Файл: SWOT-Анализ и оценка ситуации в компании ПАО “Вымпел-коммуникации”.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
Характеристика компании Вымпелком
На сегодняшний день компания «Вымпел-Коммуникации» является одной из ведущих телекоммуникационных компаний России, работающая под брендом “Билайн” с 1993 года. Компания Билайн входит в группу компаний «Веон Лтд» — одного из крупнейших мировых интегрированных операторов связи, который предоставляет услуги мобильной и фиксированной телефонии, международной и междугородной связи, передачи данных, телематических услуг связи, доступа в Интернет на базе беспроводных и проводных решений, включая технологии оптоволоконного доступа, Wi-Fi и сети третьего и четвертого поколений. Компания обслуживает клиентов и B2C и B2B сегментов.
Свой личных вклад ежедневно вносят более 30 тысяч профессионалов, постоянно повышая качество услуг и разрабатывая новые конкурентоспособные продукты. В 89 регионах России компания предоставляет свои услуги порядка 60 миллионам абонентов.
Одно из наиболее перспективных направлений деятельности и развития оператора мобильной связи — диджитализация в целом и мобильный интернет как ее основной ресурс: непрерывно и стремительно растет спрос на мобильный интернет, причем и размер целевой аудитории, и потребность в количественном и качественном росте продукта.
К важным трендам развития отрасли мобильной связи относится развитие BigData, которая позволяет максимально детально и глубоко изучать потребности клиентов, наблюдать закономерности в их поведении и иметь глубокую аналитику и возможность превентивно реагировать на изменения. Возможно не существует такой отрасли, где будет собрано больше и разнороднее данных о клиентах, поэтому это отличная возможность развивать Bigdata направление и использовать ее преимущества в бизнесе.
Можно выделить особенностью компании Билайн - рискованные инновационные проекты, которые были запущены на рынке впервые и которые выделяли компанию среди других представителей большой четверки. К примеру, это семейные тарифы с возможностью управления счетом своих родных, конвергентные тарифы с возможностью платить за домашний интернет своим мобильным счетом, платформа Veon, в которой разработчики совместили функции личного кабинета, мессенджера, купонатора, новостной ленты и мультимедиа-центра.
Также основной задачей Билайн является привлечение и сохранение клиентов. Последнее является одним из наиболее острых вопросов при работе с клиентами,это стратегически важное направление, т.к. влияет на занимаемую долю рынка, что в рамках высокой конкуренции является одним из ключевых показателей. Задача уменьшения оттока стоит в первую очередь перед целевым маркетингом. который решает недовольство клиента на индивидуальном уровне. Важно иметь возможность принимать меры по возвращению клиента к использованию сети билайн, не только когда клиент уже принял решение об уходе, но на определенных триггерах предсказывать намерение об уходе и принимать меры. Важно найти к нему персональный подход и убедить его остаться - сделать целевое предложение которое подходит индивидуально этому клиенту.
Компания Билайн входит в большую четверку мобильных операторов России, которые представляют собой, на мой взгляд, олигопольную систему рынка. Каждый оператор имеет какие-либо преимущества перед конкурентами, однако конкуренция на телекоммуникационном рынке очень высокая, поэтому в основных продуктах и ценовой политике операторы идут нога в ногу. Моментальные реакции на обновленные продукты масс маркета, демпингование, маркетинговые акции.
Из года в год мобильная связь дешевеет, поэтому так важно гибко влиять на изменения рыночной ситуации - работать над несколькими направлениями, привлекать и удерживать клиентов и быть на одной волне с клиентами и на мой взгляд Билайн успешно справляется.
SWOT анализ и оценка ситуации
SWOT состоит из двух крупных этапов, когда анализируется внешняя среда компании и стратегической силы компании [2, с. 113]. Поэтому на первом этапе осуществления исследования «Билайна» был определен ряд ключевых факторов компании.
Возможности микросреды:
· Крайне большое число как ключевых клиентов, так и корпоративных клиентов;
· Есть стабильное количество надежных поставщиков тех продуктов, которые нужны для того чтобы осуществить заявленные услуги;
· Повышение спроса на предоставляемые услуги по России и странам СНГ.
Возможности макросреды:
· Стиль жизни и традиции населения меняются;
· Рост занятости населения.
Угрозы микросреды:
· Изменение цен конкурентами на аналогичные услуги в меньшую сторону;
· Предложение конкурентами принципиально новых услуг потребителям;
· Снижение числа потенциальных потребителей.
