Файл: ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ И ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ (Легкоатлетические упражнения как средство физического воспитания молодежи).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 15
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Физическое воспитание-важная составляющая процесса формирования здорового, гармонично и всесторонне развитой личности. Оно направлено на охрану и укрепление здоровья, повышение сопротивляемости организма и улучшению его работоспособности, своевременное формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, обеспечения надлежащего уровня физического состояния; воспитание интереса и потребности в двигательной активности, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Универсальным средством физического воспитания являются легкоатлетические упражнения, поскольку содержат достаточно большой арсенал жизненно важных двигательных действий и отличаются широким диапазоном воздействия на функциональную, двигательную, эмоциональную и познавательную сферы личности. Легкоатлетические упражнения имеют большое значение в общей физической подготовке детей и молодежи. Их педагогическая ценность определяется высокой степенью прикладной направленности, возможностью развития основных двигательных способностей.
Цель исследования: теоретически обосновать эффективность использования легкоатлетических упражнений в процессе физической подготовки студенческой молодежи.
Задачи:
- Проанализировать легкоатлетические упражнения как средство физического воспитания молодежи
- Ознакомится с образовательным и воспитательным влиянием легкой атлетики на организм занимающихся.
- Рассмотреть прикладное применение легкоатлетических упражнений на практике.
В системе физического воспитания, начиная с детского возраста, одно из главных мест занимает формирование основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний и др., которые являются элементами легкой атлетике.
Их использование обогащает двигательный опыт человека, который необходим как в игровой деятельности, так и в различных жизненных ситуациях. Выполнение легкоатлетических упражнений не только привлекает к работе значительное количество мышц, но и предъявляет высокие требования к деятельности основных функциональных систем организма. Благодаря им улучшаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и активизируются все физиологические процессы организма.
Физическая культура является важным средством в системе образования и воспитания студенческой молодежи, формирование у них основ здорового образа жизни, организации полезного досуга и активного отдыха, развития и восстановления физических и духовных сил, реабилитации и коррекции здоровья, воспитания положительных нравственных и волевых качеств. Итак, ценность физической культуры для каждого человека следует рассматривать в оздоровительном, образовательном, воспитательном и общекультурном смысле. В этом контексте чрезвычайной важности приобретают вопросы совершенствования содержания, форм и методов физического воспитания. При этом важно создать необходимые условия для всестороннего развития личности с учетом ее потребностей, мотивов, интересов и способностей [1, 2, 4].
Анализируя существующую литературу, мы обнаружили значительную активизацию исследований отечественных и зарубежных ученых к определенным аспектам поставленной нами проблемы. Наибольший интерес они проявляют к изучению физического состояния студентов, как одного из условий их профессиональной подготовки [2, 3]; как залога эффективной работы по оздоровлению и рекреации студенческой молодежи [4]; профилактики негативного влияния экологических и экономических условий на здоровье и физическое состояние населения [6]; изучение двигательной активности, как основного фактора повышения уровня физического состояния и адаптации организма к неблагоприятным условиям окружающей среды [3, 5]. Определения физических упражнений для профилактики наиболее распространенных заболеваний [2, 6]; взаимосвязи между уровнем физического состояния и здоровьем населения [4, 5]; путей формирования у студенческой молодежи потребности к занятиям физическими упражнениями в течение всей жизни [1, 4].
Для всестороннего развития студентов очень важно овладеть различными двигательными действиями. Легкоатлетические упражнения имеют пять видов: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья, которые подразделяются на отдельные виды, технические действия и приемы. Их усвоение и овладение правильными способами выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, различных жизненных ситуациях, быту и работе [5].
Выполнение прикладных двигательных действий с высокой интенсивностью не только привлекает к работе большое количество мышц, но и предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма. Под их воздействием улучшаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и других физиологических процессов. Средства легкой атлетике способствуют активному развитию практически всех физических качеств организма [2, 3].
Среди средств, рекомендованных для студенческой молодежи наибольшей популярностью пользуются спортивные и подвижные игры, восточные оздоровительные системы при значительном уменьшении объема других упражнений, в том числе легкоатлетических. Однако средства легкой атлетике имеют достаточно широкий спектр действия. Они способствуют решению оздоровительных, воспитательных и образовательных задач в процессе физического воспитания. Формируют базу для усвоения учебной программы и имеют значительные преимущества в организации и широком их использовании, так как не требуют особых условий и дорогостоящего оборудования.
Однако научно обоснованной методики применения средств легкой атлетики в процессе физической подготовки студентов по приоритетным использованием легкоатлетических упражнениям спортивные педагоги еще не имеют.
Разнообразие, доступность и всесторонность воздействия легкоатлетических упражнений, помогают довольно четко дозировать нагрузку, а сравнительная простота мест занятий создают условия для их использования с оздоровительной целью, начиная с детских лет.
Ценность легкоатлетических упражнений заключается в том, что в процессе занятий развиваются такие важные физические качества, как сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Спортивная ходьба и длительный бег активизируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Бег на короткие дистанции способствует преимущественно развития скоростно-силовых способностей, бег на средние и длинные дистанции - выносливость, барьерный бег - ловкость, координации движений [4].
Прыжковые упражнения развивают быстроту, скоростно-силовые способности совершенствуют координацию движений. Развития силы, скоростно-силовых способностей способствуют метаниями. Легкая атлетика имеет большое прикладное значение. Приобретенные с помощью занятий качества и навыки прежде всего необходимы в практической трудовой деятельности.
Ходьба является циклической двигательным действием умеренной интенсивности. В процессе ходьбы постоянно чередуется напряжение и расслабление мышц, обеспечивает длительную работоспособность нервно-мышечного аппарата на высоком уровне. Поэтому ходьба может широко использоваться в физическом воспитании студенческой молодежи. В ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат. Одновременно в работу включается до 56% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины, живота, мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка [1].
Ходьба и бег - природные способы передвижения человека, во время которых в динамическую работу включаются почти все мышцы тела. Благодаря этому повышается обмен веществ, усиливается работа сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Ходьба, как физическое упражнение, должен прежде оздоровительное значение.
Бег - один из основных средств всестороннего физического развития, но одновременно это активный отдых, оздоровление и сохранение работоспособности. Во время бега организм работает интенсивнее, чем при ходьбе, которой, а также и различными вариантами бега можно постепенно увеличивать физическую нагрузку. Кроме всего прочего, эти виды нагрузки помогают формировать и совершенствовать двигательные качества и навыки, необходимые для трудовой деятельности человека: выносливость, скорость, силу, ловкость, умение быстро и экономно передвигаться, преодолевать препятствия. В процессе занятий ходьбой и бегом воспитываются также волевые качества, приобретаются умения рассчитывать свои силы и ориентироваться на местности. Как средства тренировки, ходьба и особенно бег помогают повышать уровень достижений в других видах спорта [6].
Широкие использования в двигательной деятельности человека находят прыжки. Различные прыжки широко используют в жизненных и игровых ситуациях [5].
Прыжки - это способ преодоления расстояния с помощью акцентированной фазы полета. Прыжки характеризуются кратковременными максимальными нервно-мышечными усилиями. По своему назначению они делятся на прыжки в длину и высоту. Прыжки в высоту и с шестом выполняются через вертикальные препятствия с целью прыгнуть как можно выше. Цель прыжка в длину и тройного прыжка прыгнуть как можно дальше. Как тесты для определения уровня физической подготовленности и как тренировочный средства применяются прыжки с места в длину, высоту и тройной.
Многоскоки, прыжки в длину и в высоту способствуют развитию прыгучести, способности к сильным взрывчатых усилий мышц ног и таза, совершенствуют умение ориентироваться в пространстве и сохранять равновесие, выполнять высоко координационные действия, тренируют глазомер. Занятия прыжками положительно влияют на функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем [3-5].
Метания -это естественный способ перемещения снарядов в пространстве. В легкой атлетике метания выполняют на дальность, а результаты измеряют в метрах и сантиметрах. Усилия, прикладываемые спортсменом во время метаний, выполняются кратковременно и мощно, со взрывом.
Для выполнения метаний привлекаются различные группы мышц рук, плечевого пояса, туловища и ног, требует от спортсмена высокого уровня развития силы, гибкости, координации движений, умение концентрировать свои усилия.
Значительное место в физическом воспитании студентов занимают действия с мячом. Они используются в самостоятельных играх в виде различных метаний. Любые виды метания характеризуются большой амплитудой и активными движениями не только маховой руки, но и ног и туловища, требует значительного напряжения функциональных систем организма.
Большинство этих двигательных действий усваивается с раннего детства, но есть группа двигательных действий, усвоение которых возможно лишь в процессе специально организованных занятий. К ним нужно отнести метания диска и молота, толкание ядра, прыжки с шестом и другие двигательные упражнения [2].
Улучшение спортивных результатов требует не только высокого мастерства в выполнении специфических упражнений, но и повышение функциональных возможностей организма студентов и выработки у них силы, выносливости, скорости и ловкости. Создание новых двигательных рефлексов предполагает наличие богатого опыта и связано с развитием творческого воображения легкоатлетов. Решение этой задачи требует от спортсменов соответствующей интеллектуальной и волевой активности.
Интеллектуальная активность легкоатлетов на этом этапе формирования двигательных навыков способствует повышению эффективности познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, мышление), с помощью которых полно и глубоко усваивается техника выполнения легкоатлетических упражнений.
Волевая активность дает возможность легкоатлетам эффективно преодолевать как внешние, так и внутренние трудности и на этой основе достигать лучших результатов [3, 5].
Таким образом, во время выполнения легкоатлетических упражнений у студентов формируются морально-волевые качества: целеустремленность, выдержка, настойчивость, смелость и т.д.
Принцип систематичности и последовательности. Занятия по физическому воспитанию с приоритетным использованием средств легкой атлетике, как форма организации образовательной работы, в процессе которой реализуются учебные, развивающие, воспитательные и оздоровительные задачи, с соответствующим содержанием позволяют получить прогнозируемый результат. Одной из задач занятий является обеспечение качественных изменений в физическом развитии ребенка. Во время учебы детей от 5-ти до 7-ми лет следует сочетать два процесса -повторения раньше усвоенного материала и изучения нового. Систематичность заключается в том, что двигательное действие изучаемого базируется на временных связях, закрепленных предварительной двигательным действием.