Файл: История возникновения и развития подвижных игр (История возникновения подвижных игр).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 14
ВВЕДЕНИЕ
Игра способствует физическому, умственному, эстетическому и нравственному развитию ребенка и является одним из ключевых средств физического воспитания детей любого возраста. Разнообразные движения детей в процессе игры положительно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также укрепляют нервную систему, двигательного аппарата, улучшают обменные процессы в организме, способствуют крепкому сну и т.д.
Подвижные игры обеспечивают всестороннее физическое развитие ребенка. В процессе игры у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в беге, прыжках, лазании и т.д.
Резкая смена обстановки в процессе игры учет детей использовать известные им движения в соответствии с разными ситуациями. Все вышеперечисленное положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.
Игра является первой деятельностью, которой принадлежит огромная роль в формировании личности. Исходя и вышеперечисленного сформулируем актуальность данной темы.
Дети, как и взрослые, познают мир в процессе деятельности. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать временные и пространственные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: на базах отдыха, в пионерских лагерях, на экскурсиях и в походах.
Большую роль подвижные игры имеют в воспитании физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, а также воспитывают у детей чувства солидарности, ответственности и товарищества. Правила игры вырабатывают дисциплину, выдержку, умение «взять себя в руки», сдерживать свои эгоистические порывы.
Актуальность темы заключается в значении подвижных игр в формировании физической, моральной, умственной и культурной составляющих в разные времена: от первобытности до настоящего времени.
Практическая значимость работы – показать наглядно значимость подвижных игр на разных этапах становления цивилизации.
Объектом исследования являются подвижные игры.
Предметом исследования является история возникновения и развития подвижных игр.
Методы исследования: метод анализа и синтеза.
Целью данной работы является изучение истории возникновения и развития подвижных игр.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- Рассмотреть историю возникновения подвижных игр;
- Разобрать развитие подвижных игр
- Рассмотреть подвижные игры в настоящее время
Структурно работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
История возникновения подвижных игр
Подвижная игра является сознательной, активной деятельностью ребенка, которая характеризуется своевременным и точным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами и основанных на разных видах движений.
Подвижными называются игры, содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений. Побуждающим мотивом игровой деятельности является соревнование между отдельными участниками и целыми коллективами. Взаимоотношения и поведение играющих регулируются правилами и судейством.
П. П. Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни [2]. С.И. Гессен считал, что игра является характерной деятельностью для детства, и притом данная деятельность до крайности неутомимая, практически без перерывов. Здоровый ребенок всегда будет занят, а скука и лень – это плод дурного воспитания [2].
Подвижная игра является незаменимым средством физического воспитания, с помощью которого ребенок пополняет знания и представления об окружающем мире; развивает мышление, ловкость, смекалку, сноровку, а также ценно-морально-волевые качества.
Рассмотрим, откуда же взялись подвижные игры. Возникновение игр подвижного характера, как и игр вообще, уходит корнями в далекое прошлое. История возникновения подвижных игр напрямую связана с историей развития человечества.
В древние времена человек вынужден был добывать питание и другие средства выживания охотой. Защита своего жилища от нападения хищников и представителей других племен требовали определенных навыков и физических качеств. С раннего возраста дети подражали взрослым, эмитировали их действия. Бег, прыжки, метание и другие физические упражнения формировали навыки и развивали физические способности.
Е. А. Покровский считал, что игры были во все времена и у всех народностей. Н. С. Воловик отмечал, что назначение древних игр имеет практический характер, а не развлекательный [2].
Действиями игры, словами песни люди пытались обеспечить успех в предстоящих работах. Д. Б. Эльконин в своем анализе происхождения игры, отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры» [2].
В ранних географических и этнографических описаниях русских путешественников можно отследить тенденцию к приучению маленьких детей выполнять трудовые обязанности. Г. Новицкий в описании остяцкого народа [2] писал, что во всех играх общим являлись охота на зверя, ловля рыб и птиц. Дети учились стрельбе из лука, ловле рыб и птиц. Так как человек зависел от природы, то основным предметом изображения в игровых песнях стали растительный и животный мир.
Требования общества в отношении овладения и употребления необходимыми, например будущему охотнику, рыболову, скотоводу, навыками приводят к полноценной системе упражнений. На такой основе создаётся почва для разных соревнований. Соревнования проводятся между взрослыми и детьми, и нет никакой принципиальной разницы. Древняя игра - магический ритуал, где желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее.
По теории Гутс – Мутса [2] - игры существуют для того, чтобы ребёнок отдыхал в привычных, радостных упражнениях, которые позволяют восстановить силы, необходимые для поддержания жизни.
В процессе развития человечества роль подвижных игр не изменилась, игра стала неотъемлемой частью культуры каждого человека. Игре присущи такие функции, как воспитательная, познавательная, развлекательная. Формы игры очень разнообразны, они постоянно меняются и усовершенствуются.
Обобщая вышесказанное, отметим, что многие игры, в которые играют современные дети, пришли к нам из древних ритуалов, танцев и обрядов. В таких играх с древних времен ярко отражался образ жизни человека, труд, быт, культурные и национальные устои, понятия мужества и чести, непреодолимое желание обладать силой, быстротой и выносливостью, проявлять выдержку, смекалку, находчивость.
По своему содержанию все народные игры, выразительны и лаконичны. Они способны вызывать работу мысли, расширение кругозора, совершенствовать память, внимание, приучать выполнять правила, укреплять организм [3].
Выводы по разделу. В данном разделе было дано определение подвижной игры и определены общие сведения. Рассмотрена история возникновения подвижных игр. Разобраны мнения педагогов и исследователей П.П. Лесгафта, Е.А. Покровского, Н.С. Воловика, Д.Б. Эльконина, Г. Новицкого, Гутс-Мутца по данной теме.
Описаны функции подвижной игры, а так же определена взаимосвязь современных подвижных игр с древними ритуалами, обрядами, танцам с проекцией на человеческий образ жизни, быт и труд.
Развитие подвижных игр
Этап становления подвижных игр относится к первобытному обществу и связан с подражательными действиями, которые имитировали собирательство и охоту. Так же, можно выделить подвижные игры с камнем и палкой, в которых принимали участие все члены племени. В таких играх племя показывало лидерство, соревнуясь с другими племенами, с целью показания превосходства.
Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора. Подвижная народная игра направлена активизацию двигательной деятельности. В связи с этим, можно отметить, что фольклорные фонды народов СССР содержат подвижные игры, связанные как с образами и повадками животных, птиц и рыб, так и с их ловлей.
Приведем пример игр связанных с птицами и животными: «Волк и овцы», «Ястребы и пташки», «Гуси-лебеди», «Лиса и куры», «Ужение ерша»; «Ловля куропаток». Пример игры «Ястребы и пташки» приведен в Приложении 1.
Профессор В. К. Никольский [2] считал, что уже на первой стадии развития человеческой культуры игра приобретает характер зародышевой физкультуры. Примером здесь может служить грузинская игра «Спуск сена», содержание которой пересекается с сельскохозяйственным трудом.
Каждая народная игра при попадании в другую среду получает дальнейшее развитие, либо трансформируется в новый вариант с сохранением основного сюжета. Таким примером можно считать исторический ход развития игры «Городки».
Народные игры способствую расширению кругозора, способствуют росту национального самосознания. Игры приобщают к культурному наследию, историческим достижениям народа. Для представителей некоренной национальности использование культурного наследия коренного населения способствует развитию взаимопонимания между народами [4, c 35-50].
Однотипные игры, встречающиеся у разных народов, представляют модификации, которые складывались в связи с локальным условиям: к примеру, «Русская лапта», и литовский «Муштукас». Благодаря этому сохранились формы подвижных игр, дающие возможность проследить за этапами развития той или иной игры. Примером может служить конная игра «Козлодрание» - у казахов называется «Кок-пар», у узбеков — «Улак», у киргизов — «Улактарыш», у таджиков — «Бузкаши».
Также игра являлась неотъемлемой частью народных праздников и гуляний. Народные игры, забавы всегда имели взаимосвязь с природой или с определенными этапами в жизни человека, к примеру свадьба, день рождения. Примерами таких игр могут служить «Байга», «Кыз куу».
Принадлежность игры по этнографическому признаку определяется наибольшей полнотой сохранения первоначальной игровой канвы. В первых случаях игра сохранилась более полно, во вторых - частично, в третьих игра изменилась настолько, что только пристальное изучение сюжета поможет отыскать ключ некоторых сторон ее истоков.
Уже с младенчества дети воспитывались на ярких народных игрушках, потешках, играх, которые связаны с первыми движениями малыша. В жизни подростков бытовали народные игры с различным двигательным содержанием, которые включали игровые песенки, зачины, считалки. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший, неповторимый игровой фольклор [5, c. 90 -105].
В подвижных играх активно использовалось словесное «пространство». К таковому относятся: говорилки, перестушки, дразнилки, прибаутки, потешки, страшилки, небылички, загадки, перевертыши, считалки.
Подвижные игры, как правило, проводились на улице, благодаря чему становились важным средством оздоровления детей. В игру вовлекались целые группы детей, которые соревновались в ловкости, силе, меткости и быстроте. Подвижные игры придумывались легко, продолжительность их не была регламентирована; правила подвижных игр складывались по общему договору участников игры.
Вместе с творческими играми, которые возникают в самостоятельном игровом процессе, к примеру, «Салки», «Казаки – разбойники», выделяются так же организованные, целесообразные подвижные игры с готовым содержанием и определенными правилами. Данные игры становятся удобными для проведения их с группами детей.
У русского народа игры носят названия потехам, утех, забав, развлечений. А ведь утешиться – это успокоиться на чем-то радостном, характеризовало уважение к прошлому и веру в светлое будущее.
В процессе длительной игровой практики из игр выпали неудобные правила и были сформированы более доступные. Не сам результат игры, а процесс составляет сущность игры - переживания, которые связаны с игровыми действиями.
Не смотря на то, что ситуации, которые возникают в процессе игры воображаемые, чувства, переживаемые детьми, настоящие и искренние. Играя, дети не только смеются, но и сильно переживают, а порою даже страдают. Данная специфическая особенность игры несет в себе ключевые воспитательные возможности - управляя содержанием игры, можно вырабатывать определенные положительные чувства у детей.