Файл: Основные школы и направления современной макроэкономической теории.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Экономика- это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

«Экономическая теория,- говорил выдающийся английский экономист первой половины ХХ в. Дж. Кейнс,- не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления».

Экономическая теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.

Экономическая теория как наука сложилась в период становления капитализма, зарождения первоначального капитала и прежде всего в сфере торговли.

Общая экономическая теория- это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, сто порождает конкуренцию за их использование.

Экономическая теория включает в себя микроэкономику(поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику(функционирование национальной экономики в целом), выделяются так же мезоэкономика(поведение подсистем национальной экономики) и метаэкономика(поведение мировой экономики в целом). [1.стр 5-9]

Экономическая теория является методологической основой для целого комплекса конкретных экономических наук: отраслевых( экономика промышленности, транспорта, строительства, непроизводственной сферы), функциональных(финансы, кредит, маркетинг, менеджмент), межотрослевых( экономическая география, демография, статистика), историко-экономических. [2.стр13]

Основные современные направления и школы экономической теории.

Первой научной школой экономической теории стал меркантилизм (от итальянского слова «мерканте», торговец, купец). Зародившись в конце XV века, эта школа достигла расцвета в XVII столетии.
Главная ее особенность заключается в ограничении объекта исследования сферой обмена.
По существу, экономическая деятельность сводилась к торговле, к торговой деятельности.
Эта школа развивалась в период интенсивной торговли, особенно международной. В это время шло формирование капитализма, и доминирующей общественной идеей была идея обогащения.
Следующая школа экономической теории - школа физиократов (от греческих слов «физио». природа и «кратос». сила, власть), существовавшая в XVIII столетии и положившая начало классической политэкономии.
Совершенно справедливо указав на производство как на источник богатства, физиократы вместе с тем ограничили производство, сферой сельского хозяйства, отнеся все остальные сферы экономики к не производительным, то есть не создающим богатство. Ограниченность физиократов была обусловлена тем, что богатство они отождествляли с веществом природы: если оно увеличивается, значит, по их мнению, растет и богатство.
Появление и развитие следующей школы - школы классической политической экономии, связанное с именами английских экономистов А.Смитом (1723.1790 гг.) и Д.Рикардо (1772.1823), позволило вывести производство как источник богатства за рамки сельского хозяйства.  В этом им помогла трудовая теория стоимости. Согласно этой теории, богатство имеет вещественное воплощение и измеряется величиной стоимости, создаваемой трудом. Богатство создается там, где труд преобразует вещество природы в необходимые людям блага. Политэкономию отличает от экономике и то, что рыночная экономика рассматривается как одна из форм хозяйства носящая преходящий характер, и на определенном этапе своего развития уступающая место плановой экономике.
С середины XIX века развитие политической экономии пошло по двум направлениям:
- первое направление получило название политэкономии капитала (или буржуазной политэкономии), а второе политэкономии труда (или пролетарской политэкономии).


Первое направление политэкономии отошло от представления о труде как единственном источнике стоимости и богатства.
Второе направление политэкономии осталось на позициях трудовой теории стоимости.
Она отражала интересы рабочего класса, единственным источником существования которого является труд. 

Неоклассическое направление.

Родоначальником этого направления был английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924)ввел в обиход термин «экономикс» как науки о наиболее эффективном использовании имеющихся экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных потребностей общества в экономических благах.

Неокейнсианское направление.
Заслуга Дж. Мейнарда Кейнса (1883-1946) состоит в том, что он предложил новый подход, разработал новую теорию регулирования производства и занятости. Он обратил внимание на то, что по мере роста общественного богатства проблема поддержания эффективного спроса становится все более сложной и актуальной.

Кейнс приходит к выводу: размеры производства и занятости, их динамика определяется не факторами предложения, а факторами платежеспособного спроса В центре внимания должно находиться рассмотрение спроса, его составляющих, факторов, влияющих на спрос. Совокупный спрос — это реальный объем национального производства товаров и услуг, которые домашние хозяйства, фирмы и государство готовы купить при данном уровне цен.
С увеличением доходов не все доходы будут направлены на покупку товаров. Часть доходов пойдет на сбережения. Причем с повышением доходов склонность к потреблению понижается, а склонность к сбережению возрастает.

Неолиберальное направление


Неолиберализм — направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации.
Современные представители экономического либерализма следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная форма хозяйствования создает наилучшие условия для экономического роста. Во-вторых, они отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где отсутствуют эти условия.


Институциональное направление.

В институционализме выделяют три основные направления, обозначившиеся в конце XIX века: институционализм социально-психологический, социально-правовой и эмпирический (конъюнктурно-статистический). Все они, несмотря на общность фундаментальных положений, значительно отличаются друг от друга в подходах, методике анализа и трактовке причин и следствий экономических явлений, роли и значения отдельных институтов в жизни общества. Институциональный подход означает анализ не только экономических категорий и процессов в чистом виде, но и институтов, внешнеэкономических факторов. [3.стр22-39]

Функции экономической теории.

Экономическая теория в обществе выполняет несколько важных функций:
1.Познавательную;
2.Прогностическую;
3.Практическую;
4.Критическую;

5.Методологическую;

6.Воспитательную.
Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство.
Прогностическая функция экономической теории состоит в определении перспектив социально-экономического развития на будущее.
Практическая (прагматическая) функция состоит в научном обосновании экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования на всех уровнях функционирования экономики.
Критическая функция экономической теории позволяет выявлять достижения и недостатки различных форм производства.

Методологическая функция экономической теории заключается в том, что она является основой, которая позволяет определить направленность экономического развития (например, капитализм, социализм и т.п.), в зависимости от которого конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.
Воспитательная функция связана с формированием определенного мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества. 
В числе основных экономических целей общества принято выделять следующие:

  1. экономический рост – желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг или, проще говоря, более высокий уровень жизни;
  2. оптимальная занятость – подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать; 
  3. экономическая эффективность – нужно получить максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов; 
  4. стабильный уровень цен – необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, т.е. инфляции и дефляции;
  5. экономическая свобода – все должны обладать в своей экономической деятельности оптимальной степенью свободы;
  6. справедливое распределение доходов – ни одна группа граждан не должна пребывать в крайне нищете, когда другие граждане купаются в роскоши; 
  7. экономическая обеспеченность граждан – следует обеспечить достойное существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев; 
  8. внешнеторговый баланс – необходимо стремиться к поддержанию разумного баланса международной торговли и международных финансовых сделок. [4.стр7]