие, средства доставки учебных материалов, средства организации общения, средства организации совместной работы.


К обучающим средствам относят:

• учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);

• сетевые учебно-методические пособия;

• компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

• аудио и видео учебно-информационные материалы;

• лабораторные дистанционные практикумы;

• тренажеры с удаленным доступом;

• базы данных и знаний с удаленным доступом; электронные библиотеки с удаленным доступом;

• средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС) и геоинформационных систем (ГИС).

В дистанционном обучении используются традиционные формы обучения: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Однако, все эти формы адаптированы для обучения на расстоянии, использующего инфокоммуникационные технологии.

При дистанционном обучении традиционные лекции невозможны из-за удаленности преподавателей и студентов, распределенного характера учебных групп и т.д. Между тем главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом - остается актуальным и для дистанционного учебного процесса. Отсюда возникает необходимость в обеспечении лекционных занятий для дистанционного обучения. При этом необходимо специально позаботиться о том, чтобы максимально сохранить основные черты традиционной лекции: эмоциональное воздействие лектора на слушателей; систематический контакт сознания, чувства, воли, интуиции, убежденности педагога с внутренним миром слушателя (передача личностного неявного знания). В дистанционном обучении практикуют видеолекции, мультимедиалекции.

Видеолекция в записи (off-line-видеолекция) - это лекция преподавателя, записанная на видеопленку, дополненная мультимедиа приложениями.

Видеолекция в реальном режиме времени (on-line-видеолекция) - это видеодиалог преподавателя и слушателя, происходящий в реальном времени и позволяющий осуществлять «живое» общение в процессе обучения. On-line-видеолекции проводятся с помощью систем видеоконференцсвязи, посредством которых также практикуется web-трансляция лекций, т.е. демонстрация публичных (аудиторных).

Интерактивные компьютерные видеолекции с синхронной демонстрацией слайдов (интерактивные видеолекции с синхронными слайдами) представляют собой программу, позволяющую демонстрировать на экране компьютера (мультимедиа проектора) окно с видеоизображением лектора и окно слайдов, которые автоматически меняются в соответствии с воспроизводимым фрагментом видеоряда. На экране отображаются также средства навигации по содержанию видеолекции с помощью гиперссылок. Дополнительно имеются кнопки включения режимов воспроизведения и паузы, перехода к началу слайда (для повторного воспроизведения связанного с ним фрагмента видеоряда), к предыдущему слайду, к следующему слайду, к началу и концу видеолекции.