Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 5
Типология периодических изданий находится пока еще в стадии разработки и поэтому не имеет четкой трактовки. Однако анализ немногочисленных работ, посвященных данной проблеме, создает подходы к ее решению.
Например, в учебном пособии «Система средств массовой информации России» основными типообразующими признаками выделены: характер аудитории, предметно-тематическая направленность, целевое назначение, время выхода, периодичность.
По характеру аудитории выделяются следующие основные типы изданий:
- - международные;
- - общероссийские;
- - межрегиональные;
- - территориальные (областные, краевые, городские, районные);
- - этнических общностей;
- - профессиональных групп;
- - возрастных групп;
- - для женщин и мужчин;
- - для верующих.
По предметно-тематической направленности:
- - универсальные;
- - специализированные.
По целевому назначению:
- - художественные;
- - публицистические;
- - развлекательные;
- - научные;
- - рекламные;
- - информационные
Строение журнала
Несмотря на большую разнообразность строения современных журналов, существуют основные элементы, обеспечивающие функциональность, удобочитаемость и логичность построения материала в номере. Почти все журналы состоят из обложки, оглавления, внутренних и зачастую рекламных полос.
Обложка является своеобразным лицом издания, зачастую от яркости ее решения журнал может иметь или не иметь успех, особенно это важно для впервые появившихся на рынке периодики изданий. Основными элементами обложки является обложечная шапка, иллюстративная часть и текстовая.
В обложечную шапку выносится логотип журнала, его название, хотя исторически начертание названия журнала менялось в некоторые периоды из номера в номер, в наше время не допускается его значительных изменений. Это обеспечивает узнаваемость журнала, его фирменный стиль создающий бренд. Допустимо изменение цветовой гаммы обложечной шапки, и анонсов при кардинальном изменении цветовой схемы обложки.
Иллюстративная часть обложки — это изображение, помещенное на обложку, оно должно отображать главный материал номера или хотя бы соответствовать тематике журнала.
Текстовая часть обложки так же анонсирует наиболее важные материалы в номере, для ее набора используются крупные читабельные шрифты, она не должна перекрывать или отвлекать от обложечного изображения. Может располагаться свободно и менять свое расположение из номера в номер, наиболее важные анонсы выделяют крупнее, также для выделения используются интригующие, эмоционально окрашенные слова.
Так же стоит отметить, что на обложку необходимо вынести информацию с номером, месяцем, годом выпуска, зачастую так же размещается штрих-код.
Следующий традиционный элемент оформления журнала оглавление или содержание. Издание может быть достаточно большим по объему, а специфика чтения журналов такова, что читатель обычно выбирает те материалы, которые ему интересны, в отличие от книги, поэтому оглавление необходимо и располагается в начале журнала. Хотя зачастую его располагают не на первой странице, или обороте обложки, в связи с помещение там рекламных полос. Оглавление представляет собой краткий обзор материалов, содержащихся в номере, наиболее важные также выделяются, зачастую и иллюстративным материалом тоже. Основными критериями качества оформления содержания является легкость его понятия и информативность.
Так же иногда в журнале выделяют титульный лист, на котором указывается редакторский состав журнала, авторы статей, выходные данные издания, тираж, иногда небольшой анонс главных материалов от редактора или другого лица с помещение его фотографии. Чаще всего он располагается в начале журнала, иногда совмещается с содержанием на одной странице, а где-то выносится и в конечные страницы издания.
Наиболее объемной часть в журнале являются внутренние полосы. В полиграфии полосой называется страница с размещенной на ней информацией. Их вид может быть абсолютно разнообразным, и зависит от верстки страницы. Хотя полосы одной и той же рубрики желательно оформлять в едином стиле, а также выдерживать его из номера в номер. Рубрикой называется постоянный тематический раздел в журнале. Оформление рубрик является важной задачей, они также создают эффект узнаваемости журнала и помогают постоянным читателям лучше ориентироваться в номере. Как отдельный вид стоит выделить рекламные полосы, очень распространенные и занимающие большую часть в коммерческих журналах, основными их критериями служат привлекательность и яркость, хотя реклама может быть очень разнообразной.
Верстка журнала
Основными задачами журнального дизайна являются: создание привлекательного, постоянного образа для читателя, обращение внимания на важные материалы, направление взгляда читателя и усиление значения содержания посредством акцентуации элементов.
Пря разработке дизайна журнала необходимо создать узнаваемый образ, выдерживать его в течение долгого времени, при этом используя новые неожиданные решения, заинтересовывающие читателя снова и снова. Основными элементами дизайна изданий являются: типографика, пространственное расположение элементов, цвет и изображения.