Файл: Государственное и частное образование в современном мире..pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
Введение
Сегодня в образовательном пространстве развитых стран сложились и действуют главным образом европейская и американская системы образования. В первой, называемой еще государственно‐центричной, преобладают государственные учебные заведения. Великобритания, Германия, Франция, Швеция – во всех этих и других европейских странах роль государства в сфере высшего образования весьма и весьма значительна. В странах Западной Европы 95% студентов обучаются в государственных высших учебных заведениях. Во второй структуре, так называемой американской модели, превалируют в основном частные вузы, жизнедеятельность которых, как и государственных, определяются факторами, правилами и историей, уходящей в глубину веков.
Какие формы образования предпочтительны сегодня, в рыночной экономике - государственные или частные? Платные или бесплатные? А если нужны обе формы, то в каком соотношении? В каких образовательных учреждениях достигается более высокое качество образования?
Актуальность проблемы заключается в том, что в современном мире государственное и частное образование являются вопросом для дискуссий, где многие специалисты утверждают, что их нужно сочетать, другие же говорят о плюсах и минусах данных форм образования.
Цель написания реферата рассмотреть особенности государственного и частного образования в современном мире.
На основание цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенность государственного и частного образования в современном мире;
2. Рассмотреть наиболее подходящую систему к Российской Федерации.
1.1 Образование – это?
В зависимости от обстоятельств в понятие «образование» может вкладываться различный смысл. Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию. В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому
По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть:
- государственными,
- муниципальными,
- негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).
Рассмотрим образование в разных странах мира.
1.2 Государственное и частное образование во Франции.
Сложившаяся во Франции система среднего образования состоит, как и большинство европейских систем, из трех ступеней – начальной (ecoleprimaire, с 6 до 11 лет) и старшей (college, коллеж – с 11 до 15 лет, затем lycee, лицей – с 16 до 18). Это достаточно консервативная система, существующая с небольшими изменениями уже более 100 лет – с 1890-х годов. Образование государственного образца обязательно для детей с 6 до 16 лет (лицей, как аналог российских 9 – 11 классов, главным образом готовит учеников к поступлению в университеты).
При этом в государственных школах образование бесплатно, но существуют и частные альтернативы. Частные школы – большей частью платные для учеников, но менее скованные государственными рамками – также предоставляют своим выпускникам дипломы государственного образца. Существует два типа таких школ, исходя из их отношений с государством: субсидируемые и несубсидируемые.
В первых из них правительство выплачивает зарплату преподавателям, а школы следуют национальной программе и стандартному расписанию, во вторых – субсидий от правительства не поступает, зато есть возможность обучать детей по нестандартным программам. Стоимость обучения в частных школах зависит от многих факторов, но, в целом, не является особенно запредельной по европейским рамкам.
Отмечу также, что 80% школ во Франции – государственные, а самая малочисленная категория – несубсидируемые государством заведения, таких в стране всего около 20% (начальных меньше, около 9%, средних чуть более 30%). Учителей в государственных школах также больше, чем в частных – но в пересчете на количество школ негосударственные учреждения выигрывают.
1.3 Государственное и частное образование в Германии.
Германия имеет в своей основе ту же прусскую систему образования, что и российская школа, система образования в Германии в наши дни куда более диверсифицирована и, по отзывам ряда аналитиков, менее демократична. Критики немецкой школьной системы обыкновенно указывают на тот факт, что главный выбор будущего для ребенка делается еще в начальной школе – позже, если возможности семьи изначально не позволяли выбрать хорошую школу, прорваться в ряды элиты чрезвычайно трудно, почти невозможно.
Выбор типа школы, как гласят германские законы, происходит индивидуально для каждого ученика в соответствии с рекомендацией школы, желанием родителей, уровнем школьных оценок, а также результатом приемных экзаменов. Поскольку же уровень развития и наличие рекомендаций связан с тем, в какой начальной школе учился ребенок, выбор школы часто зависит и от возможностей семьи.
Типы средних школ в Германии, следующие: основная школа (Hauptschule) – рассчитана на 5-6 лет обучения и предполагает последующее обучение в профтехучилище; реальная школа (Realschule) – рассчитана на 6 лет обучения, причем высокий балл, полученный по результатам обучения в реальной школе, позволяет поступить в старший класс гимназии, а затем в университет; наконец, самое основательное образование дают гимназии (Gymnasium) – там обучение длится 8-9 лет.
