Файл: Особенности восприятия музыкальных произведений отдельными людьми.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Степень научно теоретической разработанности проблемы
1. Восприятие музыки человеком
1.1 Общее представление о звуке
1.2 Целебные свойства музыки в древние времена
1.4 Психология восприятия музыки
1.5 Жизненный опыт в восприятии музыки
1.6 Влияние музыки на эмоциональную сферу человека
2. Особенности восприятия музыки разных жанров
Музыкальные жанры обладают различными ценностными спектрами, которые определяют их восприятие аудиториями как явлений, связанных не только с искусством, но и с реальной жизнью. Так, например, аудитория рок музыки склонна воспринимать этот жанр как непосредственно отражающие окружающую реальность, а аудитория поп музыки относится к ней как к явлению чисто развлекательного характера.
Каждая аудитория обладает своим ценностным спектром для каждого музыкального жанра, жизни и музыки вообще. В зависимости от аудитории изменяются ценностные характеристики не только исследуемых жанров, но и понятий «жизнь» и «музыка». Однако необходимо отметить практически одинаковую оценку аудиториями поп музыки и рок музыки. Учитывая также схожее отношение этих аудиторий к жизни, можно сделать вывод о частичном слиянии этих жанров на современной сцене.
На основе изменений, по сравнению с результатами более ранних исследований, в отношении поп музыки к жанру рок музыки и наоборот, а также неизменность отношения к жанру классической музыки, связанной с академичностью и достаточно стабильным положением классики в изменяющемся музыкальном мире, можно сказать, что предположение о зависимости устойчивости ценностного содержания музыкального жанра от устойчивости самого жанра на больших временных интервалах подтвердилось.
Данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий
В музыкознании нет ни одной проблемы, которая бы не интересовала психологию. Также, при исследовании музыки и музыкальной деятельности невозможно обойтись без применения психологических знаний. Таким образом, музыкознание во взаимодействии с психологией представляет нам возможность расширить границы познания человеческой личности.
Список литературы
1.Авдеев В.М. Темп, динамика, штрихи как неспецифически - музыкальные выразительные средства и их роль в музыкальном восприятии.// В помощь военному дирижёру. - М., 1981, вып.1.
2.Ананьев Б.П. Задачи психологии искусства. //Художественное творчество. - Л., 1982.
3.Асафьев Б.В. Симфонические этюды. - Л., 1970.
4.Алексеев А. Кто есть кто в советском роке: Иллюстрир. энцикл. отеч. рок- музыки /А. Алексеев. - М.: Останкино, 1991.- 320 с., 32 с. Ил.
5.Беляева - Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке. // Проблемы музыкального мышления. - М., 1974.
6.Бочкарев Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания. Докт.дисс. в 2т. - КГУ, К., 1990.
7.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1997.
8.Вартонян И.А. Звук -слух -мозг. -Л., 1981.
9.Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. - М., 1986.
10. Вислякова А. Искусство вырезания гладью/ А. Вислякова//
Новая газета. – 2007. –13 февраля. – С.20
11.Гегель И. Эстетика. Т.З. - М., 1971.
12.Годфруа Ж., Что такое психология: В 2-х т. Изд.2-е, стереотипное. Т.2.:/ Пер. с франц.- М.: Мир, 1999.
13.Готсдинер А.Л., Мясищев В.Н. Влияние музыки на человека по данным электроэнцефалографических и психологических показателей. // Вопросы психологии, №1, 1975.
14.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М., 1983.
15.Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. - М.-Л.: Музыка, 1964.
16.Изард К.Э. Психология эмоций./ Перев. С англ. -СПб.: Питер, 1999.
17.Казанджиева - Велинова З.Г. Мнения и оценки на слушателите за различните жанрова музикални предавания на програма «Орфей». - София, 1976.
18.Кечхуашвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки. //Вопросы музыкознания, т.3.
19.Костюк А.Г. Восприятие мелодии. - Киев, 1990.
20.Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия.//Художественное восприятие. - Л., 1971.
21.Кризис буржуазной культуры и музыка. Сборник статей. Выпуск 5, М., 1983.
22.Леонтьев А.Н. Осмысленность искусства.// Искусство и эмоции. Матер.межд. симп. - Пермь, 1991.
23.Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человекаю -М., 1974.
24.Линдсли Д.Б. Эмоции.//Экперимент.психология. М., 1960.
25. Малахова Н. Назначение музыки – прожить не зря/ Н. Малахова//
Новая газета. – 2007. – 7 августа. – С.22
26.Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздествия музыки.- М., 1976.
27.Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие».//Восприятие музыки. - М., 1980.
28.Милнер П. Физиологическая психология./ Пер. с англ., М.: Мир, 1973.
29.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.,1972.
30.Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. - М., 1984.
31.Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки.//Восприятие музыки. - М., 1980.
32.Орлов Г.А. Психологические механизмы музыкального восприятия. // Вопросы теории и эстетики музыки, вып.2.
33.Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. - Киев, 1975.
34.Панкевич Г.И. Искусство музыки. - М.: Знание, 1987.
35.Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Пассим, 1994.
36.Раппопорт С.Х. Книга по эстетике для музыкантов.- М., 1982.
37.Раппопорт С. Искусство и эмоции. - М., 1968.
38.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946.
39.Сеченов И.М. Избр. произв. М., Изд-во АН СССР, 1952, т.1, 771 с.: т.2,
942 с.; т.1.
40.Симонов П.В. Мотивированный мозг. - М., 1987.
41.Симонов П.В. Созидающий мозг (нейронные основы творчества). М., 1993.
42.Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. - М.: Наука, 1970.
43.Сокальский П.П. О механизме музыкальных впечатлений. // Музыка и психология. Вып. 1 и 2. - Одесса, 1987.
44.Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия.// Проблемы музыкального мышления. - М., 1974.
45.Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М., 1979.
46.Тарасов Г.С. Психология в художественных вузах.// Психол.журн., т.4, №1, 1984.
47.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.// Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
48.Теплов Б.М. О музыкальном переживании. Психологический Институт РАО. Рукопись.
49.Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР./ М.- Л., 1947, вып.2.
50. Троицкий А.К. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е.. /А.К. Троицкий. - М.: Искусство, 1991.- 207 с.
51.Фарбштейн А.А. Музыка и эстетика. - М., 1976.
52.Фресс Поль и Пиаже Жан. Экспериментальная психология. / Пер. с франц., М., 1975, вып.5.
53.Шестаков В.П. От этоса к аффекту. - М., 1975.
54.Шостакович Д. О времени и о себе. - М., 1980.
55.Шрейдер Ю.А. Об одной модели семантической теории информации. // Проблемы кибернетики, М.: Наука, 1965, вып.13.
[1] Празников В.Г «Записки врача или опыты над собой», Москва 2010 г.
[2] Лазарев М. «Мамалыш, или рождение до рождения», Издательский дом «Кодекс», 2009 (программа «Цветоник»).
[3] Влиянии мyзыки Моцаpта на человеческий интеллект.// http://www.nature.com/nature/
[4] Остроменский, В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема / В.Д. Остроменский. – Киев, 1975. [5] Сохор, А.Н. Музыка как вид искусства / А.Н. Сохор. – М., 1970.
[6] Строганова Е.С. Личностные особенности и эмоциональное отношение к музыке в радиорекламе. 2009.
[7] Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М., 1993.
[8] Дебюсси и музыка XX в. Сб. ст., Л., 1983
[9] Кечхуашвили Г. Н. : Установка как метод исследования утомления 85'6с.117
[10] Орлов Ю. М. Управление поведением — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
[11] Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс : в 2 кн. / Б.В. Асафьев – М. : Музыка, 1971.
[12] Медушевский В. В. Духовно-нравственный анализ музыки. Глава 1 //http://www.portal-slovo.ru