Угрозы макросреды:
· Нестабильная экономическая ситуация;
· Нестабильная политическая ситуация в некоторых странах СНГ, где оператор предоставляет свои услуги.
Выделенные ключевые факторы в категориях возможности и угрозы оценивается по информации из открытых источников и по итогам опроса менеджеров компании. Итоговые оценки отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Оценка внешней среды «Билайна»
Факторы внешней среды |
Вес фактора |
Коэффициент влияния |
Оценка мощности влияния |
Вероятность появления |
Возможности |
||||
Большое число как ключевых клиентов, так и корпоративных клиентов |
1 |
10 |
10 |
1 |
Есть стабильное количество надежных поставщиков |
0,8 |
8 |
6,4 |
0,9 |
Повышение спроса на предоставляемые услуги по России и странам СНГ |
0,9 |
8 |
7,2 |
1 |
Стиль жизни и традиции населения меняются |
0,9 |
9 |
8,1 |
1 |
Рост занятости населения |
0,7 |
8 |
5,6 |
0,8 |
Угрозы |
||||
Изменение цен конкурентами на аналогичные услуги в меньшую сторону |
0,7 |
8 |
5,6 |
0,3 |
Предложение конкурентами принципиально новых услуг потребителям |
1 |
7 |
7 |
0,9 |
Снижение числа потенциальных потребителей |
0,9 |
8 |
7,2 |
0,3 |
Нестабильная политическая ситуация в некоторых странах СНГ |
0,4 |
5 |
2 |
0,8 |
Нестабильная экономическая ситуация |
0,8 |
8 |
6,4 |
0,7 |
Второй этап исследования говорит о необходимости выделения факторов, отражающих сильные стороны компании и слабые стороны компании.
Сильные стороны организации:
· Присутствие отлаженной и проверенной системы анализа внутренней информации компании (опираясь на которые можно отслеживать те темпы, с которыми компания развивается);
· Уровень предоставления заявленных услуг мобильной связи на высоком уровне;
· Существование в компании отдела маркетинга, который, фактически, на постоянной основе осуществляет исследования;
· Способы предоставления заявленных услуг мобильной связи многообразны, есть специальные особые программы для ключевых клиентов (постоянных клиентов, которые на регулярной основе пользуются услугами компании) и корпоративных клиентов.
Слабые стороны организации:
· Отсутствие ПО базы знаний, содержащих теорию и специальные математические модели, которые использовались бы для обработки сведений, поступающих из внешней среды;
· Зона покрытия сети мобильного интернета (в крупных и туристических городах, как правило, уверенный прием связи, но на периферии это не всегда так);
· Офисы продажи услуг на периферии не всегда есть;
· Не самый высокий доход в расчете на одного пользователя услуг, предоставляемых компанией.
Соответственно каждый фактор сильных и слабых сторон компании получает свою оценку и на основании этого составляется таблица 2 (оценка конкурентоспособности «Билайна»), которая будет использована при составлении итоговой матрицы корреляционного анализа SWOT рассматриваемой компании [3].
Таблица 2.
Оценка конкурентоспособности «Билайна»
Факторы, влияющие на конкурентоспособность компании |
Коэффициент значимости факторов |
Оценка фактора |
|||
Билайн |
Оценка |
Конкуренты |
|||
МегаФон |
МТС |
||||
Сильные стороны |
|||||
Присутствие отлаженной и проверенной системы анализа внутренней информации компании |
1 |
5 |
5 |
4 |
5 |
Уровень предоставления заявленных услуг мобильной связи на высоком уровне |
1 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Существование в компании отдела маркетинга, который, фактически, на постоянной основе осуществляет исследования |
1 |
4 |
4 |
5 |
4 |
Способы предоставления заявленных услуг мобильной связи многообразны |
0,8 |
4 |
3,2 |
4 |
4 |
Слабые стороны |
|||||
Отсутствие ПО базы знаний |
0,9 |
-1 |
-0,9 |
0 |
1 |
Зона покрытия сети мобильного |
1 |
-1 |
-1 |
1 |
3 |
Офисы продажи услуг на периферии не всегда есть |
1 |
-2 |
-2 |
-2 |
3 |
Не самый высокий доход в расчете на одного пользователя услуг |
0,8 |
-3 |
-2,4 |
-2 |
-3 |
Следующий шаг в проведении анализа по методике SWOT состоит в присвоении оценок экспертами взаимозависимости компонентов внешней и внутренней среды организации по градации от 5 до -5 [4]. Итоговая матрица SWOT-анализа представлена в виде таблицы 3.
