Файл: Основы Конституционного строя РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Понятие, признаки и классификация конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

5 сентября 1991 г. в СССР появился по существу первый официальный документ, посвященный конституированию и гарантиям прав человека – Декларация прав и свобод человека. Уже 22 ноября 1991 г. эстафета признания и обеспечения прав человека была принята Верховным Советом Российской Федерации, утвердившим Декларацию прав и свобод человека и гражданина. В апреле 1992 г. положения этого документа были внесены в текст российской Конституции.

Конечно, разделы о правах, свободах и обязанностях граждан присутствовали практически во всех советских конституциях, но многие десятилетия, эти права и свободы были производными от интересов государства и общества. Речь шла не о правах человека вообще, которые власть признает за гражданами, а о правах "советского социалистического человека", предоставляемых гражданам властью. В связи с этим предусмотренный законодательством перечень прав и свобод не вполне соответствовал международным документам; не было достаточно надежных механиз­мов защиты прав. Ведь они рассматривались в качестве "дара" государства, его "награды" гражданину за "хорошее поведение". Между тем во всем цивилизованном мире речь идет об абсолютной ценности прав человека, подчинении государства и общества интересам граждан. В Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 2, 17).

Провозглашение прав человека предполагает ориентацию на их обеспечение всех государственных органов, а общества – на осуществление контроля за тем, как эти права обеспечиваются властью. Уже в знаменитой Декларации прав человека и гражданина, принятой Национальным собранием Франции в 1789 г., говорилось о том, что незнание, забвение или презрение прав человека являются единственными причи­нами общественных бедствий и порчи правительства, тогда как сохранение таких прав должно быть целью всякого политического союза. Отсюда – провозглашение в Декларации естественных, неотчуждаемых и священных прав человека дает членам общества критерии оценки действий законодательной и исполнительной власти, вооружает граждан простыми и бесспорными принципами, опираясь на которые их требования будут всегда обращены на поддержание конституции и всеобщего счастья. Декларирование прав человека направлено, таким образом, на то, чтобы именно они стали главной целью функционирования власти и существования общества.[1]


Институт конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина занимает особое место в системе отрасли конституционного права РФ. Правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2 Конституции РФ, что говорит о значении, которое придает законодатель этому институту. Отметим, что положения данной главы могут быть изменены в особом, усложненном режиме путем созыва Конституционного Совещания.

Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Эта статья раскрывает важнейшую сторону характеристики Российской Федерации как правового государства. Одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в комментируемой статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность; все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Только в отдельных, специально оговоренных в Конституции Российской Федерации исключительных случаях, при особых, как правило, временных обстоятельствах отдельные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены.

Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве России. Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отождествлялись с " общественными", которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные интересы.[2]

Правовой статус личности включает совокуп­ность прав и свобод, а также обязанностей человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

К основам правового статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы. Они составляют относительно неболь­шую часть всех прав и свобод.

Причины, по которым одни права и свободы закрепляются в Кон­ституции, другие – в текущем законодательстве, не произвольны.

Можно выделить следующие причины, от которых зависит выбор того или иного уровня правовых актов для закрепления прав и свобод.

1. Значимость данного права и данной конституционной свободы для человека и общества. В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизнен­но важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы.


2. Изначальный или производный характер принадлежности чело­веку данного права и данной свободы. Статья 17 Конституции, как известно, устанавливает, что основные права и свободы человека неот­чуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободы закрепляются конституционно.

3. Особые юридические свойства основных прав и свобод, специфи­ка их реализации. Эти права и свободы:

а) составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами.

б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым человеком и гражданином, либо за каждым гражданином. Все другие (неосновные) права и свободы, устанавливаемые нормами не конституционного, а других отраслей права, увязываются с обладанием лицом различными статусами.

в) характеризуются всеобщностью, они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина. Признавая то или иное право основным, государство исхо­дит из возможности осуществления его всеми. Этим обусловливается процесс расширения основных прав и свобод по мере создания соответ­ствующих социально-экономических предпосылок. Основные права и свободы гражданина Российской Федерации отличаются от других прав и свобод основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они не связаны с осуществлением гражданином своей правоспособнос­ти и принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это свиде­тельствует о том, что основные права и свободы выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина. Они не приобре­таются и не отчуждаются по его волеизъявлению, принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;

г) отличаются особым механизмом реализации. Все другие права и свободы могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоот­ношении. Основные же права и свободы выступают в качестве предпо­сылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, не­отъемлемого права каждого участника правоотношения;

д) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фиксиру­ются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, – в Конституции;


е) обеспечиваются повышенной правовой охраной.

Понятие основных прав и свобод человека и гражданина может быть сформулировано сле­дующим образом: конституционные (основные) права и свободы челове­ка и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежа­щие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.[3]

Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет здесь двоякую роль.

Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений – обязаннос­ти лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обла­дателя многих других конституционно-правовых статусов.

Вместе с тем конституционное право выполняет в закреплении обя­занностей человека и гражданина и специфическую роль. Оно закреп­ляет основные обязанности человека и гражданина, которые:

1) имеют всеобщий характер;

2) не зависят от конкретного правового статуса лица;

3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.

К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспе­чивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специ­фики одни обязанности распространяются на каждого человека, дру­гие – только на гражданина Российской Федерации.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выраже­ны наиболее важные требования – ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязан­ностей и ответственности человека и государства.

Соблюдение основных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия.

Таким образом, основные обязанности – это конституционно за­крепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, ко­торые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимос­тью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возмож­ность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства.


Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы со­вести, вероисповедания, мысли, художественного, научного, техничес­кого и других видов творчества, преподавания).

Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положи­тельные действия, услуги со стороны государства или правомочия че­ловека на участие в деятельности определенных общественно-полити­ческих, хозяйственных структур.

Глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина», включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкрет­ным правам и свободам. Они представляют собой определенную систе­му, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.

В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято классифицировать натри группы: личные; политичес­кие; социально-экономические.

Однако система основных прав и свобод характеризуется не только их группировкой, но и тем порядком расположения, который устанав­ливается в Конституции. Это имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового статуса личности, которой придерживается государство.

В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последователь­ности: сначала указаны личные, затем политические, а потом социаль­но-экономические права и свободы. Именно такова последователь­ность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.

В российском законодательстве такая последовательность впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и граждани­на, принятой 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Рос­сийской Федерации 1993 года.

Во всех предшествующих конституциях, вплоть до Основного Зако­на 1978 года в его первоначальной редакции, последовательность за­крепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социаль­но-экономические, затем политические и личные права и свободы. Это свидетельствовало об иной системе приоритетов, при которой личные права отодвигались как второстепенные.[4]

Отметим, что возможна и иная классификация прав и свобод.

Права и свободы человека в соответствии с общеприня­той классификацией подразделяются на социально-экономи­ческие, политические, гражданские, культурные и личные.