Файл: УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ (Физическое воспитание и его влияние на развитие физических качеств школьников).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 4
Введение
Анализ научных источников свидетельствует, что современная педагогическая наука исследует различные аспекты вопроса физического воспитания учащихся. Ученые посвящают свои работы проблемам формирования здорового образа жизни учащихся, предупреждения вредных привычек средствами физической культуры - психологические, нравственные особенности воспитанная личности [1, 5] педагогические, организационно-методические основы физкультурно-спортивной работы с учащимися педагогические условия улучшения физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, формирование позитивного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, потребности физического совершенствования у детей с ослабленным здоровьем; воспитания сознательной дисциплины и ответственного отношения к сохранению своего здоровья средствами физкультурно-массовой работы развитие ценностных ориентаций подростков становление социальной активности подростков [5].
Указанные исследования касаются различных возрастных групп детей и форм педагогической деятельности. В кругу научных изысканий можно выделить исследования, по формированию культуры здоровья школьников [7]. В то же время в этой сфере остается много нерешённых проблем. Одна из них - это создание условий формирования мотивированного отношения учащихся старшего школьного возраста к физическому воспитанию, здорового способа жизни.
Цель- определить развитие ловкости у детей школьного возраста.
Задачи:
- Проанализировать возрастные особенности развития физических качеств у детей школьного возраста.
- Определить уровень развития ловкости у детей младшего школьного возраста.
В основе этой проблемы - учет возрастных особенностей учащихся, которые нередко создают трудности в реализации комплекса мероприятий по физическому воспитанию и требуют личностно-дифференцированного решения при тесном взаимодействии учителя и ученика. Поэтому целесообразно исследовать уровень развития ловкости у детей и установить их связь с процессом физического воспитания.
Физическая культура и здоровый образ жизни сегодня - важнейшие социальные факторы жизни общества. Физическая культура - это составная часть культуры, которая направлена на укрепление и сохранение здоровья человека, представляет собой совокупность ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для гармоничного развития физических и интеллектуальных способностей человека, тесно связана с системой физического воспитания, организацией спорта, специальная техническими средствами, нужными для физического воспитания и спорта , общественной и личной гигиеной, рациональной организацией активного отдыха. Физическая культура вместила в себе многовековой опыт подготовки человека к жизни. В процессе осознания двигательной активности развиваются заложенные в человеке природой психофизические возможности. Физическая культура является важным средством повышения социальной и трудовой активности людей, удовлетворения их эстетических и творческих запросов, жизненно важной потребности взаимного общения, развития дружеских отношений. Физическая культура в значительной степени развивает психические и моральные качества человека.
Показателями физической культуры в обществе является степень использования физической культуры в сферах воспитания, образования, быту и на производстве, а также уровень физического развития и здоровья нации. В личностном аспекте физическая культура является той частью общей культуры человека, которая определяется степенью развития его физических сил и двигательных навыков и здоровья. Она позволяет с помощью своих специфических средств и методов выяснять потенциальные физические возможности человека.
Физическая культура личности неотделима от процесса физического воспитания. Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие человека, специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей. Такое понимание содержит обучение и воспитание, обеспечивающих физическое развитие человека, в том числе влияние на развитие основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей организма, способствуют наиболее полной реализации генетической программы, обусловленной биологическими особенностями конкретного индивида.
Физическое воспитание должно образовательную, воспитательную и оздоровительную цель, оно направлено на обеспечение физического здоровья и гармоничного развития личности, подготовку ее к труду, жизни в обществе, к занятиям физической культурой [1].
Основные задачи физического воспитания:
повышение функциональных возможностей организма средствами физической культуры;
содействие всестороннему гармоничному развитию, отказ от вредных привычек, улучшение умственной и физической работоспособности;
формирование мнения о систематические занятия физическими упражнениями с учетом особенностей их будущей профессии, физическое самосовершенствование и здоровый образ жизни;
получение учащимися необходимых знаний, умений и навыков в области физической культуры с целью про-
тики заболеваний, восстановления здоровья и повышения профессиональной трудоспособности;
использование средств физической культуры в счета-вально-профилактической деятельности;
овладение методами определения физического состояния и самоконтроля;
воспитание личной гигиены и закаливания организма;
умение составлять и выполнять упражнения с ком-комплексов утренней гигиенической гимнастики;
воспитание патриотических, морально-волевых и эстетических качеств;
совершенствование спортивного мастерства учащихся, занимающихся избранными видами спорта.
Физическое воспитание учащихся реализуется через систему дидактических компонентов: обязательный (урок или занятие, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня) и внеурочное (занятия в секциях и кружках спортивного направления учебного заведения, внешкольных учебных заведениях, самостоятельные занятия, участие в физкультурно-оздоровительных и спорт-в них мероприятиях) [10].
Физическое воспитание имеет цель - на основе полного использования средств физической культуры и спорта реализовать возможности всестороннего развития личности, усовершенствовать двигательные способности и одновременно сформировать моральные и волевые качества.
Физическое воспитание обеспечивается соответствующими современными научными достижениями, медицинским обслуживанием, педагогическими кадрами, материально-технической, правовой, нормативной, информационной базой и бюджетным финансированием.
Итак, физическое воспитание, как и воспитание в целом, является процессом решения определенных образовательно-воспитательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса, либо осуществляется в условиях самовоспитания. Физическое воспитание - обязательная учебная дисциплина в каждом учебном заведении.
В России физическое воспитание осуществляется через проведение обязательных занятий в соответствии с учебными программами, утвержденными в установленном порядке. Успешное решение задач физического воспитанная учащихся возможно лишь - если оно станет органической частью всего учебно-воспитательного процесса школы, предметом совместной заботы педагогического коллектива, ученических организаций, родителей, общественности. С помощью физической культуры и физического воспитания формируется здоровый образ жизни. Так еще древние философы и врачи пытались изучать здоровье не только через природу человека, но и через ее деятельность, образ жизни и мышления. "Какая деятельность человека, такой он сам и его природа", говорили относительно оздоровления условий жизни - труда, отдыха, быта.
Формирование здорового образа жизни определяется как процесс применения усилий для содействия улучшению здоровья через эффективную социальную политику, разработку целевых программ, предоставление услуг, которые могут поддержать и улучшить уровень здоровья, дать людям возможность усилить контроль за собственным здоровьем и улучшить его.
Физическое воспитание включают элементы, касающиеся всех аспектов здоровья - физического, психического, социального и духовного. Самый важный из этих элементов - осознание ценности здоровья (доминирующий в мировоззрении человека духовный приоритет и соответствующая психическая установка) отсутствие вредных привычек, (табачной, алкогольной, наркотической зависимости, беспорядочных, опасных половых отношений) рациональное питание (питьевая во-да, витамины, микроэлементы, белки, жиры, углеводы) условия быта (качество жилья, условия для отдыха, уровень психической и физической безопасности); двигательная активность (использование средств физической культуры и спорта, различных систем оздоровления, направленных на повышение уровня физического развития, его поддержку, восстановление после физических и психических нагрузок).
Развитие физических качеств у детей школьного возраста с помощью физического воспитания в значительной мере способствует развитию силы, скорости и ловкости, повышению уровня физической и умственной работоспособности, закладке прочного фундамента их дальнейшей успешной социализации. Однако процесс физического воспитания и развития двигательных качеств у детей школьного возраста должен осуществляться с учетом возрастных особенностей.
Организация занятий по физической подготовке младших школьников требует детальной разработки плана тренировок. Его содержание должно включать такой важный компонент как величина тренировочной нагрузки. Это нагрузка должна соответствовать функциональным возможностям организма, развивающейся способствовать укреплению здоровья, повышению физической подготовленности. И наоборот, чрезмерная нагрузка оказывает негативное влияние на весь организм в целом.
То есть одним из главных компонентов тренировок является величина тренировочной нагрузки, которое может быть выборочным, то есть направленным на воспитание определенной физической способности, и общим, что предполагает суммарную действие всего избирательного нагрузки.
Не менее важным компонентом тренировок является отдых между выполнением физических упражнений. Чередование тренировочной нагрузки и отдыха - одно из главных условий проведения занятий по физической подготовке. Однако здесь существуют свои правила и закономерности: при выборочном воспитании физических способностей необходимо знать время, которое отводится для отдыха и определяется по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС уд. / мин.). Естественно, отдых необходим между занятиями для восстановления организма и его систем [2].
Тренировочное занятие по физической культуре и спорту может быть направлено на общую физическую подготовку, осуществляется комплексно, и на специальную, когда все средства и методы имеют избирательный характер. В данном случае необходимо придерживаться последовательности и частоты в воспитании физических способностей как в течение одного тренировочного занятия, так и в течение всего многолетнего учебного процесса.
Все рассмотренные компоненты составляют основу методов физической подготовки и должны соответствовать возрастным особенностям развития младших школьников. В своем единстве и взаимодействии они определяют основу методики физической подготовки учащихся начальных классов.
Величина тренировочной нагрузки. В процессе тренировочных занятий можно достичь максимальной нагрузки за счет преимущественного увеличение их объема или, наоборот, путем роста абсолютной и относительной интенсивности. Поэтому первым вопросом, который необходимо решить, - это определить продолжительность тренировочной нагрузки и интенсивность выполнения физических упражнений.
В свое время в теории физической подготовки молодежи бытовало мнение, что хорошего здоровья и высоких спортивных результатов можно достичь с счет большого объема тренировочных нагрузок. для этого увеличивалось количество занятий, наращивался объем нагрузки в тяжелой атлетике, плавании, гимнастике, велосипедном спорте. Однако это не привело к ощутимым результатам. Вероятно, была забыта другая величина - интенсивность нагрузок, которая, по сути, и приводит к значительному повышению кислородного запроса [4].
Теорией и практикой доказано, что наибольший эффект в развитии аэробных возможностей юных спортсменов дает не длительная работа умеренной интенсивности, а анаэробная, которая выполняется в виде кратковременных повторений, разделенных небольшими интервалами отдыха.