После внесения всех необходимых экспертных оценок в матрицу SWOT-анализа эти оценки транспонируются. Основываясь на оценках экспертов можно понять и вполне конкретно выделить возможности и угрозы внешней среды, сильные и слабые стороны.
Таблица 3.
Итоговая матрица SWOT-анализа «Билайна»
Согласно таблице 3 получается, что матрица SWOT-анализа четко показала, что является сильными, слабыми сторонами «Билайна», возможностями и угрозами.
Так самые сильные стороны «Билайна»:
· Уровень предоставления заявленных услуг мобильной связи на высоком уровне;
· Способы предоставления заявленных услуг мобильной связи многообразны, есть специальные особые программы для ключевых клиентов (постоянных клиентов, которые на регулярной основе пользуются услугами компании) и корпоративных клиентов.
Самыми слабыми сторонами можно назвать:
· Отсутствие ПО базы знаний, содержащих теорию и специальные математические модели, которые использовались бы для обработки сведений, поступающих из внешней среды;
· Зона покрытия сети мобильного интернета (в крупных и туристических городах, как правило, уверенный прием связи, но на периферии это не всегда так);
· Офисы продажи услуг на периферии не всегда есть.
Наиболее опасными угрозами, в свою очередь, можно считать:
· Предложение конкурентами принципиально новых услуг потребителям;
· Нестабильная политическая ситуация в некоторых странах СНГ, где оператор предоставляет свои услуги.
А самые хорошие возможности внешней среды для «Билайна» состоят в:
· Большом числе как ключевых клиентов, так и корпоративных клиентов;
· Изменяющемся стиле жизни и традициях населения.
Обоснование предложений по решению рассматриваемой задачи
Варианты работы с проблемными зонами компании:
-усовершенствование работы Bigdata на промышленном уровне. Данные должны доступны аналитикам для исследований, однако это ручной и трудоемкий процесс. Необходимо заняться автоматизацией выгрузок и преобразований данных дл того, чтобы они использовались в продажах целевого маркетинга, для более быстрых исследований и в дальнейшем разработке новых продуктов.
- зона покрытия безостановочно растет, помимо постройки своих вышек, что несет значимые вложения, возможно, следует чаще использовать аренду вышек конкурентов
- в местах, где отсутствуют офисы продаж и открыть их невыгодно,следуюет прибегать в услугам мультибрендовых магазинов и использовать продвижение своих продуктов через них.
Через ПО продавцов мультибренда можно запустить продажу персонализированных предложений, как это используется в монобренде
- Каждый оператор имеет какие-либо преимущества перед конкурентами, однако конкуренция на телекоммуникационном рынке очень высокая, поэтому в основных продуктах и ценовой политике операторы идут нога в ногу. Моментальные реакции на обновленные продукты масс маркета, демпингование, маркетинговые акции.
Билайн много работает в области создания новых услуг и предлагает клиентам выгодные новые продукты, помимо связи. Такие предлжения имеет низкую цену, однако невысокую окупаемость, поэтому , на мой взгляд, нужно наблюдать за обновлениями конкурентов, быть на чек, но в то же время быть осторожными в плане рисков и занимать свою нишу.
Выводы и рекомендации
По полученным данным можно сделать закономерные выводы. Маркетинг компании «Билайн» достаточно сильно развит, что благоприятно сказывается на том, каким образом осуществляются услуги, какие специальные программы существуют и активно работают с постоянными клиентами и корпоративными (например, тарифы корпоративной связи по специальным ценам), что благоприятно влияет на удержание уже существующих клиентов и привлечение новых (путем использования такой возможности внешней среды, как изменяющийся стиль жизни и традиции). Но слабые стороны у такого большого игрока, как «Билайн», все-таки есть. Самой слабой стороной все же нужно признать зону покрытия сети мобильного интернета. В целом покрытие мобильного интернета хорошее, но это относится к крупным городам и их пригородам, а также к популярным туристическим местам. Отсюда вытекает и главная угроза – конкуренты, которые будут предлагать принципиально новые услуги, новые решения относительно как мобильной связи, так и мобильного интернета.