Помимо государственных школ, аттестаты гособразца выдают также и частные учебные заведения. Это, как правило, религиозные, элитарные, закрытые школы. Спектр образовательных услуг, которые оказывают частники, шире государственного – например, только в таких школах можно получить немецкий аттестат для школьника-иностранца.
Частные школы в Германии (в государственных образование ожидаемо бесплатное) берут за обучение дороже французских — так, в престижных немецких школах полная стоимость учебного года составляет около 40 000 евро.
1.3 Государственное и частное образование в Великобритании.
Британская средняя школа – пожалуй, наиболее самобытная система образования в Западной Европе. И, вместе с тем, едва ли не самая престижная – независимо от тестов типа PISA, британские школы магнитом притягивают учеников со всего мира, не исключая и россиян.
Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет. Существует два сектора образования: государственный (бесплатное образование) и частный (платные учебные заведения, год в которых стоит 40 — 50 тысяч долларов США).
Основными источниками финансирования высшего образования в Великобритании являются:
- гранты центрального правительства, выплачиваемые через три совета по высшему образованию в Англии, Шотландии и Уэльсе и через департамент образования Северной Ирландии; взносы, выплачиваемые местным органам управления образованием, для покрытия расходов, связанных с обучением;
- гранты научно-исследовательских проектов и поддержки постдипломного обучения;
- частные источники, такие как пожертвования, промышленность, финансирующая специфические научно-исследовательские гранты
Государственные субсидии для британских университетов, как пишет В. А. Зернов, составляют более 60% от всего федерального бюджета. Обучение в британских вузах не является для студентов бесплатным. Местные студенты платят около 1000 фунтов в год [8]. В зависимости от объемов государственного финансирования вузы подразделяются на четыре категории: низкую, среднюю, выше средней, высшую. Отнесение вуза к той или иной категории происходит на основе системы оценки эффективности деятельности образовательного учреждения.
Примерно 85 % детей обучаются в государственных школах. Большая часть остальных идут в платные частные школы, многие из которых — религиозные. Наиболее распространена сеть католических школ, которой положили начало ирландские иммигранты во второй половине XIX века.
Другие частные школы, часто очень дорогие и иногда с большим конкурсом на поступление, существуют, чтобы подготовить учеников к поступлению в престижные вузы. Существуют даже интернаты, собирающие учеников со всей страны, такие как Академия Филлипса в Экзетере в Нью-Хемпшире. Стоимость обучения в таких школах составляет для родителей порядка 50 000 долларов США в год.
Менее 5 % родителей по разным причинам решают обучать своих детей дома. Однако критики домашнего обучения утверждают, что домашнее образование часто не соответствует стандартам и что дети, так воспитываемые, не приобретают нормальных социальных навыков.
Для поступления во многие вузы требуется более полная программа, в том числе 2—4 года иностранного языка.
1.4 Государственное и частное образование в Южной Корее.
В Южной Корее начальную школу посещают дети в возрасте от 8 до 14 лет. Продвижение по ступеням образовательной системы с начальной до высшей школы не определяется результатами сдачи различных экзаменов, но исключительно по возрасту ученика.
Помимо общественных начальных школ, в Корее существует ряд частных школ. Учебная программа таких школ более-менее соответствует государственной, однако, она воплощается на более высоком уровне: предлагается большее число учителей на меньшее количество учащихся, вводятся дополнительные предметы и устанавливаются более высокие стандарты образования в целом. Отсюда понятно естественное желание многих родителей устроить своих детей именно в такие школы, которое, однако, останавливает относительно высокая стоимость обучения в них: $130 за месяц занятий. Это не идет в сравнение с престижными странами Европы и США, но относительно доходов корейцев это весьма приличные деньги.
Корейское школьное образование делится на среднее и высшее (обучение в средней и высшей школах соответственно).
Школы, чьей ранг раньше определялся по уровню обучающихся, были уравнены в получении поддержки государства и количеству распределенных бедных учеников. Тем не менее, эта реформа не уровняла школы полностью. В Сеуле учащиеся, которые хорошо сдавали вступительные экзамены, были допущены к поступлению в более престижные школы на без привязки к району, тогда как все остальные поступали именно в школу «своего» района. Реформы были равным образом применены к общественным и частным школам, поступление в которые строго контролировалось Министерством Образования.