Файл: УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пол

Возраст

6

7

8

9

Мальчик

54,5

60

76,4

86

Девочки

58,3

74,1

75

87,5

Точность попаданий в горизонтальную и вертикальную цель постепенно улучшается с возрастом. Повышение результата на протяжении младшего школьного возраста (за период от 6 до 9 лет) составляет у мальчиков - 14,5%, девочек - 20,4%. Во всех возрастных группах мальчики имеют значительное преимущество в точности бросков мяча в цель.

Регуляция точности движений обеспечивается физиологическими процессами, которые создают непрерывную, организованную взаимодействие между восприятием предложенной задачи и его реализацией. Обратная афферентация или контрольно-коррекционная афферентация является важным звеном в управлении движениями, и от степени ее усовершенствования во многом зависит результативность двигательных действий. Поскольку в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие двигательной функции, все это имеет тесную взаимосвязь с проявлением координационных возможностей детьми 6-9 лет при выполнении прыжков на точность приземления, а также в метании в горизонтальную и вертикальную цель.

Уровень развития ловкости у детей имеет прямую зависимость от объема ранее сформированных умений и навыков, так как увеличение арсенала различных движений положительно влияет на функциональные возможности их двигательного анализатора. Таким образом, чем больше ребенок приобретет двигательных координации, тем быстрее она усваивает любое движение, тем выше у него будет уровень развития ловкости.

Таким образом, на развитие ловкости у детей влияют различные физические упражнения: общеразвивающие, основные движения (прыжки, метания, упражнения из равновесия и др.), Упражнения в построении и перестроении, которые требуют для правильного их выполнения соответствующей координации движений. Широкое применение разнообразных упражнений в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастики и во время прогулок в значительной степени обогащает двигательный опыт детей, способствует их координационном развития. Однако по мере автоматизации навыки значения данных физических упражнений как средства развития ловкости значительно снижается.

  1. Методические рекомендации по развитию ловкости у детей младшего школьного возраста


Существует несколько направлений в развитии ловкости младших школьников. Как отмечалось выше, использование разнообразных упражнений при условии, что они имеют элементы новизны, стимулируют совершенствование данного качества. В этом случае рекомендуется при выполнении общеразвивающих упражнений чаще менять исходные положения, предотвращать стандартным (однообразным) повторением, чаще использовать упражнения с предметами (гимнастические палки, скакалки, мячи и др.), особенно в старших группах. Следует также шире применять упражнения, которые улучшают восприятие ребенком своих движений и положений тела, дифференциацию мышечных ощущений, потому что на этой основе у детей формируется умение управлять двигательными действиями.

С этой целью детям предлагают выполнять упражнения с конкретным двигательным задачей (целевой установкой), точно придерживаться направления, амплитуды, скорости и величины мышечных усилий. Например, прыгнуть в длину с места на определенное расстояние (через "ручей") в глубину, с приземлением в условленное место (лента или лист бумаги) метания предметов, пытаясь попасть в цель, и др. Это дает возможность "почувствовать" движения при первом их исполнении, а затем повторить таким же способом с изменением целевой установки (например, место приземления в прыжках в глубину меняется). Ценность данных упражнений в том, что условия их выполнения постоянно варьируют, все это обуславливает формирование пластических навыков, большего ее приспособления к изменяющимся обстоятельствам.

Одним из проявлений ловкости является умение сохранять равновесие в статическом положении и во время движения. Основными упражнениями для формирования равновесия является ходьба по скамейке и бревне различными способами, ходьба на лыжах, катание на коньках и велосипеде, а также общеразвивающие упражнения.

Совершенствованию управления своими двигательными действиями способствуют упражнения, выполнение которых требует четкой регуляции движений в пространстве и времени, регуляции мышечных усилий. В этих упражнениях для ребенка очевидна связь между характером движений (направлением, скоростью, продолжительностью и др.) И его результатом. Например, к ним относятся прокачки мяч в "воротца", попадание мяча в цель, упражнения с мячом («школа мяча») и др. Этому также способствуют игры эстафетного характера с преодолением препятствий (пролезания в обруч, подлезание под дугу), с переброской и томление мяча ("Мяч капитану», «Передал - стань" и др.). Результативность подобных упражнений и игр зависит от четкости произвольного регулирования двигательных действий и скорости их исполнения, совершенствует ловкость детей.


Развития ловкости способствует выполнение некоторых двигательных действий в разные стороны, а также правой и левой рукой. Например, метание предметов на дальность и в цель дети выполняют поочередно каждой рукой, прыжки в глубину и на месте с поворотом влево и вправо (в старших группах). При обучении более сложных по координации движений дети сначала выполняют их в одну сторону, а затем после овладения упражнениями - в другую сторону. Целесообразность обучения асимметричных двигательных действий в разные стороны подтверждается трудами разных авторов [8, 11]

Координационное усложнение упражнений, повышение требований к точности их выполнения - один из важных путей развития ловкости. В каждой следующей возрастной группе, учитывая увеличение координационных возможностей детей, требования к качеству выполнения движений постоянно повышаются. От ребенка требуют более четкого выполнения прыжков, метаний, упражнений в равновесии и лазании - тех основных движений, которые имеют определенную техническую сложность.

Полностью оправдано с позиции улучшения координации ряда движений (ходьба, бег, общеразвивающие упражнения) выполнять их с музыкальным сопровождением на занятиях и утренней гимнастике. Формирование умений перестраивать движение в соответствии с изменением характера музыки (высоты звучания и темпа ее) совершенствуют пластичность навыки, а, следовательно, повышает уровень развития ловкости у детей. Таким образом, развитие ловкости должен идти путем повышения координационной сложности упражнений при обязательном соблюдении следующих требований: точности выполнения упражнений и взаимной согласованности элементов движений.

Таким образом, эффективным средством развития ловкости у детей является выполнение упражнений с внезапно изменившимися ситуациями, с быстрым реагированием на внезапные изменения обстоятельств и принятия в соответствии с этим оптимального решения, которое проявляется в конкретной двигательной действия. Наибольшую целесообразность при этом имеют подвижные игры, как универсальное средство в развитии различных сторон данного качества. Игровая деятельность детей в условиях внезапно изменившихся обстоятельств выдвигает соответствующие требования к проявлению комплекса психофизиологических функций: сенсомоторные реакции, прием и переработка информации, кинестетические восприятия, оперативное мышление, внимание, процесс образования и совершенствование динамических стереотипов (А. Запорожец).


Поэтому подвижные игры и упражнения спортивного характера (в старших возрастных группах) относят к наиболее действенных и доступных средств, которые стимулируют развитие данного качества у детей 6-9 лет.

Заключение

Наиболее благоприятным возрастным периодом совершенствования ловкости, координации движений и пространственной точности является возраст 6-7 лет. Оптимальное время, которое требуется для совершенствования у детей реакции на движущийся составляет 15-20 тренировок. при использовании специальных упражнений в процессе физической подготовки, пространственная точность воспроизведения упражнений повышается в течение 4 - 5 занятий, точность предсказания начала движения в течение 3 - 4 занятий, точность дозирования, которое потребует мышечные усилия в течение 5 - 6 занятий. после этих сроков динамика показателей стабилизируется.

Для достижения оптимального эффекта от выполняемых упражнений предлагается следующее количество занятий: с целью совершенствования пространственной точности движений и точности прогнозирования временных интервалов движения необходимо - 6-7 занятий; с целью развития способностей дозировать соответствующие мышечные усилия необходимо - 8-11 занятий тренировочных занятий.

При выполнении упражнений, которые способствуют развитию ловкости авторы предлагают применить методические приемы с использованием средств гимнастики, аэробики, легкой атлетике, спортивных и подвижных игр. Эти методические приемы предусматривают следующие рекомендации: зеркальное выполнения упражнений; изменение скорости или темпа движений; изменение пространственных границ, в которых выполняются упражнения; изменение способов выполнения упражнений; усложнение упражнений дополнительными движениями; изменения противодействия во время групповых или парных упражнений.

Перерывы для отдыха должны быть достаточными для полного восстановления сил. Следующие упражнения рекомендуется выполнять, если не было предварительной нагрузки. Основной задачей при развитии ловкости является овладение новыми разнообразными двигательными навыками и их компонентами. Упражнения на ловкость целесообразно проводить в начале основной части тренировки и включать их в каждое занятие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