Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ:
Размеры полиграфического изделия — одна из базовых характеристик, о которой многие дизайнеры имеют весьма отдаленное представление. Рано или поздно они узнают о существовании обрезного и дообрезного форматов, но происходит это зачастую после того, как тираж отпечатан, порезан и выглядит не совсем так, как ожидалось. Перед разработкой макета имеет смысл ознакомиться с этими форматами, что мы и сделаем в этой статье.
- Дообрезной размер, называемый также дообрезным форматом, отображает размер полиграфического изделия ДО ЕГО ПОРЕЗКИ. Потребители и заказчики ничего не знают о существовании этого термина — числовое значение формата известно только инженерам типографии и сотрудничающими с ней дизайнерам.
- Обрезной размер (формат) отображает размер изделия ПОСЛЕ ЕГО ПОРЕЗКИ. В большинстве случаев этот формат меньше дообрезного и именно его используют люди при общении. Например, буклет А4, флаер формата DL и т.д.
Определения дали, теперь давайте разбираться что к чему.
Первый вопрос — зачем вообще нужен дообрезной формат. На рисунке приведен макет визитки в дообрезном формате. Очевидно, что нож резака, пройдя по зеленой линии, обрежет выступающие части. И оба голубых элемента (линия и поле логотипа) после резки будут вплотную подходить к краям визитки. Как и должно быть.
При резке полиграфических изделий всегда происходит небольшой сдвиг стопы по горизонтальной плоскости — нож точно по условным зеленым линиям не попадет никогда: смещение может доходить до одного миллиметра. Соответственно, при порезке визиток в первом случае это смещение компенсируется дополнительным полем (между красной и зеленой линиями). Во втором случае на двух краях визитки (вертикальном и горизонтальном) появятся белые полосы шириной, равной величине смещения. Риторический вопрос: красиво ли, когда голубая линия с одной стороны подходит вплотную к краю визитки, а с другой нет?
Итак, дообрезной формат позволяет произвести качественную резку, нивелируя погрешности резальной машины, которые есть и будут всегда.
В рассмотренном примере с визиткой, погрешности резки будут заметны, но не критичны. В случае с темным фоном или фоновой полноцветной картинкой белые полоски будут просто резать глаза — вряд ли кто-нибудь захочет иметь такую продукцию. По этой причине все макеты нужно всегда делать в дообрезном формате.
Как всегда, в любых правилах бывают исключения — существуют случаи, когда оба вышеописанных формата равны и продукцию можно делать в обрезном формате. Это может быть, когда фон изделия белый и отсутствуют элементы, идущие «на вылет» (выступающие за пределы изделия).
Глава 1: ФОРМАТЫ КНИГ
Форматы книг
Когда творческие идеи и мысли уже оформлены в слова, и стоит вопрос об издании книги, то один из первых моментов технического характера, которые предстоит решить автору, — это выбор формата книги. Попробуем разобраться с информацией, которая поможет сделать оптимальный выбор.
Что такое формат книги
Книга — это единство составляющих ее элементов, внешних и внутренних. Для того чтобы книгу хотели купить и прочитать, рекомендуя ее своим знакомым, она должна быть не только содержательной, но и эстетично оформленной, удобной для чтения.
Формат книги соответствует размеру книжного блока по ширине (основанию) и высоте. Данная величина представляет собой дробь: числитель — это площадь бумажного листа, использованного при печати, а знаменатель — количество страниц, которые отпечатаны на одной стороне такого листа. Например, на одном печатном листе может быть отпечатано 2, 16, 32 страницы книги.
Формат книги — важный параметр, который не только влияет на особенности некоторых внешних композиционных элементов книги (например, книжную полосу и поле), но и может рассматриваться как один из знаков, информирующих читателя о назначении книги (например, научные монографии никогда не будут иметь карманный формат).
Как обозначается формат книги в России
Обозначают формат следующим образом. Например, 70х90 1/32 означает, что исходный печатный лист имел ширину 70 см и высоту — 90 см, и отпечатано на одной стороне такого листа было 32 страницы (всего 32х2 — 64 страницы).
Размеры рулонной и листовой бумаги для печати книг определяются ГОСТ 1342-78, а допустимые форматы книжных и журнальных изданий регламентируются ГОСТ 5773-90 (см. рис. 1).
Рис. 1. Форматы
Выбор формата книги
Останавливая свой выбор на том или ином формате будущей книги, автор должен принять во внимание следующие аспекты:
- содержание книги (например, для беллетристики будет оптимален карманный формат, а для компьютерной литературы чаще используют 70×100/16);
- объем книги (специалисты рекомендуют выбирать маленькие форматы для книг объемом до 200 страниц);
- размер шрифта (для крупных шрифтов от 13 пт и больше рекомендуется выбирать формат не менее 127х200 мм);
- требования к особенностям оформления книги (подарочный вариант, учебная, для детей младшего дошкольного возраста и т. п.);
- удобочитаемость размещаемых на странице таблиц, формул, диаграмм, рисунков и т. п.
Несмотря на ГОСТ, сегодня можно напечатать книгу любого формата. Кроме того, существует теория, согласно которой соотношение высоты и ширины книги должно быть построено по принципу «золотого сечения», то есть ширина должна относиться к высоте как 1:1, 618.
Глава 2: ДООБРЕЗНОЙ ФОРМАТ
Дообрезной размер, называемый также дообрезным форматом, отображает размер полиграфического изделия ДО ЕГО ПОРЕЗКИ. Потребители и заказчики ничего не знают о существовании этого термина — числовое значение формата известно только инженерам типографии и сотрудничающими с ней дизайнерам.
Обрезной формат издания должен быть согласован с типографией с учетом размещения шкал оперативного контроля и всех рекомендованных меток относительно фактически используемого для печати тиража формата
бумаги.
Размеры публикации, а также расположение всех элементов макета следует задавать строго в соответствии
с обрезным и дообрезным форматами готового издания:
— для книжно-журнальной продукции — обрезка блока 5 мм, в том числе обязательный выпуск рисунка
за обрез
5 мм. Обрезные метки должны отстоять от обрезного формата минимум на 5 мм;
— для листовой продукции — 3 мм;
— для продукции на вырубку (за вырубной формат) — 5 мм.
В многостраничных документах все повторяющиеся элементы должны повторяться (абсолютно), а элементы, доходящие до корешка, доходить до него (абсолютно), а не переходить на другую, страницу. Особое внимание следует обратить на элементы колонтитула, которые должны быть симметричны относительно корешка (если иного не предусмотрено дизайном).
Все значимые элементы дизайна и вёрстки должны располагаться не менее чем на 3 мм внутрь от линии реза.
И наконец, следует помнить, что при шитье на скобу размер внутреннего разворота отличается от размера обложки на 1—4 мм, в зависимости от объема издания и используемой бумаги (т.е. толщины издания). Не рекомендуется располагать значимые элементы публикации вблизи корешка и переднего поля (внешнего края страницы) одновременно. (См. рис. 2).
Рис. 2. Формат до обрезки
Глава 3. ОБРЕЗНОЙ ФОРМАТ
Обрезной формат издания — размеры издания после того, как оно пройдет все этапы производства и окончательной отделки. Обрезной размер (формат) отображает размер изделия ПОСЛЕ ЕГО ПОРЕЗКИ. В большинстве случаев этот формат меньше дообрезного и именно его используют люди при общении. Например, буклет А4, флаер формата DL и т.д.
При резке полиграфических изделий всегда происходит небольшой сдвиг стопы по горизонтальной плоскости — нож точно по условным зеленым линиям не попадет никогда: смещение может доходить до одного миллиметра. Соответственно, при порезке визиток в первом случае это смещение компенсируется дополнительным полем (между красной и зеленой линиями). Во втором случае на двух краях визитки (вертикальном и горизонтальном) появятся белые полосы шириной, равной величине смещения. Риторический вопрос: красиво ли, когда голубая линия с одной стороны подходит вплотную к краю визитки, а с другой нет?
Итак, дообрезной формат позволяет произвести качественную резку, нивелируя погрешности резальной машины, которые есть и будут всегда.
В рассмотренном примере с визиткой, огрешности резки будут заметны, но не критичны. В случае с темным фоном или фоновой полноцветной картинкой белые полоски будут просто резать глаза — вряд ли кто-нибудь захочет иметь такую продукцию. По этой причине все макеты нужно всегда делать в дообрезном формате.
Как всегда, в любых правилах бывают исключения — существуют случаи, когда оба вышеописанных формата равны и продукцию можно делать в обрезном формате. Это может быть, когда фон изделия белый и отсутствуют элементы, идущие «на вылет» (выступающие за пределы изделия).
Пример такого макета показан на рисунке — края линии не подходят к краям визитки (не идут «на вылет»). (См. рис. 3, 4)
Рис. 3. Формат после обрезки
Рис. 4. Обрезной формат
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, надо отметить важность послеобрезного и дообрезного форматов, так как они помогают получить желаемый размер готового изделия. При соблюдении всех правил, вы можете быть уверенным в том, что продукт не будет обрезан там, где находится основная часть.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
- «Курс макетирования и верстки». Волков Н., 66 стр.
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ
- «Издательство Триумф» [ЭР, URL:
https://www.triumph.ru/formaty-knig.html] (дата обращения: 31.05.2019)
- «Издательство ДПК Пресс » [ЭР, URL: http://dpk-press.ru/formaty-pechatnyx-izdanij/] (дата обращения: 31.05.2019)
- «Типография+ дизайн- студия» [ЭР, URL: