Файл: Особенности правового регулирования рынка ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Экономика любого государства не может существовать без развитого финансового рынка.

Рыночная экономика требует усиления роли экономических, в том числе и финансовых, рычагов в регулировании общественного производства.

Кроме того, усиление общего интереса к финансовой сфере обусловлено и негативными явлениями в экономике страны.

В сфере финансов и денежного обращения они выражаются в бюджетном дефиците, несобираемостью налогов в намеченных суммах, росте задолженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, падении покупательной способности рубля, низком уровне финансовых вложений в развитие производства, социальной сферы, в неплатежах при взаиморасчетах в хозяйственном обороте, неэффективности налогового и кредитного механизма как стимуляторов производственной деятельности и др.

Осуществляя финансовую деятельность, правовое государство стремится к тому, чтобы максимально учесть и сбалансировать публичные и частные интересы, проявляющиеся в экономических отношениях, свести к минимуму неизбежный конфликт между ними, найти механизмы и способы, с помощью которых возможно осуществлять эффективное правовое регулирование.

1. Правовое регулирование финансового рынка

Финансовый рынок - это рынок денег, предоставляемых в пользование в различных формах. Финансовый рынок может быть определен как механизм соотнесения спроса и предложения на денежные ресурсы, а его функционирование непосредственно связано с распределением этих ресурсов в экономике. Специфическим товаром на финансовом рынке выступают деньги. В качестве товара деньги обращаются в таких секторах финансового рынка, как кредитный, рынок ценных бумаг, валютный, страховой и т.д.

Правовое регулирование финансового рынка РФ состоит в упорядочении взаимодействия и защите интересов его участников путем установления определенных правил, критериев и стандартов относительно отношений по поводу финансовых ресурсов. Государственно-правовое регулирование финансового рынка в РФ осуществляется совокупностью государственных органов, которые составляют систему государственных органов регулирования в этой сфере.

Наибольшее значение для регулирования финансового рынка имеет такая экономическая основа (принцип) конституционного строя, как свободное перемещение финансовых средств, гарантированное ст. 8 Конституции РФ. Перемещение финансовых средств, свобода которого гарантируется ст.ст. 8 (часть 1) и 74 Конституции РФ, происходит в рамках денежного оборота. Именно в Конституции РФ, а также в конституциях и уставах субъектов Федерации закрепляются основы правовой организации финансового рынка в целом и по отдельным его сегментам.


Какого-либо единого нормативного акта, регулирующего финансовый рынок в целом, типа кодекса, не имеется. Однако приняты кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву. Кроме того, в нормативных актах других отраслей права - конституционного, административного, гражданского и др. - имеется немало таких, которые содержат нормы, регулирующие финансовый рынок. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.

Имеются и международные акты.

Акты правового регулирования финансового рынка РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов РФ, относящихся к разным сферам финансового рынка, например, о налогах различных видов и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления.

Новое содержание федеративных отношений в России и развитие местного самоуправления вызвали активизацию нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансового рынка. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах, утвержденные органами местного самоуправления, и др.

Нормы, регулирующие финансовый рынок, содержатся в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах органов исполнительной власти субъектов Федерации, актах финансово-кредитных органов - Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ. Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими экономическими или иными службами в зависимости от содержания регулируемых отношений. Эти акты должны строго соответствовать законодательству.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления - министерств, ведомств и др., регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли). Особо следует отметить, что в финансово-правовом регулировании могут действовать и нормативные акты СССР и РСФСР в области отношений, еще не урегулированных законодательством РФ, и не противоречащие ему.


Большое значение для правового регулирования финансового рынка имеет деятельность Федеральной службы по финансовым рынкам. Именно она осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка РФ (за исключением банковской и аудиторской деятельности). В целом функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков осуществляет Министерство финансов РФ. Так, Министерство финансов РФ (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд РФ), государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бюро кредитных историй. Министерство финансов РФ осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг.

Приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка на период до 2020 г. определяет Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. При этом в Стратегии не затрагиваются вопросы развития банковского и страхового секторов, а также вопросы их регулирования, контроля и надзора.


Стратегия определяет направления совершенствования правового регулирования финансового рынка:

  • взаимодействие с саморегулируемыми организациями;
  • унификация принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка;
  • снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
  • обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  • развитие и совершенствование корпоративного управления;
  • предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

Итак, сегодня финансовый рынок опосредует оборот огромных по своим масштабам капиталов, в связи с чем перед государством объективно возникает задача обеспечения эффективного функционирования этого рынка, а присущие ему динамика и рискованность не предполагают возможности для утраты актуальности задачи по постоянному совершенствованию нормативно-правового регулирования отношений, складывающихся при управлении финансовым рынком.

2. Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Являясь неотъемлемой частью финансового рынка и мощным регулятором межотраслевых переливов капитала, рынок ценных бумаг нуждается в эффективном государственном регулировании, поскольку выполняет несколько важных функций:

1) Аккумулятивную - способствуя мобилизации и концентрации частного капитала, предназначенного для инвестиционных целей;

2) Перераспределительную - обеспечивая свободный перелив капитала в те отрасли экономики, которые наиболее востребованы, поддерживая, таким образом, наиболее рациональную структуру общественного производства;

3) Контрольную - демонстрируя количественные показатели структуры общественного капитала и структуры собственности;

4) Информационную - обеспечивая доступность и достоверность информации о наличии "инвестиционных продуктов и заинтересованных заемщиках и кредиторах".

Вне всякого сомнения, базовые элементы рынка ценных бумаг должны быть урегулированы нормами гражданского законодательства, предоставляющими субъектам возможность проявлять инициативу при принятии решений об эмиссии ценных бумаг, инвестировании в фондовые ценности, совершении сделок на вторичном рынке.

Но в то же время государственное вмешательство требуется в сфере создания общего благоприятного инвестиционного климата в стране в целом и в каждом регионе в частности; в сфере создания дополнительных стимулов для секьюритизации частных капиталов; в сфере формирования системы государственных гарантий надежности вложений в ценные бумаги; в сфере обеспечения информационной прозрачности всего механизма рынка ценных бумаг. Государство заинтересовано в создании динамичного, устойчивого рынка ценных бумаг, способного обслуживать интересы частного капитала и формировать эффективные механизмы перераспределения собственности. Кроме того, развитая инфраструктура и наполненность рынка являются факторами, способствующими увеличению количества источников получения государственных доходов и как следствие - расширению области бюджетного финансирования и осуществлению социально-экономических программ. финансовый рынок валютный правовой


Важной вехой в развитии законодательства о ценных бумагах явилось принятие 30 ноября 1994 г. части I Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК), который был разработан с учетом практического опыта правового регулирования рыночных отношений.

Основными источниками регулирования ценных бумаг и их рынка являются ГК, Федеральные законы:

  • От 22.04.1996 №39-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О рынке ценных бумаг" - регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также устанавливает основы государственного регулирования данного рынка;
  • От 26.12.1995 №208-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об акционерных обществах" – определяет правовой режим акций и акционерных обществ;
  • От 05.03.1999 №46-ФЗ (ред. от 04.10.2010) "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" - устанавливает меры, направленные на обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определяет порядок выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • От 23.06.1999 №117-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" - предметом регулирования являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, в том числе услуг на рынке ценных бумаг.

Федеральный закон от 29.07.1998 №136-ФЗ (ред. от 14.06.2012) "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" устанавливает порядок возникновения в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями; процедуру эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения; порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг.

1 июля 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 №415-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О центральном депозитарии". В соответствии с ним изменились правила работы некоторых профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В качестве примера подзаконного нормативного акта можно назвать Указ Президента РФ от 04.11.1994 №2063 (ред. от 14.07.2011) "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 №156 "Об утверждении Правил отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики".