Файл: Периодические издания и их роль современном мире (Историография периодических изданий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 411

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 11. Детская газета - «Пионерская правда»

Слово «журнал» восходит к латинскому «ежедневный», что напоминает «acta diurna» Юлия Цезаря. Особенность первых европейских журналов – преимущественно научная ориентация.

Первый европейский журнал – «Journal des Savants» («Журнал ученых», 1665– 1828) – был создан по инициативе французского министра финансов ЖанаБатиста Кольбера (см.рис.12).

Рисунок 12. Журнал «Journal des Savants»

В начале XVIII столетия слово «журнал» понималось как «периодическое сочинение», которое, появляясь регулярно через определенное время, сообщает о новых книгах, раскрывает их содержание и извещает открытия в науке.

Глянцевые журналы – это один из наиболее простых и распространенных путей перехода модных тенденций в массы. Некоторые из первых глянцевых журналов существуют и по сей день. А первые «великосветские» журналы были посвящены, в основном, моде. Все они были иллюстрированы либо цветными рисунками, либо гравюрами. Журналы освещали литературные новинки книг по философии, а так же культурную жизнь и достижения естественных наук.

В 19 веке журналы стали ориентироваться на определенные группы читателей. Целенаправленность журналов стала зависеть от признаков потенциальных читателей. В зависимости от пола, глянцевые журналы делились на мужские и женские, детские появились чуть позже. По профессиональной принадлежности в зависимости от профессий читателей. Можно утверждать, что так появилась первая реклама товаров.

Наиболее популярны глянцевые журналы были в 1920-ые – 1950-ые годы, когда были основаны несколько самых известных, например, Time в 1923 (см.рис.13) году и New Yorker в 1925 году. Появился так же первый журнал для мужчин – Esquire. Одними из старейших в мире являются женские журналы мод Cosmopolitan, Vogue, Elle и Harper's Bazaar. Правда глянцевыми они стали несколько позже.

Рисунок 13. Журнал Time 1923

На страницах журналов представлена информация развлекательного характера, в отличие от газет и книг, в которых преобладает текст, а картинки являются только иллюстрацией к тексту.

3. Виды периодических изданий

Периодические издания – это печатная продукция, которая выходит с заявленной производителем периодичностью. Существует несколько видов периодических изданий, которые различаются по типу продукции, а также по периоду до нового выпуска.


Основной задачей любого периодического издания является формирование общественного мнения по какому-либо вопросу. Любое периодическое издание может изменить свою периодичность по различным причинам. Помимо периодичности, печатная продукция различается охватываемыми темами. Существуют узкоспециализированные газеты и журналы и издания, ориентированные на более широкую аудиторию, они могут охватывать сразу несколько тем или не иметь определенной темы вовсе.

Газета — это «периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы (см.рис.14). Газетным изданием также называют «листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата. От других форм периодических изданий газета отличается большим форматом, объемом и более частым выходом.

Рисунок 14. Газета

В газетах помещаются репортажи, хроники, интервью, статьи, обозрения, рецензии и прочее.

Специфика газеты заключается как в ее формате, так и в содержании наполняющих газетный номер материалов.

Некоторые редакции выпускают несколько приложений к основному изданию. Например, еженедельник «Аргументы и факты» в течение многих лет выпускает множество различных приложений. Например, приложение «Молодой» к «Аргументам и фактам» нацелено на юношескую аудиторию, а приложение «Кот и пёс» – на любителей домашних животных (см.рис.15). Цель выпуска приложений к газете – желание увеличить аудиторию издания и расширение площади для публикации рекламы и тем самым обеспечение роста доходов редакции. Периодичность выхода приложений зависит от типа и величины их аудитории – от 1–2 недель до месяца.

Рисунок 15. Приложение «Кот и пёс»

Журнал является одним из основных средств массовой информации.

Журнальное издание – издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала установленного формата, в обложке или в переплете (см.рис.16).

Рисунок 16. Журналы

Под установленным форматом понимаются принятые для определенного вида издания (газеты, журнала) размеры, регламентированные нормативными документами. Издание журнального типа часто рассматривается как вид и даже разновидность журнала. Например, бюллетень, сборник, каталог, путеводитель могут иметь журнальный вид.

Согласно ГОСТу 7.60–90, журнал – это периодическое журнальное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.


ГОСТ 7.60–2003 «Издания. Основные виды и определения» определяет журнал как периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным вопросам и литературно-художественные произведения.

В журнале содержится новейшая информация, освещающая последние достижения. Каждый журнал представляет собой единое издание, все номера которого связываются в одно целое определенной тематикой и общим для них всех названием. Журнал обычно выходит в свет через определенные, заранее обусловленные промежутки времени, но не реже двух раз в год.

4. Современная структура периодических изданий

Важнейшим этапом разработки любого издания (периодического или нет) является продумывание его структуры. Структура издания – связь и взаимное расположение составных частей издания: основного и дополнительных текстов, а также входящих в них содержательных и художественных элементов. Данный термин определен в ГОСТ 29.130-97.

Под структурой издания подразумевается внутренняя механика издания – то, как и зачем расположены блоки информации, какие задачи несет каждый из них, как они перекликаются с задачами других блоков, и как все в целом составляет единый механизм. Именно грамотно проработанная структура превращает набор в той или иной степени «красивых» страниц в цельный объект.

Некоторые структурные приёмы:

  • помещение в начало и конец издания коротких, но представляющих повышенный интерес, остроактуальных материалов в форме короткой заметки или иллюстрации, таким образом подогревая интерес читателя перед дальнейшим прочтением и завершают общую картину в конце чтения;
  • фотографические блоки – материалы, состоящие в основном из крупных или разворотных фотографий. Они, как правило, помещаются во второй половине издания.

Все это позволяет создавать определенный ритм внутри издания, чередование объемов и типов информации, ускорение и замедление темпа чтения.

Графическая индивидуальность каждой газеты зависит от особенностей оформления текстов и заголовков, способа верстки, от уровня и способов печати.

5. Периодика в современной России


В наши дни в России самым распространенным и популярным печатным изданием также остается газета. Всего в стране зарегистрировано почти 27,5 тысячи таких изданий. Однако постоянно издаются только 14 тысяч из них.

Отличительной особенностью российских средств массовой информации является то, что они независимы не столько юридически, сколько социально, то есть практически полностью оторваны от читателей. Подавляющее большинство изданий никак не реагирует на письма читателей, не поддерживают с ними "обратной связи", не изучают свою популярность, не стремятся удовлетворять читательские потребности, предлагая на страницах исключительно собственное видение происходящих в стране и мире событий.

За счет вышесказанного происходит постепенное снижение интереса аудитории читателей к газетам. Газеты мало интересуются потребностями читателей, по причине того, что большинство из них финансируется из бюджетов разных уровней, поэтому тиражи и продажи не отражаются на их финансовом состоянии.

Такая ситуация наблюдается после распада Советского Союза. Газета оставалась главным источником информации. Начиная с 1990-х годов газету начало активно вытеснять телевидение, сегодня же телевидение вытесняет Интернет. Если в 1990 году, согласно опросам, в России не читали газеты только 4 % жителей, то к 2006 году их количество увеличилось до 30 процентов.

При этом совокупная аудитория ежедневных газет остается относительно большой - около 6,5 миллиона человек, а еженедельных изданий - около 14 миллионов читателей. В последние годы повышается популярность журналов. Их аудитория составляет более 36 миллионов человек, наибольшей популярностью пользуются телегиды, модные издания и женские журналы.

6.Современные технологии

На сегодняшний день печатные газеты теряют свою популярность, но при этом их влияние на общественное сознание по-прежнему остается значительным. Про ОКПД периодических печатных изданий в отделениях "Почты России" сегодня мало кто помнит, потому что большинство современных газет открывают свои представительства в интернете (см. рис. 7). В сети существуют как отдельные интернет-издания, так и версии печатных газет и журналов. Нередко доступ к ним возможен по подписке, которую нужно оформлять отдельно.

Новостные сайты, которые регистрируются как средства массовой информации, пользуются всеми правами СМИ, то есть получают аккредитации на мероприятия, запрашивают информацию от органов власти, пользуются соответствующими льготами при оплате страховых взносов, имеют право на государственную поддержку.


На интернет-страницах традиционных СМИ публикуют материалы, которые выходят в печатных изданиях. По последним опросам ВЦИОМ газеты и журналы в интернете ежедневно читают около 16 процентов россиян. Почти половина опрошенных предпочитает интернет-версии газет и журналов их печатным аналогам. Сейчас все отечественные массовые периодические печатные издания имеют свои страницы в интернете.

Заключение

Роль периодических изданий в жизни общества велика. Журналы, газеты, научно-популярная и художественная литература являются основным средством хранения и передачи к поколению всех достижений науки и культуры. Для людей всех возрастов журналы и газеты служат источником знаний, помогают узнать и оценить жизнь, понять законы общественных отношений и явлений природы. Особенно велика роль печати для формирования социальных и нравственных идеалов человека, для усвоения им норм общественного поведения. Современное общество ценит качественную и своевременную информацию. Её создание и распространение – функция средств массовой информации, среди которых одной их самых древних является периодическая пресса.

Печатные СМИ остаются актуальными источниками информации для современного человека. Однако, эпоха Интернета значительно влияет на историю периодической прессы. Для сохранения и расширения контингента читателей печатные периодические издания имеют свою онлайн-версию, размещают выпуски и создают архивы на своих сайтах в Интернете.

Основные функции средств массовой коммуникации – информационная, образовательная и воспитательная – находят свое отражение в конкретных жанровых формах.

Ускоренный темп жизни диктует изданиям соответствующие формы подачи материалов. Многие газеты, учитывая читательские интересы, ориентируют журналистов на небольшие по объему (100–120 строк) материалы не только информационных, но и аналитических жанров с многочисленными фактами и лаконичной аргументацией.

Список использованной литературы

1. ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Пункт 3.2.

2. Бережной А. Ф. Углубляясь в историю печати: Статьи. СПб., 1996. – С.

62-65.

3. Бойченко Е. Использование фонда отраслевых периодических изданий (на примере отдела производственной литературы Белгородской государственной универсальной научной библиотеки) / Е. Бойченко // Научные и технические библиотеки. - 2007. - №4. - С. 65-76.