Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
Введение
Проблема взаимоотношений государства и личности имеет глубокие историко-философские корни. Данная тема нашла свое отражение в трудах выдающихся исследователей философов, юристов, социологов и т. д., во многих статьях и монографиях, она продолжает оставаться актуальной и в наши дни.
Важнейшим смыслом прав и свобод человека выступает то, что каждый субъект, признающий за собой право иметь собственные ценности и осуществлять свои права и потребности, должен понимать, что и любой другой субъект имеет те же права, а также признавать свою обязанность не ущемлять эти права. Правовые системы стран мира построены на основе равных для всех членов общества прав и обязанностей. И это естественно, ибо равенство прав и обязанностей означает справедливость как существенный принцип права.Начало формыКонец формы
С началом преобразований в России в 90-х годах ХХ в. и конституционно-правовым закреплением демократического социального государства вопросам прав и свобод человека и гражданина уделялось приоритетное внимание. И это понятно более чем семидесятилетнее господство советской социалистической идеологии вызвало необходимость заполнения вакуума в вопросах о буржуазных правах и свободах. При этом элементы обязанностей, сопровождающих любые права и свободы, оказались в тени. Об обязанностях практически ничего не говорилось либо говорилось очень мало.
Если правам и свободам личности в действующей ныне Конституции РФ в юридической науке уделяется большое внимание, то об обязанностях этого нельзя сказать. В Конституции РФ содержится лишь несколько статей, посвященных обязанностям. Между тем, не выполняя своих обязанностей, человек мешает другим гражданам осуществлять свои права. Проблема обязанностей оказалась весьма актуальной в наше время, когда Россия стоит на пути развития рыночных отношений и формирования правового государства и гражданского общества. Пока же наше государство сталкивается с массовым неисполнением гражданами своих обязанностей (например, уклонение от уплаты налогов и от военной службы).
Актуальность темы данной работы определяется тем, что общество все еще не осознало, что именно обязанности составляют фундамент взаимной безопасности сочленов общества и объективно необходимое условие их взаимодействия.
Характерной чертой современного российского законодательства является его нестабильность, обусловленная существенными изменениями и колебаниями экономического курса, бесконечными перестройками государственного аппарата, чрезмерной ролью субъективного курса.
Говоря об отрасли административного права необходимо отметить, что действующее на сегодняшний день оно до сих пор не в полной мере приведено в соответствие с Конституцией.
Цель данной работы дать характеристику правовых обязанностей граждан. Рассмотреть административные обязанности граждан как элемент административно-правового статуса. В курсовой работе раскрываются положения, определяющие понятие и цели административной ответственности, указываются законодательные нормы, определяющие применение административной ответственности.
Административно-правовой статус гражданина
Административно-правовой статус человека и гражданина — это комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами адм-го права: ОГВ и МСУ, гос-ми и негос-ми организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.
Административно-правовой статус человека и гражданина является составной частью общего правового статуса личности и урегулирован нормами конст-го и адм-го права. Многие права и обязанности человека и гражданина в административно-правовых отношениях производны от их конст-х прав и обязанностей и находят конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в актах ОМСУ. Другие права и обязанности не регламентируются конст-ми нормами, но, соответствуя духу КРФ, общей конституционной концепции положения личности в России, устанавливаются иными правовыми актами.
В связи с этим в содержание административно-правового статуса кроме прав и обязанностей личности включаются гарантии соблюдения этих прав и реализации обязанностей, механизм их охраны и защиты со стороны органов гос-й власти и МСУ.
Административно-правовой статус личности определяется, прежде всего, объемом и характером ее адм-й правосубъектности, которую образуют адм-я правоспособность и адм-я дееспособность.
Адм-я правоспособность — это признаваемая за личностью возможность быть субъектом АП, способность иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения, но ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже. В то же время некоторые права прекращаются еще до его смерти.
Адм-я правоспособность личности не может быть отчуждаема или передаваема, ее объем и содержание определяется и изменяется с помощью норм АП.
Адм-я правоспособность служит основой адм-й дееспособности личности, которая является условием реализации правоспособности, субъективных прав и обязанностей человека и гражданина в конкретных административно-правовых отношениях.
Адм-я дееспособность — это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.
В соответствии с КРФ гражданин может самостоятельно реализовывать в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), а отдельные права в административно-правовой сфере — и в более раннем возрасте. Например, значительно раньше, чем в 18 лет, лицо может реализовывать свое право на образование, с 16 лет наступает ответственность за совершение адм-х правонарушений.
Главной особенностью граждан как участников адм-х правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере ИВ, а не права гос-х или негос-х организаций, их должностных лиц.
Административно-правовые обязанности граждан РФ, подразделяются на два вида:
1. абсолютные - возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т.п.);
2. относительные - возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля платить налоги, поступающие в дорожные фонды, и т.п.).
Обязанности граждан РФ как субъектов АП заключаются в следующем (все обязанности граждан закреплены в КРФ):
платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 КРФ);
сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 КРФ);
защищать Отечество (ст. 59 КРФ);
не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 КРФ);
соблюдать Конституцию и законы РФ (ст. 15 КРФ).
Важнейшей обязанностью граждан как субъектов АП является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований ОГВ и МСУ, их должностных лиц.
Невыполнение гражданами своих обязанностей в сфере гос-го управления влечет за собой применение различных мер воздействия, включая и средства административно-правового характера. В этом случае, при наличии достаточных к тому оснований, граждане могут быть привлечены к адм-й, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, отличающихся по характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Они обладают всеми основными признаками любого правового отношения:
- первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающего ему юридическую форму;
- регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и прав сторон правоотношения, определяемая правовой нормой;
- установление их юридической ответственности за несоответствующее требованиям правовой нормы поведение.
Соответственно, административно-правовое отношение - урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой1.
Существуют две концепции признаков административно-правовых отношений. Согласно одной из концепций административно-правовые отношения:
1) возникают в процессе государственного управления;
2) имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (органа исполнительной власти);
3) являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон.
Вторая концепция административно-правовых отношений:
1) возникают в сфере государственного управления;
2) могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании;
3) делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: отношения власти-подчинения и отношения равноправия.
Несмотря на некоторые различия в понимании сущности административно-правовых отношений, можно отметить общий недостаток, свойственный обеим концепциям: в них ничего не говорится о таком фундаментальном признаке этих отношений, как важность установления гарантии судебной защиты прав и интересов граждан по отношению к управлению. Этот недостаток вытекает в отсутствие правового режима административно-правовых отношений, отсутствие режима обеспечения правовой защиты граждан по отношению к управлению (исполнительной власти).
Виды административно-правовых отношений
Существуют многочисленные виды административно-правовых отношений, которые подразделяются по различным классификационным основаниям: регулятивные и охранительные; материальные, процедурные и процессуальные; основные и неосновные: внутренние и внешние; субординационные и координационные; вертикальные и горизонтальные.
Логически выдержанная классификация административных правоотношений имеет важное значение для законотворчества, правоприменения, образовательного процесса и развития науки административного права. В литературе используется большой набор критериев классификации административных правоотношений. Основные из них следующие: 1) характер административных правоотношений с учетом функций права (регулятивной и охранительной, регулятивной динамической и регулятивной статической); 2) формирование административных правоотношений с учетом подотраслей административного права; 3) роль и место административных правоотношений в системе государственной администрации; 4) уровень выраженности властности в административных правоотношениях.
Первый из перечисленные здесь критериев можно назвать общетеоретическим, последующие -отраслевыми.
Для административных правоотношений данного вида характерна общая позитивная направленность.
Охранительные административные правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции административного права. Их возникновение обусловлено необходимостью защищать установленный правопорядок в сфере организации и функционирования государственной администрации, административного управления и административно-правового регулирования от нарушений. Они регулируются охранительными административно-правовыми велениями и направлены непосредственно на осуществление мер по защите субъективных прав, применение мер административной и служебно-дисциплинарной ответственности в случае совершения противоправных действий в указанной сфере.
Регулятивные административные правоотношения делятся в свою очередь на два взаимодействующих между собой вида: активного и пассивного типов. Административные правоотношения активного типа выражают динамическую функцию административного права и складываются на основании обязывающих административно-правовых велений. Движущей, активной силой в них являются субъективные юридические обязанности положительного содержания.
Например, гражданин, пожелавший заняться предпринимательской деятельностью, обращается в орган государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности с заявлением о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В возникшем административном правоотношении указанный орган обязан рассмотреть поступившее заявление и при наличии достаточных правовых оснований принять по нему положительное решение. Интересы управомоченной стороны административного правоотношения - гражданина удовлетворяются в результате совершения положительных действий обязанной стороной (органом государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности).